МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Алеуты « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность
Алеуты — жители Тихоокеанского побережья Азии и Америки, в России и США.
Общая численность – 4473 человек
В России живут на Командорских островах (остров Беринга и остров Медный), которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность алеутов в России — 540 человек (по переписи 2002 года), из них в крае — 446 чел., в селе Никольское, в единственном населённом пункте на острове Беринга и районе в целом (с 1970-х годов).
Большая часть алеутов (2000 человек) проживает в США на Алеутских островах (штат Аляска). Численность их в середине XVIII века достигала 12 — 15 тыс. человек.

История алеутов
История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733—1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой — с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000 — 4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов, по другим источникам — они выделились в самостоятельный этнос достаточно давно.
До первых контактов с русскими в середине XVIII в. алеуты заселяли всю гряду Алеутских о-вов и юго-западную оконечность полуострова Аляска (всего ок. 160 поселений) и насчитывали примерно 8-10 тыс. чел. До контактов с русскими алеуты разделялись на восемь племен: (1) к,агаан тайаг,ун,ин, букв, «люди востока»; жили по крайней мере в 34 поселках на Аляске (Алахсха), Шумаганских о-вах (к,агииг,ун), о. Санак и небольших островках к северу от него (кутхин), о. Унимак (унимах, или унимгих,); (2) к,игииг,ун — ок. 40 поселков в восточной части Лисьих о-вов, о-вов Креницына, восточной части о. Уналашка; (3) к,аwалан,ин — не менее 28 поселков на западе Лисьих о-вов, в западной части о. Уналашка и о. Умнак; (4) акууг,ун — восемь поселков на Четырехсопочных о-вах (унииг,ун); (5) нииг,уг,ис — ок. 30 поселков на Андреяновских о-вах, включая о. Канага; (6) наа «мигус — не менее 9 поселков на о. Танага и Delarof Islands; (7) к,ах,ун (в западном диалекте [о. Атка] — к,ах,ус) — не менее 10 поселков на Крысьих о-вах; (8) сасигнан — многочисленные поселки (даже приблизительное число неизвестно) на Ближних о-вах.
С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца с Атау. Ныне на Командорах обитает 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.
После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 зверосовхоза, выделение в 1928 Командорских островов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 начался прирост численности населения. В то же время развивается процесс рассеивания алеутов, их оседания на материке.
С 1969 алеуты в основном живут в селе Никольском. По образу жизни и социальной структуре не отличаются от приезжего населения. Возросло количество межнациональных браков.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды

Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов был распространён шаманизм, в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia — колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.
В конце XVIII века алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведённые на алеутский язык. Характерно, что часть аборигенов стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.Наверх

Ремесла и промыслы

Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 их население работало на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.
Охота в открытом море
Алеуты охотились в открытом море на бобров, котиков и сивучей. Кожаная лодка-каяк, на которой отправлялись охотники, была поистине «инженерным триумфом» алеутов. Раздвоенный по вертикали форштевенъ рассекал при движении по воде боковую волну и предохранял каяк от повреждений, а в сочетании с килевой планкой позволял «изгибаться на волнах».
Охотник, сидящий на дне лодки, надевал поверх наплечной одежды из кишок морских животных широкий пояс из того же материала. Верхний край пояса затягивался на груди, а другой — поверх люка. Вода уже не могла проникнуть внутрь каяка, и если даже лодка переворачивалась при сильной волне, то не тонула, а возвращалась в первоначальное положение.
Охотники были опытными мореходами, что позволяло им справляться с любой непогодой и благополучно вернуться домой в любую погоду. Ориентиром для них служили летящие птицы, высота волны, направление ветра. В ненастную погоду члены семей охотников выходили на высокий берег со светильниками и жирниками, служившими своего рода маяками.
Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей — на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2-3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок — деревянных дощечек 50-70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.
На фото: Стрелы и гарпуны для охоты на моржей. Алеуты. Северо-западная Америка. Конец XIX в. Фонды РЭМ.
Важную роль в морской охоте играли байдара – деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник. Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).
На фото: Промысловый головной убор. Конец XIX – начало XX в. Алеуты. Алеутские о-ва.
Промысловый головной убор — часть снаряжения охотника. Он защищал глаза от солнечных бликов на воде и морских брызг. Изготовление таких головных уборов из дерева и китового уса требовало большого мастерства и времени. Поэтому цена такого головного убора была очень высокой и равнялась стоимости 1-3 рабов или лодки.
Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о. Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.
Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили, вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка – широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.
Были развиты резьба по дереву и кости, гравировка по кости, узорное плетение из трав.

Коробка из стеблей дикой ржи для хранения швейных принадлежностей. Алеуты. Алеутские о-ва. Конец XIX — начало XX в. Фонды РЭМ 

Наверх

   

 
 

Традиционное жилище

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из 2-4 больших полуземлянок (улягамах). Выбирались высокие, открытые места, чтобы оттуда удобно было наблюдать за ходом морских животных и за приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, а сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружались нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX в. традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крыша, сделанные из жердей и досок, обкладывались дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку – выход через небольшие сени. Освещались жилища жировыми лампами, иногда ставились печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.

Наверх

Традиционная одежда


Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Особой красотой отличались женские накидки в виде пелерины или плащаПоявился и новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие самлши их кожи морских животных.Обувь – торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.
Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившепй одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытыхморжей. Эти головные уборы носили только мужчины.
Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Охота на китов издавна была традиционным занятием многих народов – алеутов, гренландцев, камчадалов, скандинавов, чукчей, эвенков, японцев. По осени они заготавливали мясо: вялили, заливали китовым жиром или замораживали – да так, что оно могло храниться почти год.
С 1980-х годов на промышленный отлов китов введён мораторий: европейские и американские китобои ради китового жира за два последних века истребили большую часть мирового поголовья. Коммерческий отлов китов по-прежнему ведут лишь Норвегия и Япония. Кроме того, некоммерческий отлов китов традиционными способами разрешён сейчас жителям Грендандии и малый народам, которые живут на северных территориях США, Канады и России.
Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

Рецепты:

Целую соленую рыбу отмочить в проточной воде, примерно 3-4 дня. Если ее разделать и порезать на куски — процесс происходит быстрее но рыба теряет вкусовые качества. Отделить мясо от костей и шкуры. Порезать на кусочки 1-1,5 см., добавить уксус, перец, лук, можно и зеленый горошек. Перемешать. Все, можно есть, вернее подавать в качестве закуски.

Второй способ аналогичен первому. Свежезамороженную рыбу настрогать или порезать ножом, добавить уксус, соль, перец, лук дать выстояться 1-3 часа и можно есть. Главное условие — рыба должна быть хорошо промороженная: 6-10 часов при температуре -35.. -45 градусов, или 2-4 дней при -10… -20 градусов.

Брюшки в кляре. У свежей нерки, кижуча, гольца берется брюшко и ребра, кости отделяются, режутся примерно на кусочки по 5-6 см. Делается кляр, на одну рыбину (1,5 -2 кг.) примерно пол стакана муки, одно яйцо (или 2 чайные ложки яичного порошка), добавляется соль, перец по вкусу. Все это разводится молоком или водой (можно и сухое молоко) до сметанообразного состояния. Сковорода с растительным маслом должна быть хорошо разогрета. Кусочки рыбы полностью обмакиваются в кляре, лишнее тесто стряхивается и ложатся на сковородку. Жарится очень быстро. Аналогично жарится и палтус, только толщина кусочков должна быть не более 1,5..2 см.

Юкола. В основном делают из нерки. Рыбу потрошат, отрезают голову, Разрезают вдоль до самого хвоста но не совсем, получается две половинки соединенные в хвосте. Удаляют хребет вместе с ребрами. Эти две половинки вешают на жерди под навесом. Можно немного подсолить. Высушенная рыба хранится очень долго и сохраняет все питательные вещества.

Пирог рыбный. На пирог идет треска, нерка, кижуч, голец. Используется пресное тесто. Рыбное филе нарезают мелкими кусочками (1-2 см.) В противень укладывают тесто слоем в 0,5-1 сантиметра. На него примерно таким же слоем укладывают слегка недоваренный рис (можно и картошку сырую), затем слой нашинкованного лука. Затем слой рыбы от 1,5 до 2,5 см. Некоторые хозяйки наоборот — сначала рыба потом рис. Последний слой лука, специи: соль, перец, петрушка (по вкусу). Все это накрывают слоем теста толщиной 0,5 — 1 см. Края защепляют. Получившийся пирог сверху протыкают вилкой раз примерно 10-12, для выхода пара, а то раздуется как колобок. Из остатков теста делают разные украшения и укладывают сверху. Ставят в духовку, время от времени проверяют. Обычно когда оно покроется коричневатой корочкой — значит готово.!

Котлеты из трески. Мясо трески перекручиваем на фарш. Добавляем в него примерно столько же и перекрученного сала. В этот фарш добавляем лук, картошку. Перец, зелень и соль по вкусу. Обжариваем котлеты до появления корочки. Потом все это кладем в кастрюлю, грамм 100-150 воды или какой ни будь подливы, и парим.

Чимигин — алеутские «семечки». Моллюски. Морские улитки диаметром от 1 до 2,5 см. В прибойной полосе ими усыпаны все камни. Берется железная посудина, засыпаем в нее улиток, набирается тут же морская вода, варим их примерно 3-5 минут. Самое главное: нужна иголка или что-то наподобие, чтобы выковыривать их из раковин. Похоже на мясо краба или кальмара- это уж кому как. Очень вкусно. И занятие на долгое время. Дети просто в восторге, когда им на берегу моря сваришь этих «семечек». И действительно, иной раз так увлечешься этими «семечками», что с удивлением заметишь груду пустых раковин возле себя.

Утка в походных условиях. Разводим костер на крупной гальке. Ощипываем утку, потрошим. Сердце и прочий ливер укладываем внутрь. Соль, специи по вкусу. Если есть картошка — туда же. Сгребаем костер в сторону, в ямку — утку, сверху засыпаем горячей галькой. Сверху остатки костра — пусть прогорает минут 20 — 30.

Соленые ласты. Ласты нерпы, котика обрезают по первый сустав. От шкуры не очищают. Укладывают в бочку, заливают крепким тузлуком (соляной раствор), ставят под гнет. Если их нужно заквасить то соли используют не много. Есть можно через пару месяцев. Котиков забивают в основном молодых, мясо у них рыбой почти не пахнет.

Свежие ластики (ласты) морского котика варят вместе с картошкой в «мундирах». Едят с картошкой. Горчица или чеснок по вкусу.

Тачи
— лопатки морского котика. Лопатки слегка подсаливают, натирают чесноком и перцем. Ставим их в духовку на противне. Минут через 20-30 можно есть. От обычного мяса отличается очень нежным вкусом. Нет не жил ни прочих атрибутов обычного мяса. Цвет темно-коричневый.
 

 

Сольтисон по-алеутски. Из нерпы, котика извлекают желудок вместе с пищеводом. Выворачивают, соскабливают слизь и прополаскивают. Выворачивают в изначальное положение. Надувают, завязывают, вывешивают на ветерке. В высушенный желудок укладывают слоями юколу и нерпичий жир. Жир нарезают полосками. Завязывают и вешают в погребе. Через 2-3 месяца юкола пропитывается жиром, становится мягкой и готова к употреблению. В этих же желудках квасят и ластики, также добавляя нерпичий жир. Вообще-то перетопленный нерпичий жир при нормальной температуре остается жидким как растительное масло.

Наверх 

Фольклор

Фольклор недостаточно изучен, поскольку фундаментальных исследований не вели.
Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.
Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.
Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.Существовали и культовые пляски — пляска для творца «Агу`гук`» всего видимого и невидимого. Шаманы в масках и личинах с помощью одних плясок вызывали души умерших воинов, охотников и родственников; с помощью других — духов, действующих на человека в пользу и во вред. Отдельные пляски посвящались духам промышляемых морских зверей и птиц, встречались пляски очищения огнем (пляска шамана перед зажженным светильником). Исполняя самые древние тотемные пляски, алеуты перевоплощались в морских животных и птиц, подражая их пластике.
Пляску всегда начинали мужчины — с запева и игры на бубнах. Женщины подхватывали и продолжали. По тому, как использовались обрядовые ритуальные пляски, их можно разделить на мужские и женские, общие и индивидуальные, стоячие и сидячие. Сидячие танцы-инсценировки наиболее древние, в них «танцевала» верхняя часть тела, голова, руки и лица. Стоячие отличались пружинистыми движениями на полусогнутых ногах с наклоном корпуса вперед, резкими поворотами, различными положениями рук.
Пляски в основном были сольными или малочисленными — два-три участника. Исполнялись они, как правило, в закрытых помещениях — бараборках (полуподвальных жилищах алеутов), реже — на открытых площадках, специально для этого предназначенных. Из-за пространственной ограниченности бараборки в праздниках и представлениях не могло участвовать большое число исполнителей.
Танцы можно разделить на три группы:

I. Национально-ритуальные — Чачкух`, Ух`дух`», Силитих`, К`аг`анадах` — исполняются под горловые выкрики х`и-х`и, х`а-х`а, х`а-х`а, х`и-х`и, удары в ладоши и аккомпанемент национального бубна — чайах`.II. Танцы, заимствованные алеутами у других народов. Они в свою очередь делятся на заимствованные, но переработанные и имеющие алеутское название (Тулукызах`, Карагох`, Баланс), и заимствованные, но сохранившие свое первоначальное название (Восьмера и Кадриль).
Тулукызах` — танцевали только на острове Медном. Состоит из шести частей-фигур, по своему построению напоминает кадриль.
Карагох` (от старорусского слова карагот — хоровод) — шуточный алеутский танец.

III. Имитационно-подражательные танцы (Топорок, Ворон) и танцы-инсценировки («Охота на нерпу», «Охота на глупую нерпу»). Пример песенно-танцевальной картинки, созданной по мотивам алеутской легенды, в которой повествуется о том, как рыбаки ловили рыбу, а поймали прекрасных девушек.

САРАНАМ ТАЯГУНИШ
(Мужчины с Саранного озера)
Запись и постановка танца В. Нилова
Музыка народная
В композиции участвуют шесть человек — три девушки-рыбы и трое юношей-рыбаков. Музыкальный размер 4/4.

 Костюмы исполнителей
Костюм девушки — платье цельнокроеное, с длинными рукавами, приталенное, книзу расширяющееся. Ворот, верхняя часть груди и спины отделаны национальным орнаментом из бисера, тесьмы, полосок меха.
Головной убор — из меха темно-коричневого цвета с небольшим возвышением спереди, орнаментирован тесьмой в нижней и центральной части, концы тесьмы свисают сзади, к ним привязываются клювы морских птиц — топорков. Головной убор напоминает голову птицы.
Костюм юноши — рубашка из плотного материала бордового цвета, прямого покроя и не очень длинная. Воротник — стойка. Ворот, верхняя часть груди и спины орнаментированы так же, как женское платье. Брюки светло-кофейного цвета, отделанные понизу орнаментом, ленточками, кусочками кожи.
На ногах у исполнителей торбаза (сапожки) из меха сивуча.

 Описание танца
На сцене женщины. Они поют алеутскую песню, сопровождающую танец:

С Саранного жду я мужчин,
Хочу скорее встретиться с ними.
Сверху идут мужчины,
Здоровые, веселые, сильные,
Возвращаются домой. Парень любит одну девушку,
Но не знает, будет ли она его.

Они любили друг друга,
Но пока парень был на промысле,
Девушку отдали замуж за другого.
И все-таки у парня есть надежда,
Что они останутся вместе.

Перед началом танца партнеры стоят с правой стороны за кулисами: первый юноша — у верхнего правого угла, второй — во второй кулисе, третий — у нижнего правого угла. Девушки стоят с правой стороны у второй кулисы друг за другом.

Первая фигура (8 тактов)
1—4-й такты. Юноши выходят простым шагом с носка правой ноги на середину сцены и останавливаются по диагонали, имитируя, что в левой руке у них дощечка с леской, в правой — крючок с грузилом.
5-й такт. Танцующие поворачиваются через левое плечо и одновременно делают взмах: забрасывают леску с грузилом в воду .
6—8-й такты. Юноши отходят назад, имитируя вытягивание закинутой лески с грузилом из воды. Одновременно девушки, взявшись за руки, на полупальцах появляются на сцене .

Вторая фигура (8 тактов)
1—2-й такты. Юноша, стоящий крайним с левой стороны, кладет перед собой на землю свою дощечку с леской и приглашает на танец понравившуюся ему девушку.
3—4-й такты. Первая образовавшаяся пара исполняет движение 1 лицом к зрителю. В это же время образуются еще две пары.
5—8-й такты. Все исполняют движение 1; взявшись за руки, двигаются от правых кулис к левой и выстраиваются в линию.

Третья фигура (8 тактов)
1—4-й такты. Юноши и девушки, взявшись за руки, линейнообразно движением 2 двигаются вперед, затем на последнюю четверть 4-го такта делают поворот через левое плеч
5—8-й такты. Этим же движением двигаются назад

Четвертая фигура (8 тактов)
1—8-й такты. Танцующие исполняют петлю. Движением 3 (зигзаг) имитируют движение вытаскиваемой рыбы, на конец 8-го такта выстраиваются по диагонали.

Пятая фигура (8 тактов)
1—4-й такты. После движения «зигзаг» девушки как бы срываются с крючка, пытаются скрыться в воде, уплыть. Они быстро образуют из линии полукруг и приседают справа на авансцене.
5—8-й такты. Юноши в недоумении, но, быстро сориентировавшись, берут в руки дощечку с леской, раскручивают ее, забрасывают в воду и вновь вытаскивают «рыбок», каждый себе в пару.

Шестая фигура (8 тактов
1—4-й такты. Танцующие исполняют движение 4 в паре вправо.
5—8-й такты. Партнеры повторяют исполненное движение влево.

Седьмая фигура (4 такта)
1—4-й такты. Юноши и девушки, исполняя движение 2, уходят в глубь сцены, расходясь парами за кулисы.

Описание движений

Движение 1. Основной ход с покачиванием из стороны в сторону — волна (1 такт).
Исходное положение — шестая позиция ног. Руки опущены. Партнеры стоят лицом к зрителям.
На счет «раз — и» — шаг правой ногой в сторону, перенос тяжести тела на правую ногу.
На счет «два — и» — перенос тяжести тела с правой ноги на левую.
На счет «три» — перенос тяжести тела с левой ноги на правую.
На счет «и» — шаг накрест левой ногой через правую.
На счет «четыре» подставить правую ногу к левой в шестую позицию на полупальцы.
На счет «и» — маленькое приседание в шестой позиции.
Движение исполнять легко, раскачиваясь из стороны в сторону, делая одновременно головой движения вправо, влево, через низ, вверх, вниз.

Движение 2. Ход вперед с поворотом (4 такта)
Исходное положение — шестая позиция ног. Руки внизу соединены. По мере движения руки поднимать вверх перед собой на уровне головы, повернув корпус направо, левая рука каждого исполнителя согнута в локте, правая рука вытянута и лежит на левом плече впереди стоящего лицом к зрителю исполнителя.
1-й такт. На счет «раз — и» — шаг с правой ноги вперед.
На счет «два — и» — шаг с левой ноги вперед.
На счет «три» — шаг с правой ноги вперед.
На счет «и» — поворот вправо на 90°, подставив левую ногу к правой в шестую позицию на полупальцы.
На счет «четыре — и» медленно опуститься с полупальцев в небольшое полуприседание лицом к зрителю.
2-й такт. На счет «раз — и» развернуться к зрителю, сделать шаг с левой ноги вперед.
На счет «два — и» — шаг с правой ноги вперед.
На счет «три» — шаг с левой ноги вперед.
На счет «и» — поворот влево на 90°, подставив правую ногу к левой в шестую позицию на полупальцы.
На счет «четыре — и» медленно опуститься с полупальцев в небольшое полуприседание лицом к зрителю.
3-й такт. На счет «раз — и» исполнители поворачиваются через левое плечо и, начиная движение 2 с правой ноги, продвигаются в глубь сцены.
На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» движение повторяется, как в 1-м такте.
4-й такт. Движение повторяется сначала.

Движение 3. 3игзаг (1 такт)
Исходное положение — шестая позиция ног.
За такт — подняться на полупальцы обеих ног.
На счет «раз» — шаг левой ногой в сторону по линии танца, опуститься с полупальцев в небольшое приседание.
На счет «и» — шаг с правой ноги, поставить ее сзади накрест левой, одновременно подняться на полупальцы и поднять левую пятку.
На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» повторить исполненное на «раз — и».
Движение повторяется четыре раза.

Движение 4. Припадание в паре (2 такта)
Исходное положение — шестая позиция ног. Руки опущены вниз, кисти немного приподняты. Исполнители стоят друг против друга.
Затакт — танцующие пары поднимаются на полупальцы обеих ног по шестой позиции.
1-й такт. На счет «раз» — шаг правой ногой в сторону по кругу, опуститься с полупальцев в небольшое приседание.
На счет «и» левую ногу поставить сзади накрест правой ноги, одновременно подняться на полупальцы и поднять правую пятку.
На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» повторить исполненное на счет «раз — и».
Движение повторяется четыре раза. В ходе движения по кругу танцующие пары меняются местами.
2-й такт. Затакт — танцующие пары поднимаются на полупальцы обеих ног по шестой позиции.
На счет «раз» — шаг с левой ноги в сторону по кругу, опуститься с полупальцев в небольшое приседание.
На счет «и» правую ногу поставить сзади накрест левой ноги, одновременно подняться на полупальцы и поднять правую пятку.
На счет «два — и», «три — и», «четыре — и» повторить исполненное на «раз — и». Движение повторяется четыре раза. Двигаясь парами по кругу в противоположную сторону, партнеры приходят к исходному положению.

НАРОДНЫЕ ИГРЫ АЛЕУТОВ
Игры народов Севера издавна привлекают внимание исследователей, лингвистов, этнографов. Особый интерес представляют игры, ритуалы, праздники алеутов, с древнейших времен обосновавшихся на Алеутских островах и юго-западе Аляски и создавших своеобразную культуру морских охотников и рыболовов. Сведения об этой культуре мы находим в трудах многих ученых и путешественников как XIX, так и XX столетия. Данные описания алеутских игр сделаны автором на основании собственных наблюдений (в 1980-х годах он работал в селе Никольском Алеутского района Камчатской области), а также на основе изучения специальной литературы.
В прошлом алеуты проводили игры как на открытом воздухе — на хорошо утоптанных площадках на берегу моря, так и в своих полуподземных жилищах. Национальные игры устраивались во время сезонных праздников, на традиционных праздниках кита, первой байдарки, перехода в зимние жилища, окончания сезона охоты. Для проведения праздника избирались распорядители из числа уважаемых людей, которым все беспрекословно подчинялись. Вокруг игровой площадки рассаживались так, что женщины оказывались с одной стороны, а мужчины — с другой.

 КАКАН
Игра записана ученым и просветителем И. Вениаминовым. С 1824 по 1834 год он был миссионером на Алеутских островах.
В игре принимают участие две пары соперников.
На земле рисуют два больших квадрата на незначительном расстоянии друг от друга. Внутри квадратов проводят три линии. Каждая пара играющих располагается у края своего квадрата. Стоя на коленях, игроки поочередно забрасывают в другой квадрат деревянные или костяные кружочки. Кружок должен попасть на одну из линий. К тому же, бросая кружок, играющий должен сбить им другие кружки, уже лежащие на линии. В случае промаха надо повторить бросок. Когда одна из пар соперников использует все свои кружки, тот, у кого их на линиях окажется больше, получает в награду несколько палочек.
Игра продолжается до тех пор, пока все палочки три раза не перейдут к одной и той же паре.

КАЛУБА
Описание этой игры дано в книге И. Барабаш-Никифорова «В стране ветров и туманов» (1934 год)
У играющего в руках кольца и чурка. Их обычно вырезали из дерева и украшали резьбой. Кольцо напоминает большую ложку, в ковше которой вырезан круг-кольцо. Чурка — конусообразный снаряд, похожий на веретено. Играющий подбрасывает чурку, которая острым концом должна попасть в кольцо. Некоторые мастера попадают до ста раз подряд. Похожая игра есть у эскимосов. Только в кольце у них было три отверстия разной величины, что затрудняло выигрыш.
Играли на дробь, порох, пистоны, а то и на простой щелбан.

АЛЕУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БОРЬБА
Это соревнование описано В. Иосельсоном в материалах об алеутском фольклоре, изданных в 1923 году.
Борьба происходила на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю древками острием вверх. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе  и ловкости, должны были оторвать противника от земли и поднять его над собой. Игра велась достаточно серьёзно: ведь оторванного от земли противника победитель старался бросить на острие копья. Естественно, что сегодня это условие неприемлемо и копья играют чисто декорационную роль.

ОХОТНИК
Стрельба из лука по мишени. Стрельба производится на расстоянии 25-50-100 шагов. Мишень делается из соломенных жгутов, свернутых в круг. Алеутский лук отличается от традиционного тем, что тетива протянута вдоль его наружной стороны. Стрелы имеют заостренные костяные наконечники (плоские или с зазубринами). Некоторые стрелы украшены оперением из расщепленных перьев.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА СУДАТИХ
Судатих — короткое копье с каменным острием. Соревнующиеся садятся друг против друга, вытянув ноги вперед и упираясь пятками в пятки противника. Держась двумя руками за копье, по команде каждый тянет его на себя. Задача — сдвинуть противника с места.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА РЕМНЕ
Заимствовано у чукчей.
Двое играющих садятся друг против друга, скрестив ноги. Им на шеи надевается кольцо из ремня. По команде каждый старается перетянуть соперника,сдвинуть его с места.

ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА РУКАХ
Заимствовано у чукчей.
Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепливаются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

ЛЕСТНИЦА
Эта забавная лестница была постоянным атрибутом традиционных зимних праздников алеутов Укамах. Праздники проводились поочередно в разных селах. К ним долго готовились, сочиняли песни, сценки, изготовляли костюмы и маски. В середине праздника традиционная лестница (бревно с зарубками) убиралась. На ее месте ставили лестницу, сделанную из надутых пузырей или надутых чучел. По ней мог спуститься только самый ловкий. Вариант такой лестницы представляет собой сооружение, на котором крепятся (подвешиваются на веревках) прочные шесты — один ниже другого. Получается что-то вроде лестницы с подвижными перекладинами, висящими в воздухе. Края шестов украшены надутыми пузырями сивучей или нерпы. Пузыри разрисованы, а внутрь вложены различные побрякушки. Участник соревнования вбегает по наклонно установленному бревну и, переступая с шеста на шест, пытается спуститься вниз. Соревнование сопровождается пением и игрой на алеутском бубне, который не только аккомпанирует, но и передает состояние участника (дрожь от страха, уверенность и т.п.).

Наверх

 

Язык и письменность


Aлеутский язык (the Aleut language). Происхождение названия «алеут» и, соответственно, «алеутский язык» точно не известно. В 1930-е гг. в лингвистической литературе на русском языке предпринимались попытки ввести новое название языка — унанганский язык — на базе алеутского самоназвания унан,ан (общий термин на базе указательного местоимения уна— «там, на низком берегу: вид с моря», покрывающий несколько самоназваний племен; в западном диалекте [о. Атка] — унан,ас), однако они не увенчались успехом. Алеуты называют свой язык унан,ам тунуу; унаyн,ам умсуу «алеутский язык»
Диалектология и носители языка
На данный момент насчитывают несколько сотен носителей языка, большинство из которых являются носителями западного (аткинского) диалекта и проживают на острове Атка, одном из самых западных Алеутских островов. Второй по численности — восточный диалект, отдельные носители которого живут на о-ве Уналашка и на о-ве Умнак; к восточному диалекту также относят разновидность языка, на которой говорят на о-вах Прибылова. Наименее малочисленны диалекты о. Беринга и о. Медный, на которых говорят потомки алеутов, насильственно переселённых на эти острова во времена российской колонизации Аляски. Диалект о. Медный представляет собой креолизированную разновидность западных диалектов (аткинского и Атту), сочетающую по преимуществу алеутскую лексику и русскую морфологию. Диалект о. Атту, относящийся к западным, считается вымершим.
Социолингвистическая ситуация
Пока есть живые носители языка, предпринимаются попытки его возрождения. Алеутский язык преподаётся в школах на о. Уналашка, о. Атка и на о-ве Сент-Джордж (о-ва Прибылова). В 1950—1990-ые годы ряд пособий, традиционных текстов, грамматика и большой словарь были выпущены Кнудом Бергсландом в сотрудничестве с носителем языка Мозесом Дирксом. Тем не менее носителей языка с каждым днём становится меньше, актуален вопрос о создании пособий и программ по изучению алеутского разговорного языка, над чем работают несколько лингвистов на Аляске.
Алеутская письменность .
Алеутская письменность на основе кириллицы была создана в начале XIX века русскими миссионерами. На этом алфавите издавались богослужебные книги и несколько букварей. Использовался, в основном, церковно-славянский шрифт (буквы русского алфавита и дополнительная буква Ԟԟ). Книги на алеутском языке издавались в Санкт-Петербурге и Ситхе. На Командорских островах алеутских школ до Октябрьской революции не было.
В начале 1930-х годов в СССР был разработан проект латинизированного алфавита для алеутов, с целью обучения алеутов Командорских островов на родном языке. Однако этот алфавит утверждён не был и практически не использовался; сохранился лишь рукописный букварь. Ниже приведен алеутский алфавит 1930-х годов:

a в c d ʒ e ә f g h i ь j k l ļ ł m n ŋ o p q r r s t u v w x ƶ

На Алеутских островах в США с 1970-х годов используется алфавит на латинской основе:

a aa (b) ch d (f) g x
ĝ h i ii k l hl
m hm n hn ng hng (o) (p)
q (r) s t u uu (v) w
hw y hy z        

В России с 1990-х разработан кириллический алфавит (он используется в единственной школе на острове Беринга). Алеутского букваря в России до сих пор нет, единственной книгой на алеутском языке, выпущенной в 1990-е годы, является школьный словарь.

а ā б в г г̡ гу̌ (д)
д̌ (е) (ē) (ё) (ж) з и ӣ
й к қ л м
н ң о ō п р
с т у ӯ ф х ҳ ц
ч (ш) (щ) (ъ) (ы) (ы̄) (ь) (э)
(э̄) (ю) (ю̄) (я) (я̄)      

  • По материалам БРЭ
  • Приведены только строчные буквы
  • Буквы в скобках используются только в заимстованых словах

 

 

Наверх