МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Ногайцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

НОГАЙЦЫ, ногъай (самоназвание), народ в Российской Федерации. Субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские ногайцы (Ставрополье), кубанские ногайцы (Карачаево-Черкесия) и астраханские ногайцы (Астраханская область).

На фото: Умар Кипаров. Ногайцы. Начало XX в. Фонды РЭМ.

Возникновение этнонима «ногайцы» и формирование ядра ногайского народа связаны с именем золотоордынского хана Ногая (XIII век). Более широкое распространение этноним получает при хане Едигее (конец XIV — начало XV вв.) и его преемниках, когда создаётся Ногайская Орда как самостоятельное государство. Первые сведения о появлении ногайцев в северокавказских степях, в том числе низовьях Терека и Сулака, относятся к концу XV века. Во второй половине XVI века после распада Ногайской Орды и образования двух улусов — Большие и Малые Ногаи — северокавказские степи становятся основным районом обитания ногайцев. Восточные районы Северного Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека — из Большой Ногайской Орды. В конце XVII века значительная часть ногайцев с низовьев Терека и Сулака откочевала в Моздокскую степь, положив начало группе северо-восточных ногайцев, известных под именем караногайцев.

После включения ногайцев в состав России государственные образования были ликвидированы. В дальнейшем административно-территориальная принадлежность Ногайской степи неоднократно изменялась. С 1957 она разделена административно-территориальными границами между Дагестаном, Чечнёй и Ставропольским краем.

В XIX веке существовали две формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт большой, в меньшей степени малой семьи был строго регламентирован. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата (система мусульманского права), что способствовало сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщины и младших мужчин.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие — мусульмане-сунниты ханафитского толка.

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционные занятия ногайцев — кочевое и отгонное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот), коневодство, верблюдоводство. Наряду со скотоводством ногайцы в незначительной степени занимались земледелием (просо, овёс, пшеница), бахчеводством и садоводством. Разводили также домашнюю птицу (кур, гусей, уток). К числу древних традиционных занятий ногайцев следует отнести охоту и рыболовство (зайцы, сайгаки, лисы и др. ; сельдь, усач, осётр, лосось и др.).

Из ремёсел наиболее развиты были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, производство войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши. Через Ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значительную роль торговли у ногайцев.

Наверх

Традиционное жилище

Характерный тип поселений ногайцев — кочевые аулы: весенне-летние, летне-осенние (яйлак и язлав) и зимние (къыслав); при этом зимники (у кубанских ногайцев со второй половины XVIII века, у остальных ногайцев с середины XIX века) превращались в оседлые постоянные поселения (юрт, аул, шахар, къала).

Традиционные жилища — кибитка (юрта) и дом (уьй), которые приспособлены соответственно к кочевому и оседлому образу жизни; более древним жилищем ногайцев следует считать юрты.

Ногайская юрта — большая (термэ) и малая, переносная (отав) — представляла собой типичную для кочевых народов кибитку круглой в плане формы. Оседлые ногайцы жили в полуземлянках (ерме къазы) и наземных турлучных и саманных домах с пологой двускатной крышей. Дом имел кухню-сени (аятюй) и спальни (ичюй); по мере женитьбы сыновей к дому пристраивали новые комнаты. Для обогрева юрты в холодное время и приготовления пищи использовали открытый очаг; здесь же стоял треножник. В стационарных жилищах были пристенные камины; в начале XX века появляются железные печи.

Наверх

Традиционная одежда

Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки (къыспа), кафтана (еленъ), бешмета и черкески (у богатых), бурки (ямышы), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины XVII века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские, — нередко традиционную одежду.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Традиционная пища — мясо-молочные, мучные и рыбные блюда: бесбармак (мясо с лапшой), къувырдакъ (жареное мясо с луком), шашлык, къазы, толтырма (колбасы), къазан боьрек (пельмени), инъкал (род галушек), балыкъ сорпа (уха), каши, различные виды сыров, пирогов, яичниц и т. д. Употребляются напитки: ногъай шай (ногайский чай), йоурт, кумыс, айран, буза, сербет сув и др.

Чай по-ногайски

вода (кипящая) — 1 л.
чай — 20г
молоко — 100
сметана — 50г
гвоздика — 2 шт.
черный перец — 1г
соль — по вкусу.

В литр кипящей воды всыпать чай, кипятить все это дело три минуты, снять с огня и пять минут настоять. Перелить чай в другую посуду (можно процедить при этом), добавить молоко, сметану, и специи: два бутона гвоздики, грамм черного перца. Все посолить и можно подавать.

Майшыккан

1 стакан ювырта ( можно и кефира),
1 литр домашней сметаны,
6 яиц,
полстакана муки,
соль по вкусу.

В казанок наливают 1 стакан кефира, доводят до кипения. Доливают сметану, снова доводят до кипения. Предварительно развести в пол стакане молока муку и добавить его в общую массу. Затем в казанок разбивают 6 яиц, кладут соль по вкусу и кипятить, хорошо помешивая до появления масла по краям казанка (5-10) мин. Блюдо подается в небольших тарелках с айраном и пастой из пшена или кукурузной крупы.

Инъкал

Это распространённое ногайское блюдо. Оно готовиться из любого птичьего мяса, из баранины, из конины. Кусками разрезается мясо и кладется в кастрюлю с водой и ставится на огонь, добавляется соль по вкусу. В отдельную посуду периодически снимают жир с бульона, его используют для тузлука и им поливают готовый инъкал. Затем сваренное мясо вынимают и отделяют от костей, поперек волокон нарезают тонкими, но широкими ломтиками Пока мясо варится, из белой пшеничной муки на воде замешивается крутое тесто. Затем тесто тонко раскатывается и разрезается на квадратики размером 5х5 см. В бульон опускается инъкал. Когда инъкал сварится, его снимают шумовкой и кладут на поднос. Сверху инъкал кладут горячее мясо. К этому блюду подают тузлук, приготовленное из магазинной сметаны или из жирного бульона, в котором варилось мясо. И мясо, и инъкал макают в тузлук.

Соьк

1 кг пшена,
400 гр сметаны 20%,
0,5 л. молока,
400 гр. сливочного мороженого,
400 грамм домашней сметаны,
сахар.

Пшено тщательно промыть 3-4 раза, откинуть на дуршлаг. Вскипятить 5 л. воды и засыпать туда промытое пшено. Кипятить 20 минут, постоянно помешивая. Затем откинуть пшено на дуршлаг, дать стечь воде и остудить. Нагреть чугунный казан до 200 градусов и всыпать туда пшено и жарить на медленном огне 1,5 часа, постоянно помешивая металлической шумовкой. Пшено обжаривается до золотистого цвета. Дать остыть, после этого его надо просеять через сито.
После того, как пшено остынет, необходимо его пропарить. Для этого надо пшено залить 2 литрами крутого кипятка. Хорошенько укутать, и оставить на 8-10 часов. Зерна пшена должны быть хорошо пропарены. Затем, чтобы пшено подсохло, ровным слоем расстилают его на плотную ткань. После этого берут подсушеное пшено, сметану 20%, домашнюю сметану, мороженое, молоко и все это тщательно перемешивают с пшеном и добавляют сахар по вкусу.

 Наверх

Фольклор

Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и другие песни, песни-оплакивания), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

Большое развитие получили музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан народный календарь, развиты народная медицина и ветеринария. Сохранялись элементы традиционных верований, связанные с культами природы.

Хромая нога не виновата

Жил в старину на свете бедный старик. Было у него четыре сына. Умер старик, и досталось от него четырем сыновьям наследство — беленький козленок. Славный был козленок, да захромал как-то на заднюю ножку. Братья пожалели его, смазали ногу мазью и перевязали тряпочкой.
Но всякое наследство надо делить. Стали братья между собой делиться.
Здоровую заднюю ногу решено было отдать старшему, две передние ноги — двум средним, а хромую заднюю ножку — младшему брату. Поделили козленка и начали его растить. Кормили травкой, поили свежей водицей да айраном, а по вечерам укладывали спать в тепле — у очага.
Вот однажды, когда лежал беленький козленок у очага, выпал оттуда уголек. Загорелась тряпочка на ноге козленка. Подпрыгнул козленок от боли, заметался,выбежал из сакли и поскакал в поле.
-А в поле стояли стога, и козленок, прыгая вокруг них, поджег те стога.
Cтога принадлежали хану. Рассердился хан. Велел узнать, кто поджег сено, назначил суд и призвал к себе всех четырех братьев.
— Возместите мне убытки, не то брошу вас в темницу.
— Да, да, заплатите, а не то вас всех бросят в темницу,- в один голос подхватили ханские судьи.
— За эти стога, милостивый хан, мы платить не должны,-ответили три старших брата.- Правда, козленок нам всем достался от отца в наследство. Но мы его уже между собой поделили. Задняя нога, на которой загорелась тряпочка,- это имущество младшего брата. Ему и платить!
— Мне все равно, кто заплатит,- согласился хан.- Пусть платит младший.
И все ханские судьи согласно закивали головой:
— Пусть платит младший. Мудрому хану все равно!
Где мне, бедняку, тягаться с ханом! — подумал младший брат.- Придется,видно, платить . И, не сказав больше ни слова, покинул ханский дворец. По дороге встретился ему старик нищий.
— Куда ты идешь, сын мой, и почему так печален?-спросил старик.
Рассказал младший брат о беде, что нежданно упала на его голову.
— Э, сынок! Напрасно ты согласился платить! Главный ответчик не ты, а три твоих старших брата. Почему? Я отвечу тебе… Если бы у вашего козленка была только одна нога — хромая, хозяином которой считаешься ты, козленок не смог бы ускакать в поле, и ты потушил бы тряпочку. Козленка привели к ханским стогам три здоровых ноги. А хозяева их-твои старшие братья.
Вернулся вне себя от радости младший брат в ханский дворец и закричал:
— О хан мой! Суд был неправильный! Верно, твои стога загорелись от хромой ноги нашего козленка. Но ведь нога эта не сама в поле пришла? Ее принесли три здоровых ноги! А хозяева этих трех ног — мои старшие братья.
Созвал хан вновь своих судей, велел заново судить. И пришлось старшим братьям платить долю наравне с младшим.
Хромая-то нога не виновата.

Три брата и дочь судьи

Было у одного старика три сына. Двое старших работящие и толковые.
Младший же — ленивый и гуляка. Умер старик отец, и остался младший брат на попечении старших.
Много лет поили они его и кормили, а потом и говорят:
— Пора тебе, братец, начать вместе с нами в хозяйстве работать.
А младшему лень, не хочется… Рассердились старшие братья, выделили ему часть из отцовского наследства и сказали:
— Живи, братец, сам по себе, как хочешь!
Быстро промотал младший брат отцовское-добро. Как дальше жить — не знает… А отец перед смертью  рассказывал сыновьям, что зарыл он в кургане бочонок золота. «Если обеднеете, выройте бочонок и поделите поровну,- завещал отец — А будете жить в достатке — золота не троньте».
«Я ведь уже обеднел»,- подумал младший сын и вырыл бочонок. Вырыл и спрятал. А потом пошел к старшим братьям и говорит жалобным голосом:
— Братья, я очень нуждаюсь. Выроем отцовское золото и поделимся.
Согласились старшие братья. Пришли с младшим на курган, все кругом изрыли — ничего не нашли.
— Это вы тайком унесли золото!-закричал младший брат.
— Ты сам, наверное, взял, а на нас сваливаешь!- возмутились старшие.
Спорили, спорили, к согласию не пришли. Отправились к судье. В пути застал братьев ливень.
Переждали они его под деревом и пошли не спеша дальше: идут, следы на дороге разглядывают.
Вот старший брат и говорит:
— Недавно здесь прошло стадо. Коз в стаде больше, чем овец.
— И пасет это стадо старик,- сказал средний.
— А собака у пастуха — серая овчарка,- добавил младший.
Прошли еще немного и увидели свежую колею. И снова первым заговорил
старший:
— В этой арбе едет больная женщина.
— Бык, запряженный справа, слепой на правый глаз,- сказал средний.
А колеса у арбы — одно новое, другое старое,- добавил младший.
Много ли, мало ли прошли, нагоняет их всадник и спрашивает:
— Не видели по дороге стадо?
— Нет, не видели,- отвечают братья. Хлестнул всадник коня, поскакал дальше.
— Эй,- окликнул его старший брат,- овец в этом стаде было меньше, чем коз?
— Верно!- обрадовался всадник.- Меньше! Вы правильно говорите!
— Пастух у этого стада старик?-спросил средний.
— Старик, старик,- подтвердил всадник, — Овчарка у него серая? — спросил наконец младший.
— Серая!-закричал всадник.- Значит, видели мое стадо? Вот спасибо вам!
Но братья в один голос сказали, что никакого стада они не видели, и всадник в недоумении поехал дальше.
Нашел он свое стадо. Погнал его назад и встретился снова с братьями.
— От пастуха я узнал, что вы и вправду не видели моего стада,- сказал он.- Как же вы все о нем знаете?
— По следам,- ответил старший брат.- Во время сильного дождя овцы норовят укрыться от ветра, а козы идут против ветра.
— А у пастуха ремень от чарыка волочился по земле,- добавил средний брат.- Только старый человек мог не обратить на это внимания. Молодой нагнулся бы и завязал.
— А там, где овчарка отряхивалась от дождя, осталась серая шерсть,- откликнулся младший.
Подивился всадник их сметливости, и отправились они каждый своей дорогой. Всадник стадо погнал, братья к судье пошли.
Много ли, мало ли были они в пути, нагнали их два всадника, спрашивают: — Не встречалась ли вам по дороге арба? — Нет,- отвечают братья.- Не видели…
Хлестнули всадники своих коней и поехали дальше.
— Эй, стойте!- окликнул их старший брат.- В арбе была больная женщина?
— Да! — подтвердили обрадовавшиеся всадники.
— Бык, запряженный справа, был на один глаз слепой?- спросил средний брат.
— Слепой,- подтвердили всадники.
— Одно колесо у арбы было старое, другое — новое?- спросил младший.
—  Все так!- удивились всадники.- Почему ж вы говорите, что не видели арбу?
— Нет, арбы мы не видели,- отвечали братья уверенно.
Поскакали всадники с досадой прочь. Нашли они свою арбу, возвращаются
обратно и говорят:
— Правду вы сказали! На арбе ехала наша невестка. Она подтвердила, что вы ей не встречались. Как же вы обо всем узнали?
— У вашей невестки были сильные боли, она хваталась руками за колеса и
тормозила их. Поэтому я догадался, что женщина больна,- ответил старший брат.
— Слева, вдоль обочины, даже старая трава была общипана, а на правой стороне и молодая нетронутой осталась; вот я и подумал: бык, идущий справа, слеп на правый глаз, — сказал средний брат.
— Новое колесо оставило прямой след. Старое шаталось как пьяное,- сказал младший из братьев.
Подивились всадники уму и догадливости братьев и отправились каждый своей дорогой.
Долго шли братья и пришли наконец к судье.
— С чем пожаловали, молодцы?- спрашивает судья.
— Спор у нас,- жалуются братья.- Пришли, чтоб ты нас рассудил.
Прежде чем к делу приступить, судья решил путников накормить. Подали им калмыцкий чай с бавырсаками…
Отодвинул старший брат от себя угощенье.
— Не гневайся, почтенный хозяин, бавырсаки мы есть не станем. Пшеница, из которой смололи для них муку, выросла на кладбище.
Велел тогда судья зарезать ягненка. Принесли жареное, мясо, средний брат повел носом и говорит:
— Ягненка тоже не станем есть. Он вскормлен молоком собаки.
Младший же добавил:
— А ты сам -судья неправедный!
Не стал судья спорить. Все, что сказали братья, была истинная правда.
— Не стану я ваше дело решать,- говорит он братьям,- вижу, вы и сами в судьи годитесь. Но помочь вам могу. У меня есть умница дочь. Она живет в соседнем ауле. К ней идите, она вас рассудит.
Отправились братья в соседний аул, отыскали дочь судьи.
— Какие вести принесли?- спрашивает она у юношей.
— Вести у того, кто спрашивает,- отвечают братья.
И тогда дочь судьи рассказала им такую притчу.

…Жил некогда в одной стране хан. А у того хана была единственная дочь. Полюбила она бедного юношу. И юноша тоже ее полюбил, хоть и знал, что не бывать ханской дочери его женой. Так и сталось. Выдал хан свою дочь замуж за сына соседнего хана. Сыграли они свадьбу, и вот, когда жених вечером пришел в покои невесты, девушка горько заплакала.
«О чем ты плачешь?- спросил жених.- Ты не рада, что вышла за меня?»
«Я люблю другого,- ответила невеста.- И он тоже меня любит. Подумала я о том, как он сейчас горюет, и заплакала».
Услышав это, приказал жених своим слугам оседлать коня, велел девушке переодеться в мужскую одежду и отправил ее к тому юноше-бедняку.
«Поезжай,- напутствовал он ее,- если твой любимый даст согласие на нашу женитьбу, тогда и возвращайся».
Поехала ханская дочь. Встретились ей на пути сорок воров-разбойников.
Задержали они ее и по ее красоте догадались, что перед ними девушка.
«Какая удача!- обрадовался атаман.- Тридцать девять моих молодцов я уже женил, только один, сороковой, не женат еще. Будешь его женой!»
Тогда дочь хана взмолилась:
«Отец против моей воли выдал меня за ханского сына. А я люблю юношу-бедняка. Рассказала я об этом своему жениху, и он послал меня к любимому узнать, позволит ли он мне стать женой другого. Сжальтесь же, отпустите меня!»
«Ладно,- сказал атаман.- Поезжай!»
А про себя подумал:
«Как бы из-за нее хан не отрубил нам всем головы!»
Вот приехала девушка к своему любимому, постучала в скошко. Вышел юноша, увидел ее, обрадовался.
«Откуда ты? Как меня нашла?»
«Ты ведь знаешь мое горе. Отец выдал меня за ханского сына… Пришел жених вечером после свадьбы в мои покои, а я вспомнила тебя и заплакала. Он узнал, о чем я плачу, пожалел меня и послал к тебе. Как ты решишь, так мы и поступим…» Задумался юноша.
«У твоего мужа доброе, честное сердце,- сказал наконец он.- Вернись к нему, поблагодари его и будь ему доброй женой. А я найду мужество излечиться от любви к тебе».
И вернулась тогда дочь хана к своему нареченному…

— А теперь скажите мне,- спросила дочь судьи,- кто из них самый лучший человек: сын ли хана, атаман ли разбойников, или тот юноша-бедняк?
— Лучше всех поступил ханский сын,- ответил старший брат.
— Нет,- возразил средний брат.- Юноша-бедняк лучше!
— А по-моему,- перебил его младший,- так атаман разбойников!
И сказала тогда дочь судьи:
— Честный хвалит честного, любящий — любящего, а вор — вора. Сознайся: ты унес отцовское золото?
Так пришлось младшему брату сознаться, что украл отцовский клад.

Наверх

Язык и письменность

Ногайский язык — язык ногайцев. Относится к кыпчакско-ногайской подгруппе северо-западной (кыпчакской) группы тюркских языков. Выделяют 3 диалекта: собственно ногайский (Ставропольский край), караногайский (Дагестан) и акногайский (Карачаево-Черкессия). Обособленное положение занимает астраханско-ногайский диалект.

Алфавит на основе арабского

До 1928 года для ногайского языка использовался алфавит на основе арабского. Он включал все буквы арабского алфавита, а также дополнительные знаки

ڮ, ۇ, ۋ, پ, ںُ, چ, ژ , گ

для специфических звуков ногайского языка. Широкого распространения этот алфавит не имел.

Латинизированный алфавит

В 1928 году в рамках общесоюзного проекта латинизации был создан ногайский алфавит на латинской основе. Его автором был А. Ш. Джанибеков, учитель Ачикулакской средней школы.

A a

B в

Ç ç

D d

E e

Ә ә

G g

Ƣ ƣ

I i

K k

L l

M m

N n

N̡ n̡

O o

Ө ө

P p

Q q

R r

S s

Ş ş

T t

U u

Y y

J j

Ь ь

Z z

V v

 

 

 

 

В 1931 году были добавлены буквы C c, I̡ ı̡, F f, H h, X x, Ƶ ƶ; в 1933 — S̷ s̷. В 1936 году буквы Ç ç, Ә ә, H h, I̡ ı̡ были исключены из алфавита.

Алфавит на основе кириллицы

В 1938 году был создан ногайский алфавит на основе кириллицы. Он содержал все буквы русского алфавита (кроме Ё ё), а также диграфы Гъ гъ, Къ къ, Нъ нъ. В том же году были добавлены диграфы Оь оь, Уь уь. В 1944 году диграфы Гъ гъ, Къ къ были исключены из алфавита. Последняя реформа ногайского письма состоялась в 1950 году, после чего он принял нынешний вид.

А а

Аь аь

Б б

В в

Г г

Д д

Е е

Ё ё

Ж ж

З з

И и

Й й

К к

Л л

М м

Н н

Нъ нъ

О о

Оь оь

П п

Р р

С с

Т т

У у

Уь уь

Ф ф

Х х

Ц ц

Ч ч

Ш ш

Щ щ

Ъ ъ

Ы ы

Ь ь

Э э

Ю ю

Я я

 

 

 

 Наверх