МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Карачаевцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Карачаевцы (карач.-балк. къарачайлыла, таўлула) — один из коренных народов Северного Кавказа, населяющий горные и предгорные районы Карачаево-Черкесии. Численность в России — 192 тысячи человек (2002), из них 169,2 тысячи — в Карачаево-Черкесии, где они составляют 38,5% населения, являясь самым многочисленным народом республики. Общая численность — 220 тыс. чел. (2008, оценка).

Фактически карачаевцы составляют единый с балкарцами народ, разделённый административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу балкано-кавказского варианта европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

В прошлом карачаевцы верили, что все горы, леса, долины, реки, моря, озера сотворил верховный бог Тейри. В этом ему помогали другие боги — громовержец Чоппа, бог среднего (человеческого) мира Дауле, бог солнца Хайырнар и его мать Кюлсюн, бог неба Кёктейриси, бог морей Сюймахан и его дочь Сюймасан и др. Духи, которые вредили людям, жили под землей. К ним относятся эмегены (волосатые, огромных размеров, с одним глазом, многоголовые существа, похожие на греческих циклопов), сорока-ногий (Кыркаяклы) Кыркабан, покровитель сглаза. Кыркабан очень уродливое на вид существо, оно не поднимается на поверхность земли, если его не призовут оборотни (рбур) и другие гады (джурла). В народе считают, что именно он является главой дурного глаза, сила которого через оборотней проникает к людям, от чего они болеют. Добрым божествам и духам приносили различные дары, с тем чтобы они берегли людей, детеи, стариков, матерей, их жилища, поля, пастбища и чтобы плохие, злые духи не могли наносить вред.

Когда была засуха, обращались к богу грома и плодородия Чоппу и божеству ураганного ветра Кю-рюухану. Иногда при обряде вызывания дождя обращались к покровителю кладбищенской тишины и хранителю покоя душ предков Эллири-Чоппа и к отцу воды Сюймахану, с тем чтобы они дали возможность взять кости умершего и кинуть в реку. Люди думали, что таким образом они смогут вызвать дождь. Для усмирения же стихии необходимо было эту кость положить обратно в могилу и закопать. Кость для обряда брали из заброшенных, древних могил.

Процесс исламизации карачаевцев начался в XVI в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья (друидизм), камни, божеств-покровителей. В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев — мусульмане-сунниты.

У карачаевцев сильные, исторически сложившиеся, обычаи и традиции, которые регулируют практически все аспекты жизни: свадьба, похороны, вынесение семейных решений и т. д. Карачаевцы никогда не обидят своего гостя. Беспрекословное подчинение старшим — многовековой закон. Они продолжают по-настоящее время хранить особое отношение к женщине (девушке). Факт оскорбления родителей карачаевца является фатальным проступком для обидчика. Известны случаи кровной мести и в настоящее время.

Большое внимание уделяется соблюдению требований и положений этического кодекса «ЁЗДЕН АДЕТ», который представляет собой совокупность норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета

Наверх

Ремесла и промыслы

Основные традиционные занятия — отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла — сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё.

Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В народной жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями.

Наверх

Традиционное жилище

Исследования учёных показали преемственность алано-болгарской и карачаево-балкарской традиций постройки жилищ. Известны каменные башенные сооружения близ современного аула Кызыл-Кала. Господствующей формой жилого дома был прямоугольный, вытянутый в длину сруб из брёвен. Концы бревен при постройке иногда не подравнивались, а торчали на углах, были различной длины. Постройки отличались большой монументальностью, впечатление от которой усиливалось толщиной брёвен. Необходимо сказать, что для оборонительных целей карачаевцы строили так называемые «крытые арбазы». Эти сооружения представляли собой замкнутый многоугольник, внутри которого располагался крытый двор (арбаз). Жилые помещения располагались по периметру многоугольника и выходили дверьми во двор. В случае нападения, члены семьи могли быстро собраться во дворе для подготовки обороны. Вход в крытый арбаз с улицы защищали ворота, изготовленные из особо прочных пород дерева. Крытые арбазы были монументальными сооружениями и являли собой деревянные замки или небольшие крепости.

Свет внутрь помещения проникал через дымовое отверстие камина или через небольшое окно. В Средневековье очаг располагался в середине дома, на земляном полу и представлял собой открытый костер. Позже очаг располагали пристенно, дымовой проход, плетеный из прутьев и обмазанный глиной, выходил на крышу, возвышаясь над ней. Карачаевский дом состоял из нескольких частей. В «большом доме» (уллу юй, от юй), где располагался очаг, жили глава большой семьи, его жена и неженатые дети всех возрастов. Женатые сыновья имели свои помещения (отоў). Наиболее почётную часть «большого дома» (тёр) занимало ложе главы семьи и место для сидения гостей.

Постройка нового дома была весьма трудоёмким делом и потому осуществлялась коллективными усилиями. Большую роль играл в таких случаях обычай родовой взаимопомощи (маммат).

Наверх

Традиционная одежда

Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода. К ним относится, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору. Этот убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушку которой нашивались металлические, покрытые узором, навершия (иногда с шариком на макушке). Следует отметить, что в Карачае, украшавшие эти шапочки и, очевидно, одежду бронзовые и серебряные пластины, а также навершия для шапочек и венчики, покрывались штампованным пунсонным узором, характерным для алан раннего Средневековья. Платье средневековой карачаевки украшалось нагрудными серебряными пряжками пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани.

Средневековые традиции сохранялись вплоть до XIX в. В особенности, это касается головного убора. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шёлка темно-красного, реже — синего и зелёного цветов. Они украшались золотым шитьем и галунами. Также богато украшались шапочки (окъа бёрк). Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства.

Мужская одежда более схожа с одеждой других горских народов Северного Кавказа:

  1. Туникообразная нательная рубашка.
  2. Бешмет (къаптал) из ткани чёрного, белого, иногда (праздничные) ярких цветов — ярко-синий, оранжевый, полосатый. В повседневной жизни бешмет носили без чекменя.
  3. Чекмень от карачаево-балкарского слова «чепкен»,что обозначает и сукно домотканное, и верхнюю мужскую одежду из этого сукна,более позднее название «черкеска», как правило, была выходной и праздничной одеждой. Карачаецы и балкарцы производили это сукно и войлочные изделия и для продажи,в частноси в соседнюю Грузию (Сванетия, Рачия)Абхазию,Кабарду.Ткалось сукно из шерстяных ниток на деревянном домашнем станке, по деталям, из которых в дальнейшем шился чекмень.В конце 19 века чекмень стали шить из фабричного сукна.Шилась она в основном из чёрного, серого, бурого и белого сукна. Длина чекменя доходила обычно до колен и ниже. Чекмень имел вырез на груди и накладные газыри для ношения в них готовых зарядов для огнестрельного оружия (от карачаево-балкарского слова «хазырла», то есть «готовые»). Газыри украшались серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью.
  4. Пояс (белибаў) представлял собой узкий кожаный ремень с серебряными бляшками и подвесками из кожи, с серебряными же наконечниками. Это был обязательный атрибут мужского костюма. Он надевался на чекмень, если мужчина был без неё — на бешмет.
  5. Штаны (кёнчек) имели прямые, неширокие, слегка суженные книзу штанины, с большим ромбовидным клином (ау) между ними. Ширина клина доходила иногда до 80-90 см.
  6. Поверх штанов одевались ноговицы (ышым), доходившие до колен и выше. Под коленями ноговицы завязывались кожаными ремешками (ышым бау).
  7. Чабыры — обувь из сыромятной кожи, изготовлявшиеся из одного куска кожи со швом сзади. Доходили до лодыжек, где закреплялись ремешком. Надевались на босу ногу, в них подкладывали особую солому. Зимой носили войлочную обувь (уюкъ). Чабыры, как и уюкъ, носили и женщины.
  8. Головной убор был схож с головным убором других горцев. Карачаевцы носили меховые шапки-папахи (тери бёрк) и войлочные шапочки, шляпы (кийиз бёрк, кийиз къалпакъ). Праздничным головным убором мужчин считалась высокая каракулевая шапка (бухар бёрк), перешедшая к казакам под названием кубанка.

Элементами походной одежды были бурка (джамчы) и башлык (башлыкъ).

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Хозяйственный уклад карачаевцев обуславливает и специфику традиционного питания, основу которых составляют продукты животноводства. Наиболее распространённой пищей является баранина. В особенности — мясо овец карачаевской породы, получившей широкую известность за пределами Карачая своими высокими вкусовыми качествами. Реже употребляется говядина. Туша делится на 16 «обязательных» частей (юлюш) — порций, которые в случаях праздничного застолья распределяются строго по старшинству: наиболее «почетные» порции для самых старших, менее «почетные» — для более молодых и т. д. Тут же готовят шашлыки (тищлик). Название произошло из обращения к разделывающим мясо: «Дайте на один зуб». Где «тищ» — это зуб, «лик» — для, т.е. для зуба,(кусочки мяса на шампуре, пруте «на один зуб»). Позвоночные кости с мясом и блюда из внутренностей представляют собой «добавочные» порции. Тамада получает в качестве основной порции лопатку, в виде добавочной — рассеченную часть головы (баш джарты).

Очень популярны молочные продукты, в первую очередь, айран и сыр. Из айрана готовят тузлук к мясу, применяющийся и в качестве заправки, приправы мясного бульона (шорпа). Карачаевцы также употребляют крученку (булгъама), кефир (гыпы айран), творог (къой сюзме), сливки (сютбаши, къаймакъ), пенки с айрана (хамеши), простоквашу (мысты), масло (джау). Растительная пища была дополнительной к мясомолочной. Из кукурузы (нартюх), ячменя (арпа), пшеницы (будай), ржи (къара будай) и проса (тары) делают лепёшки (гырджын). Карачаевцы делают пироги с различной начинкой (хычын), пирожки в форме полумесяца с начинкой из мяса или сыра (бёрек), печёные в масле коржи и др.

Приготовляют мамалыгу (как), которую употребляют с маслом, айраном или сметаной, похлебки (билямукъ). Каша (баста) из пшена или риса с сушеным мясом (къакъ эт), с отварным мясом выдержанным в рассоле. Популярны толокно из поджаренной муки (къуўут), джырна — варёные зерна кукурузы, пшеницы, ячменя. В качестве праздничной пищи выступает халва, хворост (чыкъыртла). Из напитков популярными являются боза, балсуў, суўсап (напиток, приготовленный из айрана, разведенного с водой или нарзаном), технология приготовления которых определялась веками.

Наверх

Фольклор

Балкарцы и карачаевцы располагают богатым нартским эпосом (в том числе и песенным), заговорами, древнейшими жанрами тюркской народной поэзии — алгышами и каргышами, обрядами и ритуалами вместе с приуроченной к ним хореографией. В языческом пантеоне и связанной с ним религиозной обрядности Л. И. Лавров выделяет три основных компонента: древнекавказский, аланский и тюркский .

Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы — голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, исторические, трудовые, героические, сатирические, любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине). Традиционные музыкальные инструменты — тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь

Два орла

Давным-давно жил сильный охотник Таулан, не знавший устали. Всем, что у
него было, делился он с соседями, уважал старших. И соседи, и все, кто его
знал, очень любили его.
Однажды охотник, идя через лес, заметил около родника белую козу.
Стараясь не спугнуть ее, осторожно приподнял ружье и, как только он
прицелился, вместо козы увидел красивую девушку. Золотые волосы, заплетенные в косы, золотой кямар с блестящими алмазами и бриллиантами, белое лицо, красивые глаза, длинные ресницы. Как только охотник опустил ружье, девушка исчезла и появилась та же коза. Прицелился — опять появилась она. У охотника задрожали колени и выпало ружье. В лесу раздался звонкий смех девушки и её громкий голос:
— Эй, джигит, ты меня не бойся. Ты в гостях, ты гость Апсата, — сказала она.
С трудом придя в себя, Таулан спросил:
— Ты кто? Белая коза — охотница за охотниками, или же самая красивая девушка на свете?
— Я, дочь Апсата, Фатима, — ответила она.
Охотник и Фатима как только увидели друг друга, так и влюбились.
Охотник стал редко появляться дома. Каждый день, уходя на охоту, стал
возвращаться без добычи: даже если в горах паслись огромные зубры, он их не
видел. Если ему попадались медведи, он в них не стрелял. Не стрелял он и в
оленей, и в коз, боясь, что это прекрасная Фатима.
Любовь принесла им больше горя, чем счастья. Оба знали, что небесные существа не могут соединяться и жить с людьми. Поэтому охотник скрыл свою
любовь от родственников. И Фатима не рассказала своему отцу о своей любви.
Они решили сбежать в другую местность, туда, где нет их знакомых и
родственников.
Фатима надела мужскую одежду, накинула на голову капюшон. Оба сели на
коней и собрались бежать. Однако красоту и прелесть девушки не могла скрыть никакая одежда. Все животные и птицы докладывали обо всем Апсату.
Рассердился Апсат, послал за ними своих гонцов и дал им задание:
— Найти и убить беглецов, — сказал он.
Фатима и Таулан шли по безлюдным местам. Обнаружив гонцов, они взобрались на неприступные горы, оставив лошадей в ущелье.
На вершине горы гонцы Апсата почти догнали их. Таулан и Фатима спрятались в скалах, среди огромных камней. Птицы, заметив парня и девушку, подняли гвалт. Всадники, которые шли не замечая их, обернулись на птичий шум и нашли беглецов. Схватили их и бросили со скалы.
В тот момент сердце Апсата дрогнуло. И тогда он и девушку, и джигита
превратил в орлов. Гордые птицы, не разбились о груду камней, а взмахнули
крыльями и полетели к солнцу.
С тех пор эти два орла свили гнездо на самом высоком месте среди скал.
Каждое утро, как только появится первый лучик солнца, они оба вылетают из
гнезда.

Орайда

Эта история идет испокон веков. На одной дороге ущелья Учкулан собрались люди, и, чтобы узнать кто всех сильнее, сводили борцов. Долго боролись. Среди всех собравшихся победил парень из Верхней Теберды по имени Хасан.
Высокого роста, сильный, не знающий устали, чернобровый, черноглазый.
Потом там среди собравшихся, один стройный человек с вуалью на лице дал
понять всем, что желает побороться с ним. Они не отказали этому отважному
человеку и разрешили побороться с борцом из Теберды. Оба, выйдя на середину поля, долго боролись, не уступая друг другу. Наконец человек с вуалью схватил борца из Теберды и уложил на землю.
— Как жаль, за свою прожитую жизнь никогда моя душа так не ломалась как
сегодня, скажи, как тебя зовут, покажи свое лицо, когда придет смерть, умру,
преклоняясь перед тобой, — сказал упавший парень.
— Молодец! Умница! — кричало все ущелье. А один парень из собравшихся с
разбега вскочил на гнедую кобылу, сорвал с борца вуаль и с головы его — шапку. Словно луч солнца, предстала прекрасная девушка — Орайда. Упавший
борец, забывшись, смотрел только на Орайду, а потом и песню сочинил. И девушка была, наверное, довольна, так как она не села на переступавшую с ноги на ногу гнедую кобылу, стоявшую рядом с ней, и не убежала.
— Дело, которое нужно сделать в самом ущелье, внутри него, нельзя выносить за его границы. Эти два прекрасных создания, наверное, боролись друг ради друга. Пусть они поженятся, — сказали старики.
Девушка и парень были согласны с этим и поженились.
Много времени прошло с тех пор. Внешность Орайды не только люди, но и
камни, и горы забыли, а вот отвага ее живет. На свадьбах, больших праздниках
звучит только ее имя. Словом Орайда открывают радостные праздники, со словом Орайда девушка выходит замуж, под песню Орайда девушка входит в дом жениха.

Наверх

Язык и письменность

Карачаевцы говорят на диалекте карачаево-балкарского языка, который относится к кипчакской группе тюркских языков. Письменность на основе кириллицы

Наверх