МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
► Статьи « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности

        Бабаева Ю.Д.

Представление об общей одаренности существенно менялось на протяжении всего периода изучения этого феномена. В рамках одного из широко распространенных когнитивных подходов общая одаренность, по сути, отождествлялась с умственной (интеллектуальной) одаренностью. В качестве основного показателя общей одаренности использовался коэффициент интеллекта (IQ), определяемый с помощью тестов интеллекта.

Сторонники второго направления, рассматривая этот феномен как некое интегральное личностное образование, определяющее успешность деятельности человека, не сводили его столь однозначно к уровню интеллектуального развития. Предполагалось, что помимо «общего уровня всех умственных свойств» одаренность включает и другие качества, в том числе и некоторые личностные характеристики. В этой связи отмечалось, что общую одаренность невозможно оценить лишь с помощью показателей тестов интеллекта.

Результаты лонгитюдных исследований одаренных людей (Л.Термен), а также работы в области изучения продуктивного мышления и креативности (М. Вертгеймер, К. Дункер, Дж. Гилфорд, П.Торренс и др.) способствовали созданию новых теоретических концепций одаренности. Во многих из них понятия «интеллект» и «креативность» разводятся.

Важно подчеркнуть, что при изучении феномена общей одаренности и практической работе с одаренными учащимися различные структурные компоненты – интеллект, творческие способности и др. — часто исследуются и развиваются отдельно друг от друга…

Читать здесь