МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Цахуры « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Цахуры (самоназвание — йыхъбы, цIаIхбы) —коренной народ Дагестана, проживающий на юге Дагестана и северо-западе Азербайджана. Входят в группу «Лезгиноязычные народы». Название народа происходит от селения Цахур в Дагестане.

 Происхождение цахур уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.). Непосредственными предками цахур и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Цахуры — один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгино-язычными народами под названием «йикийцы — албанцы» (в переводе означает «мы горцы», «мы народ») входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Учитывая, что многие названия на Кура—Алазанской долине связаны с цахурским языком, можно предположить, что цахуры в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX—начале XX в.

Самые древние архитектурные памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум и Лякит (Кахский р-н Республики Азербайджан):

а)в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированного исследователями VI в.

б)в Ляките-развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса построений, датированных VII в.

Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.

Упоминания о цахурах встречаются в древнеармянских и древнегрузинских источниках, где они выступают под именем «цахайков».

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие — мусульмане-сунниты.

Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и гостеприимства, была сильна тухумная солидарность. Тухумы распадались на более узкие родственные группы — насыли. Основной формой семьи была малая семья. Неразделённая семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до 20—30-х гг. XX века (30—35 человек, трёх-четырёхпоколенный состав). Часть её проживала в Горном Магале, часть — в Закавказье. Обычай избегания существовал в своеобразной форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей. Предпочиталась эндогамия в пределах тухума. Основной формой заключения брака был сговор. Был известен колыбельный сговор. Обычай калыма отсутствовал.

Вопросы внутренней жизни общины решались на основе адата. Мужское собрание (джамаат) выбирало старейшин, судей, кадия, исполнителей.

Для решения вопросов, касавшихся всех цахуров (в том числе азербайджанских), созывали общий сход (ижлас) представителей селений. С середины XIX века главным лицом в сельском управлении становится старшина (кавха).

Широко отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам, праздник начала весны — Навруз (Юхьванин йыгь), первой борозды (Вейца аччес). На Навруз готовили особое блюдо из зёрен и вяленого мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры, пели обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводили до начала сенокоса у священных гор в течение трёх дней.

Наверх

Ремесла и промыслы

Территория, заселённая дагестанскими и азербайджанскими цахурами, занимает две географические зоны: обширные альпийские летние пастбища и плодородные тёплые южные склоны, позволяющие сочетать пашенное земледелие и скотоводство. Многие семьи перекочёвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана в Закавказье, на лето возвращались в Горный Магал.

Горное земледелие было богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. На равнине применялась ирригация, возделывали в основном яровые, кукурузу. Из скота разводили главным образом овец и лошадей. Женщины занимались обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством, изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки (каменщики, плотники, лудильщики, сельскохозяйственные рабочие и др.). В современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки волов. У азербайджанских цахуров развиваются садоводство, огородничество, табаководство, шелководство. Из домашних промыслов сохраняется вязание и ковроделие.

Наверх

Традиционное жилище

Поселения дагестанских цахуров расположены на труднодоступных вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах. Форма поселений зависела от рельефа местности: ступенчато-террасная (на склонах), улично-квартальная (на речных террасах), кучевая (на вершинах хребтов), смешанная (у подножий гор). Селения делились на кварталы, населявшиеся одной или несколькими родственными группами (тухум). Общественным центром были мечеть и площадь «гимга» — место народного собрания.

Основным типом жилища был одноэтажный каменный дом с плоской земляной крышей, выходящий на улицу сплошной стеной с входной дверью. Первоначально имел одну комнату — очажную (дега). Двухэтажные хозяйственные постройки (хлев-сеновал) ставились отдельно от дома, часто образуя особый квартал на окраине аула. В Азербайджане на равнине строили одно- и полутораэтажные саманные и турлучные дома с двускатной крышей из соломы и камыша. Современное жилище в основном двухэтажное с верандой.

Наверх

Традиционная одежда

Традиционная мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи), сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком. Непременный элемент одежды мужчин — кожаный пояс с кинжалом. Женская одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя (алхалыг, катиби), передник, головные уборы: чухта, платок, местами — шапочка-чепец (дугмаче), покрытая сплошь серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками). Тёплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пёстрые шерстяные носки, вязаные сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения — налобники, пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, подвески, вышивка. Ныне из традиционного костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Традиционная пища состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали незначительное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространённым блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, пельмени с начинкой из тыквы, творога с яйцами, крапивы с орехами, трав, каши из пшеничной, овсяной, полбовой крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с разнообразными начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог, масло, из овечьего — сыр. Из свежей баранины готовили соус, шашлык. Чабаны запекали в углях начинённые внутренностями и салом с добавлением душистых трав желудок или целую тушку, завёрнутую в шкуру.

Наверх

Фольклор

Фольклор испытал влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись на родном и азербайджанском языке, рассказы, сказки, плачи — на родном. Музыкальные инструменты — тар, саз, зурна, барабан.

Наверх

Язык и письменность

Цахурский язык — один из лезгинских языков нахско-дагестанской языковой семьи. Распространён в Рутульском районе Дагестана  и северном Азербайджане (Закатальский и Кахский районы). Численность говорящих на цахурском языке в России 9,8 тыс. чел. (2002). Язык распадается на 3 диалекта: цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сапучинский (сабунджинский).

 

Цахурский алфавит 1934—1938 годов

Алфавит для цахурского языка на основе латинской графики был составлен А. Н. Генко в 1934 году. Были изданы 8 учебников. Однако через 4 года преподавание и издание книг на цахурском языке прекратилось. Возобновлено оно было лишь в 1989 году, но уже на новом, кириллическом алфавите. В Азербайджане цахурская письменность функционирует на латинице.

Цахурский алфавит, использующийся в России

А а

АI аI

Б б

В в

Г г

ГI гI

Гъ гъ

Гь гь

Д д

Дж дж

Е е

Ё ё

Ж ж

З з

И и

Й й

К к

КI кI

Къ къ

Кь кь

Л л

М м

Н н

О о

ОI оI

П п

ПI пI

Р р

С с

Т т

ТI тI

У у

УI уI

Ф ф

Х х

Хъ хъ

Хь хь

Ц ц

ЦI цI

Ч ч

ЧI чI

Ш ш

Щ щ

Ъ ъ

Ы ы

ЫI ыI

Э э

Ь ь

Ю ю

Я я

 

 

 

 

 

 

Наверх