Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность
ИНГУШИ, галгаи (самоназвание), народ в России (215,1 тыс. человек), в том числе в Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Северной Осетии (32,8 тыс.) и др. Более мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. человек), Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Общая численность более 237 тыс. человек. Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа. Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык. В горах ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское (отсюда самоназвание ингуши), Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. Переселение на равнину начинается в XVI—XVII вв. Одним из главных направлений ингушской миграции с гор являлись Тарская долина и другие земли по реке Камбилеевке. Здесь не позднее конца XVII века расположилось село Онгушт (отсюда название ингуши), ныне село Тарское Пригородного района Северной Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный процесс в XIX веке. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное население было переселено из большей части Сунженского района в Назрань.
Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Верующие — мусульмане-сунниты.
Впервые с исламом предки ингушей столкнулись еще в Vll — lX вв. в период арабо-хазарских войн за обладание Кавказом. С XVll — XVlll вв. ислам стал проникать в Ингушетию со всех сторон как с Кабарды, так и со стороны Дагестана и Чечни. Массовое обращение ингушей в ислам началось во второй половине XlX в.
Процесс исламизации небольшой территории Центрального Кавказа затянулся, он прошел несколько этапов, в течение многих столетий. Длительный путь ислама в Ингушетии – итог стечения многих обстоятельств борьбы местного населения против попыток установить господство и навязать новую религию вместо укоренившихся здесь языческих представлений, а также и христианства.
Из мифов и легенд можно почерпнуть много интересных сведений об особенностях ингушского язычества. Так, верховный бог назывался Дяла, богом грома и молнии считался Села, богиней плодородия и покровительницей женщин – Тушоли, богом охоты и покровителем урожая – Елта (или Ялат), покровителями пещер и предсказателями будущего – Алла и Белла. По представлениям язычников, у каждого села, рода, реки, горы и т.д. был свой патрон, покровитель (ц1ув, ерда).
Особо почитался Села (этимология этого слова, возможно, связана со словом са – свет): ему был посвящен один из дней недели – среда; в среду нельзя было начинать новое дело, выходить в дальнюю дорогу и т.д.; убитый молнией, как человек, отмеченный Селой, считался святым. Интересно, что радугу ингуши называют луком Селы (Села1ад), а молнию – головешкой Селы (Села хаьшк).
Перед началом весенне-полевых работ ингуши отмечали праздник Тушоли. Предвестницей праздника считалась священная курица удод (тушол-котам). Бог охоты Елта (Ялат) мог подарить охотнику удачную добычу, а мог и наказать слишком алчного охотника. Елта принимал облик белобородого старца, белого оленя или вожака стада туров.
Язычники также поклонялись так называемым Матерям (Нанилгаш), которые почитались наравне с главными богами. Среди них были У-нана (Мать болезней), Хи-нана (Мать вод), Миха-нана (Мать ветров), Мехка-нана (Мать страны), Дарза-нана (Мать вьюг). Мехка-нана живет на вершине Казбека (инг. Бешлом-Корт) – самой высокой горы в Ингушетии. Она дает силы трудолюбивым людям, а ленивых наказывает, насылая на них болезни. Хи-нана заставляет течь реки, устав, ночью она на короткий миг засыпает. Вместе с ней «засыпает» вода в реках и становится густой (как сметана или кефир). Хи-нана выполняет все просьбы того, кто обратится к ней в этот момент, но губит всякого, кто потревожит «заснувшую» воду.
У каждого села, дома, леса, пещеры, у каждого человека есть свой тарам (покровитель), считали ингуши. Хозяина леса зовут хьун-саг (лесной человек). Тарам человека оберегает его, заботится о нем, как ангел-хранитель. Есть злые духи – ц1олаш, которые всячески вредят людям. После принятия ислама ингуши стали забывать свои языческие представления.
В Ингушетии в древности было много языческих храмов и святилищ (сел, селинг, ц1ув, ерда), до сегодняшнего дня сохранилась лишь небольшая их часть, но и они поражают своей красотой и изяществом.
Обряды, связанные с почитанием очага и огня, с женитьбой, похоронами, со строительством башен, с охотой, празднованием Нового года, праздника урожая и т.д., сегодня почти полностью забыты. Не только очаг, но и огонь очень почитались предками ингушей. До недавних пор ими клялись. Считали, например, что солгавший рядом с очагом человек будет жестоко наказан. Перед тем, как уйти на охоту, мужчины готовили ритуальный ужин, которым угощались только охотники, совершались ритуальные танцы, имитирующие удачную охоту. Интересные сведения о календарных обрядах ингушей приводятся в работах Чаха Ахриева. Все эти обряды сопровождались песнями, языческими молитвами, шутками. Один из языческих обрядов – мустагударг, т.е. обряд вызывания дождя, существовал до недавних пор. До сегодняшнего дня сохранился такой интересный обычай как шуточное сватовство.
Ремесла и промыслы
В хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), на равнине ведущей культурой являлась кукуруза. Ведущими отраслями сельского хозяйства в XX веке стали садоводство и виноградарство, тонкорунное овцеводство и мясо-молочное животноводство. В производственной деятельности ингушей значительное место занимало строительное дело (башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы). Были развиты ювелирное, оружейное, кузнечное, гончарное ремёсла, сукноделие, обработка камня, дерева, кожи.
Традиционное жилище
Традиционные башенные поселения в горах располагались на склонах или в глубине ущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8—10 м) и боевые (12—16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25—27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине ингуши жили крупными селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище — хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в котором помещение каждой супружеской ячейки имело отдельный выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены — кунацкая (гостевая комната). Современные дома — преимущественно кирпичные с черепичной или железной крышей.
Традиционная одежда
Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда — овчинная шуба и бурка. Основной головной убор — папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е гг. XX века появились фуражки, несколько позже — высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы — платки и шали.
Национальная кухня. Рецепты
Традиционная пища ингушей — в основном мясо-молочная и растительная. Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты (специфический «даты-кодор» — творог с топлёным маслом) и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
Фольклор
В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец — парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).
Тайна безносого Силаймы
Чтобы обрадовать вас хорошим, чтобы развеселить вас веселым, расскажу
вам эту сказку…
Когда-то, давным-давно, жил один воин. Он ездил по белому свету,
выручал добрых людей из беды, наводил страх на врагов. Повидал он разные
страны, побывал во многих битвах, а когда почувствовал, что прошла его
молодость и надвинулась старость, решил вернуться в те места, где родился и
вырос. А родился он в ауле среди высоких гор, возле быстрого Терека. Туда и
направил он своего боевого коня. На привалах не задерживался, дорогу выбирал
покороче, где встречал реку — переправлялся вплавь, где встречал лес — не
объезжал его, а пробивался прямо через чащу. И все торопил коня: хотелось
ему поскорее родные горы увидеть.
И вот на двадцать третий день пути оказался богатырь у быстрого Терека.
Крутая каменистая дорога вела в горы. Когда конь стал подниматься по дороге
вверх, всадник придержал его и сказал:
— Поезжай потише, мой верный конь. Пока мы ехали к этим горам, я
торопил тебя, просил мчаться быстрее ветра. На привалах не задерживался,
дорогу выбирал покороче, где встречал реку — переправлялся вплавь, где
встречал лес — не объезжал его, а пробивался прямо через чащу. Не терпелось
мне, хотелось поскорее родные горы увидеть.
Довез ты меня до быстрого Терека. Теперь поедем не торопясь: я хочу
насмотреться на горы, каждый камень, каждое дерево хочу я разглядеть
получше. Ведь с той поры, как я уехал отсюда, много в Тереке воды утекло,
много раз листва опадала в лесах.
Послушался верный конь седока своего, пошел по дороге шагом. А воин,
отпустив повод, вспоминал свою молодость, глядел по сторонам, рассматривал
горы, старался ни одного дерева, ни одного камня не пропустить.
И вот вдали показался аул. Богатырь сразу узнал его, обрадовался и
сказал своему коню:
— Наконец-то я снова вижу аул свой. Стану в нем жить и больше никогда
его не покину. Скажи мне, мой верный конь, чего ты хочешь — жить при мне или
по свету поездить?
— Я хочу еще по свету поездить! Отдай меня молодому смелому джигиту,-
отвечал конь человеческим голосом.
Всадник подумал-подумал и говорит:
— Будь по-твоему. Не пристало боевому коню на конюшне стоять. Подарю я
тебя джигиту без коня, которого мы встретим в пути. Только ты его сперва
проверь — дорожит ли он тобою. Если он проверку выдержит, служи ему верою,
как мне послужил. А когда он отпустит тебя, разыщи меня снова.
— Хорошо,-произнес конь,-я выполню твой наказ.
Пока всадник с конем своим говорил, из того аула, куда он направлялся,
показался человек. Он шел навстречу по той же дороге. Всадник подъехал
поближе и увидел молодого джигита.
Когда воин поравнялся с ним, джигит почтительно поздоровался и
посторонился.
— Далеко ли путь держишь, джигит? — спросил богатырь.
— Далеко ли, и сам не знаю. Иду я счастье свое искать.
— А почему ты идешь пешком, разве у тебя нет коня?
— Сирота я. Нет у меня ни отца, ни матери.
Кто же мне даст коня?
— А тебе по душе мой конь? Хочешь, я тебе отдам его?
— Таких прекрасных коней я только во сне видел. Но как же ты дальше
поедешь, если коня отдашь мне?
— Бери, бери, до аула рукой подать, ноги меня донесут. А дальше я ехать
не собирался. Садись в седло, нельзя без коня в далекий путь отправляться.
Джигит помог воину слезть с коня, вскочил в седло, взял в руки повод.
Старый воин сказал:
— Теперь поезжай, ищи свое счастье, но запомни, что я тебе скажу на
прощанье. Лучше моего коня есть на свете только один конь. Пока ты его не
отыщешь, моего коня не меняй и никому не отдавай. А если добудешь того коня,
отпусти моего, он отыщет меня.
— Спасибо тебе за коня. А твой наказ я крепко запомню,- ответил молодой
джигит.
Попрощался он со старым воином, проводил его взглядом и поехал вниз по
каменистой горной дороге.
Теперь у меня есть конь. Не вернусь в аул, пока не отыщу свое счастье
,- сказал про себя Джигит и пришпорил коня. Конь помчался быстрее ветра.
Расступились горы, остался позади Терек, а конь все мчался и мчался.
Так они проехали три дня. На утро четвертого дня вдруг впереди
засверкала вода. Юноша подъехал поближе и оказался на берегу огромного,
широкого и глубокого озера. Посредине озера виднелся островок с высокой
каменной башней. Она сияла на солнце золотой крышей, серебряными окнами.
Поплыву к этой башне, посмотрю, кто в ней живет ,- решил джигит и
направил коня в воду. Конь покорился и поплыл к маленькому островку. Но он
не забыл наказ старого хозяина своего и решил проверить, дорожит ли им новый
хозяин. Когда до островка оставалось меньше половины пути, конь притворился,
что тонет.
— Без тебя я не хочу жить! — воскликнул джигит и отпустил коня.-
Выбирайся на берег, лучше я погибну!
Но конь не дал ему утонуть.
— Держись за седло,- крикнул он человеческим голосом,-доберемся до
берега оба! Я только проверить хотел, дорожишь ли ты мною.
И они двинулись дальше. Конь плыл, а джигит за седло держался.
Плыли-плыли, пока волна не вынесла обоих на берег.
Джигит взял коня под уздцы, подвел к башне и привязал к железному
кольцу, которое заметил у самого входа. Потом открыл серебряную дверь и
смело поднялся в башню. А в той башне жила красавица, подобная солнцу.
Джигит вошел, поздоровался и попросил у девушки напиться. Девушка подала ему
воды в дорогой чаше и бросила туда золотое кольцо. Юноша понял, что это
значит: девушка увидела его мокрый бешмёт и спрашивает, не поднялся ли он
из-под воды. Он отпил несколько глотков, бросил в чашу сучок и вернул ее
девушке. Это был ответ: я прибыл сюда по воде.
Садись, будь гостем моим и скажи, что привело тебя сюда,-сказала
хозяйка.
Джигит молча смотрел на девушку и не мог отвести глаз, а потом сказал:
— Я вышел на поиски своего счастья, а как увидел тебя, сразу понял, что
был бы счастлив стобой.
Красавица ответила:
— Ты тоже мне нравишься, джигит. Сюда, ко мне добраться не просто. Если
ты хочешь, чтобы я стала твоей женой, ты должен вернуться на берег, отыскать
человека по имени Силайма, узнать, здорова ли его жена, и выведать его
тайну. Но никому не говори, куда ты едешь, и ни у кого дороги не спрашивай.
— Как же я того Силайму узнаю? — спросил джигит.
А девушка ответила:
— Узнать Силайму нетрудно: у него нет кончика носа, но почему его нет,
того никто не знает. Это и есть тайна Силаймы. Он дал слово — открыть ее
только тому, кто совершит настоящий подвиг. Больше ничего я тебе сказать не
могу. Хочешь — ищи Силайму, не хочешь — возвращайся домой.
— Я найду Силайму, все узнаю о его жене и выведаю его тайну! —
воскликнул джигит и тут же попрощался с хозяйкой башни.
Вышел он к своему коню, вскочил в седло, выбрался на берег и пустился в
путь. Долго ли он ехал, коротко ли — догнал незнакомого всадника.
— Салам алейкум, добрый человек!
— Ва-алейкум салам! — ответил всадник.
— Куда путь держишь?
— К себе домой возвращаюсь. А ты куда едешь?-спросил незнакомец.
— А я счастье свое ищу.
Поехали они рядом. Джигит подумал-подумал и говорит:
— Я хочу подружиться с тобой.
— Сперва испытаем силу коней, потом сами померимся силами, а там
посмотрим, можешь ли ты быть другом моим,- ответил незнакомец.
Пустили они коней вскачь — конь джигита вырвался вперед. Потом
спешились и стали мериться силами. Джигит изловчился и положил незнакомца на
лопатки. Незнакомец сказал:
— Теперь я вижу, что ты можешь быть моим другом. До сих пор ни один
джигит меня еще не побеждал.
Сели они на коней и поехали дальше. Едут джигиты и рассказывают друг
другу разные истории. Вот увидели на пригорке большой каменный дом. Когда
проезжали мимо, из дому выбежала девочка и сказала:
— Не шумите у этого дома: если проснется Берзы Каза, не сносить вам
головы.
— А кто такой этот Берзы Каза, что все его бояться должны? — громко
спросил джигит.
— Тише! — испугался его спутник.- Берзы Каза — страшный волчище. На
всем белом свете нет никого опаснее его. Не страшусь я никаких чудовищ, а
вот с ним встречаться не решаюсь. Я за своего коня боюсь: он сызмала волков
пугается.
Но Берзы Каза уже проснулся. Из дому послышалось его грозное рычание.
— Я приму с ним бой, мой конь не из пугливых. А ты отъезжай подальше,
спустись в лощину и подожди меня!-крикнул джигит своему новому другу.
Едва спутник его отъехал, из дому показался страшный волчище Берзы
Каза. Был он лохматый, огромного роста, с большущими клыками. Джигит не
испугался. Конь его тоже стоял как ни в чем не бывало.
-Давай бороться! — крикнул Берзы Каза.
— Давай! — смело ответил джигит и слез с коня.
Начали они бороться. Боролись час, боролись боролись три. Наконец
джигит осилил Берзы Каза и подмял его под себя. Не давая волчищу опомниться,
он выхватил свой кинжал и снес ему голову. А затем вскочил на коня и поехал
в лощину, где друг его дожидался.
Направились они дальше и скоро оказались у какого-то замка. Друг
подъехал к воротам и сказал:
— Вот в этом замке я и живу. Сделай милость, будь моим гостем.
Он привел джигита в кунацкую , усадил, а сам вышел за угощением. Джигит
осмотрелся и заметил, что в одну из дверей проникает какое-то сияние.
Подошел, приоткрыл дверь и удивился: на высокой постели лежала красавица.
Сияние исходило от ее лица, от ее волос. Но глаза красавицы были закрыты.
Красавица тяжело ворочалась и стонала. Когда хозяин вернулся, джигит не
выдержал и спросил, кто это лежит в соседней комнате.
— Это жена моего брата. Она отчего-то вдруг занемогла и с каждым днем
слабеет. Мы с братом не знаем, чем ее вылечить. У всех лекарей побывали, все
снадобья перепробовали, а ей все хуже и хуже. Брат мой опять уехал искать
лекарство, неизвестно — привезет или нет.
Пока не отыщу для нее лекарство, не поеду дальше,-решил джигит. Другу
он ничего не стал говорить.- Вот вернусь с лекарством, тогда и скажу. Пусть
он пока остается здесь. Мало ли что случиться может, потребуется помощь, а
помочь будет некому . Когда его друг вышел из комнаты джигит выбежал из
замка, вскочил на коня и выехал в поле.
— Что ты решил? Куда нам следует ехать? -спросил у него конь после трех
дней пути.
— У моего друга есть брат, его жена прекраснее лучей солнца. Но она
вдруг занемогла и лежит при смерти в замке. Я хочу помочь ей вылечиться.
Пока я не найду для нее лекарство, не успокоюсь -. ответил юноша.
— Лекарство находится далеко отсюда, за двумя высокими горами, которые
стоят так близко одна к другой, что и муравей не проползет между ними. Время
от времени горы расходятся, но это продолжается всего один миг. Когда они
расходятся, между ними может проскочить всадник. Горы сразу с громом и
грохотом сходятся. Все, что попадает между гор, обращается в пыль. Когда
подъедем вплотную, ты крикни, будто кричат пятнадцать человек, и ударь меня
кнутом, будто ударили восемнадцать человек. Я брошусь вперед, и мы проскочим
между горами,-посоветовал конь.
— Хорошо, я сделаю все, как ты сказал, только поезжай побыстрее, чтобы
нам поскорее вернуться,- ответил джигит.
Конь помчался вперед. И вот впереди показались горы. Джигит подъехал
поближе и увидел: две горы стоят так близко, что даже муравью между ними не
проползти. Слез джигит с коня, подобрал сваленное сухое дерево, подошел к
двум горам и, когда они разошлись, сунул дерево между ними. Горы сдвинулись
с грохотом и громом и раздавили дерево в порошок. Правду сказал мне конь,
опасное это место ,- подумал джигит. Но раздумывать н стал и вскочил на
коня. Напряглось, словно сало каменным, все его тело, гулко забилосьсердце.
Джигит крикнул, будто крикнуло пятнадцать человек сразу,- горы разошлись, он
хлестнул коня будто его хлестнуло восемнадцать человек, и устремился в щель.
Горы сомкнулись с грохотом и громом, но смелый всадник успел проскочить.
Поехал джигит по равнине. Ехал-ехал и заметил вдали огромного льва. Лев
громко рычал и катался по земле.
— Этот лев занозил себе ногу острым осколком камня,- сказал конь,-
поэтому он так мечется. Ты вырой яму, и мы укроемся в ней. А затем начни
дразнить льва. Лев бросится к нам, перепрыгнет через яму, и острый камень,
засевший в его лапе, выпадет. Лев успокоится, станет смирным и поможет
добыть лекарство, которое мы ищем.
Джигит послушался доброго совета. Быстро вырыл яму, укрылся в ней с
конем и принялся дразнить льва. Лев бросился на крик и перепрыгнул через
яму. Острый камень вылетел, боль в лапе прошла. Лев лег на траву и довольно
заурчал. Когда джигит выбрался из ямы, лев проговорил человеческим голосом:
— Это ты меня от мук избавил? Теперь я твой друг. Скажи мне, что
привело тебя в эти края. Сюда мало кто может добраться, а тот, кто
добирается, не может обратно вернуться.
— Я ищу средство, чтобы вылечить одного человека,- ответил джигит и
поведал льву, кто он и откуда.
— Следуй за мной,- коротко промолвил лев. Шли-шли и наконец дошли до
глубокой пещеры.
— Подожди меня здесь,-сказал лев, а сам скрылся в пещере. Вышел оттуда
с кувшином молока и отдал его юноше с такими словами:
— Если трижды побрызгать этим молоком больного человека, он сразу
станет здоровым.
Джигит поблагодарил льва и отправился в обратный путь.
Ехал-ехал и опять оказался у двух гор. Подъехал к ним вплотную,
крикнул, будто крикнуло пятнадцать человек, хлестнул коня, будто хлестнуло
восемнадцать человек. Горы разошлись на миг, и конь устремился в щель. Горы
сдвинулись с грохотом, но смелый всадник уже проскочил.
Долго ли ехал, коротко ли, наконец прибыл джигит к своему другу. Зашли
они в комнату, где лежала красавица, и трижды побрызгали ее молоком. Она
сразу встала с постели, будто никогда и не болела. Друг джигита побежал за
братом своим. А красавица взглянула на джигита и сказала:
— Когда мой муж увидит меня здоровой, он сильно обрадуется и спросит,
что тебе подарить. Ты отвечай: Подари мне вон ту саблю с отломанным концом и
вон ту серую клячу, что пасется на лугу; больше мне ничего не нужно . Сабля
эта не простая: кто владеет ею, того никто не победит в поединке. А у коня
только вид неказистый. Быстрее его на свете нет другого коня.
Джигит выслушал ее и подумал: Видно, нашел я того коня, о котором мне
старый воин говорил, когда отдавал своего скакуна .
И вот приехал муж, увидел, что жена его выздоровела, обрадовался и
воскликнул, обращаясь к молодому джигиту:
— За то, что ты для меня сделал, проси у меня что хочешь!
— Подари мне саблю с отломанным концом и серую клячу, что у замка
пасется,- попросил юноша,- больше мне ничего не надо.
— Зачем тебе поломанная сабля и старый конь?-удивился хозяин
замка.-Взял бы что-нибудь получше.
Но джигит стоял на своем. Хозяин отдал ему саблю и старую клячу.
Пока хозяин замка говорил с ним, джигит удивленно поглядывал на его
лицо: у хозяина не было кончика носа. Уж не это ли Силайма, которого я
должен найти? — подумал он. Потом набрался решимости и спросил:
— Скажи мне, пожалуйста, не зовут ли тебя Силаймой?
— Да, я Силайма, прозванный Безносым, а зачем тебе это знать?
— Красавица, которая живет в башне посредине озера, дала слово стать
моей женой, если я узнаю тайну человека по имени Силайма. Скажи мне, какой я
должен подвиг совершить, чтобы ты раскрыл мне свою тайну?
— А разве ты не совершил подвига, раздобыв лекарство для моей жены?
Слушай, что со мною приключилось.
В одной высокой башне, которая стояла в середине моря, жили-были две
сестры. Я посватался к старшей из них (ее-то и вылечил ты). Она ответила,
что выйдет за меня, если я пригоню табун лошадей семиголового горного змея
вместе с тигроподобным жеребцом. Я взял с собой восемь товарищей и поехал за
этим табуном. Мы угнали табун, когда семиголовый змей спал. Но скоро он
проснулся, узнал, что мы угнали его лошадей, и бросился вдогонку. Едва мы
выбрались из гор и выехали на равнину, сзади поднялся шум и гул. Это змей
мчался за нами следом. Он отломал верхушку горы и бросил ее в нас. Каменной
глыбой он убил восьмерых моих товарищей. Я ехал впереди на тигроподобном
жеребце, и камень меня не достал. Но маленький осколок камня срезал мне
кончик носа. С тех пор меня и прозвали Безносым Силаймой. Вот тебе моя
тайна.
Джигит выслушал рассказ Силаймы и заторопился в дорогу. Попрощался он с
Силаймой, с его женой-красавицей, с его братом, другом своим взял волшебную
саблю и пошел к своим коням: к тому, на котором приехал, и к тому, которого
Силайма ему подарил.
Сначала отпустил коня, которого ему у родного аула старый воин подарил:
— Поезжай, отыщи первого своего хозяина, поклон ему от меня передай и
живи при нем.
— Прощай, молодой джигит-сказал конь человеческим голосом и ускакал.
Затем джигит оседлал серую клячу, а когда сел на нее, она тряхнула
гривой, мотнула головой и обернулась стройным серым скакуном.
— Куда везти тебя, храбрый джигит? — спросил скакун человеческим
голосом.
— Вези меня к большому озеру, где в башне под золотой крышей моя
невеста живет.
Серый конь рванулся вперед. Он больше летел по воздуху, чем по земле, и
к вечеру оказался у озера.
— Отыскал ли ты человека по имени Силайма, узнал, как поживает его
жена, и выведал ли его тайну? — спросила девушка-красавица, когда увидела
джигита.
— И Силайму я нашел, и жену его видел, и его тайну выведал. Сейчас
расскажу тебе все, как было,-ответил джигит.
Рассказал он ей о своих приключениях: как oн подружился с братом
Силаймы, как победил страшного волка Берзы Каза, как добыл чудесное молоко,
вылечил красавицу жену Силаймы. Поведал и тайну Силаймы.
— Ты нашел Силайму и узнал его тайну. Ты добыл чудесное молоко и спас
жизнь красавице, которая приходится мне родной сестрой,- воскликнула
девушка,-я согласна стать твоей женой!
Юноша женился на ней, и они стали жить-поживать Если на их землю
налетали враги, молодой джигит доставал свою волшебную саблю, садился на
чудесного коня, выезжал навстречу врагам и обращал их в бегство. И пошла из
аула в аул молва о добром непобедимом богатыре и его красавице жене.
Как старик шайтанов перехитрил
У подножия высокой горы, на опушке леса, стояла маленькая сакля,
обмазанная глиной, с плоской крышей, небольшими окнами и низенькой дверью. В
той сакле жили старик со старухой. Детей у них не было. Старик ходил в лес
на охоту, а старуха за домом смотрелаОднажды на рассвете шел старик лесом и
под кустом увидел спящего зайца, но пожалел его и стрелять не стал. Пошел он
дальше и в глубокой пещере заметил медведицу с медвежатами. Их он тоже не
тронул и пошел своей дорогой.
А в том лесу с некоторых пор поселились шайтаны. Они считали лес своим,
и им не нравилось, что старик как хозяин бродит по лесу и охотится.
Собрались они и порешили выжить старика из леса. Но как это сделать? Долго
думали, но не могли ничего придумать. Наконец самый старший шайтан,
огромный, страшный,-звали его Панк-Панк — сказал:
— Я выйду к нему и скажу: Я — Панк-Панк, самый страшный среди шайтанов!
Давай, старик, бороться с тобой! Если ты меня поборешь, то можешь и дальше в
нашем лесу охотиться. А уж если я тебя поборю — ты уйдешь отсюда и больше
никогда в лес не будешь приходить .
— Хитро ты придумал! — закричали шайтаны.
Отыскал Панк-Панк старика в чаще, подошел к нему и сказал:
— Я — Панк-Панк, самый страшный среди шайтанов! Давай, старик, с тобой
бороться! Если ты меня поборешь, то можешь и дальше в нашем лесу охотиться.
А уж если я тебя поборю — ты уйдешь отсюда и больше никогда в наш лес не
будешь приходить.
— Хорошо, я согласен,- отвечает старик,- но только сначала ты поборись
с моим младшим братом, а то я боюсь, что переломаю тебе все ребра.
Повел он страшного Панк-Панка к той пещере, где заметил медведицу, и
говорит:
— Мой младший брат живет в этой пещере. Зайди к нему и поборись с ним.
А уж если его поборешь, тогда и я стану с тобой силой мериться.
Послушался его Панк-Панк и пошел в пещеру. А медведица проснулась на
шорох, поднялась на задние лапы, обхватила непрошеного гостя и давай его
мять. Помяла-помяла, в пыли поваляла и сбросила в пропасть.
Выбрался Панк-Панк из пропасти еле живой, а старик тут как тут — стоит
усмехается:
— Ну что, теперь со мной поборешься? А Панк-Панк и слова не в силах
вымолвить. Притворился, что не видит старика, и побрел скорее в чащу.
Добрался к своим, еле в себя пришел, а потом поведал, что с ним случилось.
— Нет, никому из нас не побороть старика! — закончил он свой рассказ.
Стали шайтаны думать, советоваться, как дальше быть. Долго думали, но
не могли ничего придумать.
Наконец средний шайтан, самый ловкий и быстрый,-звали его
Танк-Танк-предложил:
— Я выйду к старику и скажу ему: Я — Танк-Танк, самый быстрый и самый
ловкий среди шайтанов! Давай, старик, с тобой наперегонки побежим. Если ты
прибежишь первым, то можешь и дальше в нашем лесу охотиться. А уж если я
буду первым — ты уйдешь из нашего леса и больше никогда сюда не вернешься .
— Хитро ты придумал!
Отыскал Танк-Танк старика в чаще, подошел к нему и сказал:
— Я — Танк-Танк, самый быстрый и самый ловкий среди шайтанов! Давай,
старик, с тобой наперегонки побежим! Если ты прибежишь первым, то можешь и
дальше в нашем лесу охотиться. А уж если я буду первым — ты уйдешь из нашего
леса и больше никогда сюда не вернешься.
— Хорошо, я согласен,- отвечает старик,- но только сначала ты моего
сынка догони. Хочу убедиться, быстро ли ты бегаешь.
Повел он Танк-Танка в ту сторону, где видел зайца, который спал под
кустом. Не доходя до куста, остановился, поднял сосновую шишку и бросил в
зайца, а шайтану сказал: Беги за ним! Заяц вскочил и бросился наутек, а
Танк-Танк помчался за ним следом. Полдня носился он за зайцем, но так и не
смог догнать его. Исцарапался он, запыхался — вот-вот задохнется. Понял
Танк-Танк, что сына старика ему не догнать. Свалился на тропинку и лежит —
отдышаться не может. А старик тут как тут — стоит усмехается:
— Ну что, теперь со мной наперегонки побежишь?
А Танк-Танк и слова не может вымолвить. Притворился, что не видит
старика, поднялся и побрел скорее в чащу. Добрался кое-как к своим, еле в
себя пришел, а потом подробно рассказал шайтанам, что с ним случилось.
— Нет, никому из нас не обогнать старика! — закончил он свой рассказ.
Стали шайтаны думать, как дальше быть. Долго думали, но ничего не могли
придумать. Наконец самый младший, самый сильный и самый хитрый,- звали его
Манк-Манк — предложил:
— Я возьму булаву, которая нам от наших предков досталась, выйду к
старику и скажу ему:
Я — Манк-Манк, самый сильный и самый хитрый среди шайтанов! Давай,
старик, будем с тобой бросать эту булаву. Если ты бросишь ее выше, чем я, то
можешь и дальше в нашем лесу охотиться. А уж если я брошу булаву выше, то ты
уйдешь из нашего леса и больше никогда сюда не придешь .
— Хитро ты придумал!
Вышел Манк-Манк из чащи, отыскал старика и сказал ему:
— Я — Манк-Манк, самый сильный и самый хитрый среди шайтанов! Давай,
старик, будем с тобой бросать эту булаву. Если ты бросишь ее выше, чем я, то
можешь и дальше в нашем лесу охотиться. А уж если я брошу булаву выше — ты
уйдешь из нашего леса и больше никогда сюда не придешь.
— Хорошо, я согласен,- отвечает старик,- только начнем с тебя, ты
бросай первый.
Схватил Манк-Манк тяжелую булаву, замахнулся и изо всей силы бросил ее
вверх. Взлетела булава выше самых высоких деревьев, выше самой высокой горы
и скрылась в тучах. И только через час послышался вой и свист и булава
упала, ушла в землю по самую рукоятку.
— Теперь твоя очередь, старик! — гордо сказал Манк-Манк, самый сильный
и самый хитрый среди шайтанов.
Старик взялся за рукоятку, но бросать не спешил — он знал, что такую
тяжелую булаву ему и не поднять. Стоит он, на небо поглядывает и будто
высматривает что-то.
А Манк-Манку не терпится:
— Что же ты не бросаешь? Старик ему отвечает:
— В прошлом году я забросил на небо такую же булаву и пробил там дыру.
Этой дыры сейчас не видно, ее облаком закрыло. Подождем, пока облако в
сторону уйдет, чтобы не пробивать новых дыр.
— Что ты, что ты, старик! — испугался Манк-Манк.- Эту булаву нельзя
насовсем забрасывать:
она нам от наших предков досталась!
Не стал он дожидаться, что ему ответит старик, вырвал булаву из земли и
бросился с нею в чащу. Бежит, а сам все оглядывается — не догоняет ли
старик, чтобы отобрать заветную булаву и забросить на небо. Прибежал он к
братьям своим, долго в себя не мог прийти, а потом рассказал, как старик
хотел забросить на небо булаву, которая им от предков досталась.
— Нет, ничего с этим стариком нам не сделать! — сказали шайтаны.
И решили они, что лучше им самим покинуть этот лес и перебраться в
другое место.
Так они и сделали. Взяли свою булаву и побрели куда-то в горы —
подальше от хитрого старика.
А старик остался со своей старушкой жить в сакле на опушке леса. Он
спокойно охотился в лесу, а старуха за домом смотрела.
Сон или сказка?
Жил в одном ауле горец, и был у него сын. Однажды утром отец вынес на
улицу зерно просушить. Сыну он велел следить, чтобы птицы зерно не склевали,
а сам пошёл по делам. В полдень возвращается отец и видит: сын сидит на
своём месте и дремлет. То зерно, которое лежало рядом с ним, так и лежит, а
то, что подальше, — поклевали птицы.
Рассердился отец и окликнул сына. Мальчик вздрогнул и повернулся к
отцу.
— Что же ты за зерном не уследил? — спрашивает отец.
А сын удивлённо отвечает:
— Не мог я за зерном уследить, ведь пришлось мне за дочкой падчаха ‘
сходить.
— За какой ещё дочкой? Я тебя никуда не посылал! — удивился отец.
— Ты-то меня не посылал, да я сам пошёл. Расскажу тебе всё по порядку.
Сели они рядышком, и принялся сын рассказывать:
— Когда ты ушёл, я сидел-сидел, гляжу — нет никаких птиц. Отыскал я
старый бешмет, повесил его на ветку, чтобы он отпугивал птиц, а сам решил
прилечь и отдохнуть. Но вскоре я оказался на берегу реки. Окунулся я в воду
и превратился вдруг из мальчика во взрослого джигита. Искупался, вышел на
берег, оделся и только собрался уходить — гляжу, идёт к реке красивая
девушка с кувшином в руке.
Увидела она меня, подошла поближе и говорит:
— Погоди, джигит, не уходи, я дочь князя и хочу посоветоваться с тобой.
Я остался, и вот что рассказала девушка: -• Один грозный падчах с
несметными войсками подступил к границе наших земель. А нашему князю, моему
отцу, прислал он два ножа и приказал угадать, какой из них принадлежит
простому горцу, а какой — падчаху. И сказал ещё тот падчах, что если не
получит ответа, то опустошит всю нашу землю.
1 Падчах — царь, шах.
Собрались люди со всей округи, думали, думали, но никто ответить
падчаху не смог… Не можешь ли ты, юноша, помочь нам в беде?
На это я сказал княжеской дочери:
— Положите оба ножа в огонь. На ноже простого горца проступит жир,
потому что он был в работе. А нож падчаха в работе не был, — сколько ни
нагревай его, он останется сухим. Передай мой совет отцу, а пойдёшь к реке
опять — захвати с собой лепёшек. Я совсем проголодался.
Девушка ушла. В полдень возвращается к реке, достаёт лепёшки и говорит:
— Ты был прав, говоря о ножах. Но теперь падчах прислал отцу двух
петухов и велит угадать, который из них старый и который молодой. Никто не
знает, как ответить грозному падчаху.
Я посоветовал дочери князя: два дня не давайте петухам есть. А на
третий день выпустите их и насыпьте пшеницы. Оба петуха бросятся клевать
зерно. Тут вы и примечайте: молодой петух будет стоять головой к ветру, а
старый повернётся к ветру хвостом.
Девушка ушла домой. А я сижу у реки и жду её. Через три дня она опять
вышла к реке.
— Я совсем проголодался, дожидаясь тебя, — сказал я княжеской дочери.
А она объясняет:
— Я хотела увидеть, как будут петухи клевать зерно. Ты был прав. Падчах
остался доволен нашим ответом. Но теперь свалилась на нас новая беда.
Грозный падчах прислал моему отцу железный столб и велел передать: если
кто-нибудь сможет этот столб поднять одной рукой, бросить через пропасть и
попасть в кувшин, он отступит от нашей границы. А. если никто железный столб
броситьне сможет, падчах разорит наш край. Все наши джигиты собрались, но ни
один не в силах этот столб поднять.
— Хорошо, — говорю я, — я подниму железный столб одной рукой, переброшу
его через пропасть и попаду в кувшин. Только сначала пусть князь прикажет
заколоть бычка и накормить меня. Так ему и передай.
Побежала девушка домой, а меня попросила подождать, никуда не уходить.
Я остался на берегу. И часу не прошло — прибегает она обратно:
— Сказала я князю, что нашла джигита, который берётся железный столб
одной рукой поднять, через пропасть перебросить и в кувшин попасть, но
просит, чтобы его сначала накормили. Князь приказал своим слугам, чтобы они
закололи бычка, зажарили его и накормили тебя. Пойдём со мною!
Я пошёл с нею. Накормили меня люди князя. Потом мне показали железный
столб, который прислал князю падчах. Я поднял этот столб одной рукой,
перебросил через пропасть и попал в кувшин. А на том краю пропасти стоял
грозный падчах со своим войском. Увидел он, какие в нашем краю джигиты есть,
испугался и отступил со своим войском от наших границ.
А князь обрадовался, похвалил меня и говорит:
— У грозного падчаха есть красавица дочь. Она достойна стать невестой
такого джигита, как ты. Иди к падчаху, попроси его отдать за тебя дочь. А мы
тебе справим свадьбу, какой никто ещё не видывал.
В тот же день я отправился в путь. Шёл-шёл и оказался у большой реки.
Гляжу, на берегу человек черпает воду огромным ковшом, величиной с бочку,
выпивает-и кричит, что умирает от жажды.
— Вот так чудо!-удивился я.
— Я не чудо, — возразил незнакомец. — Джигит, который железный столб
через пропасть перебросил и в кувшин попал, — вот чудо.
— Это я железный столб через пропасть перебросил, а теперь за дочерью
падчаха иду. Пойдёшь со мной? — сказал я незнакомцу.
— Пойду, — отвечает он, — только ковш воды с собой захвачу.
Пошли мы дальше вдвоём. Шли-шли и заметили человека, который бежал так
быстро, что лань от него уйти не могла. Мчится он рядом с ланью, рукой
поглаживает её по спине, а над ним сокол летит. Обут человек в тяжёлые
железные башмаки, и к одной ноге мельничный жёрнов привязан.
— Вот так чудо! — удивились мы оба.
— Я не чудо. Джигит, который железный столб-одной рукой поднял, через
пропасть перебросил и в кувшин попал, — вот чудо! — крикнул в ответ
незнакомец.
— Это я железный столб через пропасть перебросил!- кричу ему вслед. —
Пойдёшь с нами за дочкой падчаха?
— Пойду, — ответил незнакомец, — только я и сокола с собой возьму.
Пошли мы дальше втроём. Шли-шли и увидели человека: стоит он
неподвижно, приложив ухо к скале.
Я спрашиваю:
— Что ты делаешь?
— Хочу узнать, в какую сторону уползла змея, которая живет за седьмой
горой к восходу.
— Вот так чудо! — удивились мы.
— Я не чудо. Джигит, который железный столб одной рукой поднял, через
пропасть перебросил и
в кувшин попал, — вот чудо! — молвил незнакомец вответ.
— Это я железный столб через пропасть перебросил, а теперь за дочкой
падчаха иду. Пойдёшь с нами? — спросил я его.
— Пойду.
Пошли мы дальше вчетвером. Шли-шли и встретили ещё одного человека: ходит он по лугу, хватает одной рукой сразу по три стога сена и переносит эти стога с одного места на другое, а рядом с ним бегает волк.
— Вот так чудо! — удивились мы.
— Я не чудо. Джигит, который железный столб одной рукой поднял, через пропасть перебросил и в кувшин попал, — вот чудо! — произнёс незнакомец.
— Это я железный столб через пропасть перебросил!- воскликнул я и спросил незнакомца: — Пойдёшь с нами за дочкой падчаха?
— Пойду, — охотно согласился он. — Только я возьму с собой и волка, он нам пригодится.
Пошли мы дальше впятером, а с нами ещё волк с соколом. Шли-шли, пока не добрались до дворца падчаха.
У ворот нас встретила стража:
— Куда вы идёте?
Мы ответили, что пришли за дочкой падчаха. Стража выпустила из клетки боевого петуха и говорит:
— Дальше и шагу не сделаете, если нашего петуха не одолеете. Есть у вас петух для боя?
— Петуха нет, но есть сокол! — воскликнул я и выпустил сокола.
Сокол налетел на петуха, все перья повыдергал и заклевал его.
Мы поспешили дальше. А чуть дальше — вторые ворота, и около них опять стража.
— Куда вы идёте?
Мы ответили, что пришли за дочкой падчаха. Главный стражник спустил с цепи собаку и крикнул:
— Дальше и шагу не сделаете, если у вас нет собаки, чтобы с нашей стравить!
— Собаки у нас нет, но есть волк!-воскликнул я и выпустил волка. Он налетел на собаку, вцепился ей в загривок и стал трепать. Собака вырвалась и убежала. Стража посторонилась, пропустила нас. Глядим, а там уже домик для нас приготовлен. Слуги собирают на стол, Несут из дворцовой кухни еду.
— Послушай, Чуткое Ухо, о чём на кухне говорят,- обратился я к тому человеку, который слушал, как змея за седьмой горой ползла.
Он отвечает:
— Падчах приказывает в нашу еду подмешать яду.
Когда слуги внесли блюда, мы им сказали:
— Передайте падчаху, что мы благодарим его за угощение, но есть нам не хочется.
Слуги удалились, а мы легли спать. Но только мы начали засыпать — вдруг домик наполнился дымом. Вскочил я, выглянул из домика и вижу: у всех дверей, у всех окон огонь пылает. Так вот оно что!-догадались мы. — Падчах решил нас сжечь».
— Ты принёс с собой ковш воды, погаси огонь, — попросил я человека, который пил огромным ковшом воду у реки и кричал, что умирает от жажды. Он опрокинул свой ковш, и огонь тут же погас.
Мы опять легли. Но и на этот раз заснуть не удалось. Изо всех окон потоками хлынула на нас вода. Мы сразу догадались: «Теперь нас утопить хотят».
— Перенеси наш домик на сухое место, — попросил я человека, который переносил на лугу стога сена с одного места на другое.
Он выскочил, подхватил дом и перенёс на пригорок.
Наутро является слуга падчаха:
— Падчах сказал, что отдаст тебе дочь, если кто-нибудь из вас обгонит колдунью, которая живёт при дворце.
Привели колдунью. Рядом с нею стал человек,. который лань на одной ноге обгонял. Снял он свой железные башмаки и отвязал жёрнов. Слуга падчаха подал знак — бросились скороход с колдуньей бежать и сразу скрылись из виду.
— Прислушайся, Чуткое Ухо, что там делается, — попросил я другого своего товарища — того самого, который мог услышать шорох змеи за седьмой орой.
Он приложил ухо к земле и отвечает:
— Ведьма спешит обратно, а товарищ наш лежит за седьмой горой. Видно, ведьма усыпила его чем-то.
Я оглянулся по сторонам и заметил у дворца железный столб. Схватил я его и спрашиваю:
— Как же разбудить его?
— Надо ударить в дерево, которое стоит рядом,- скороход сразу и вскочит.
Я бросил железный столб в дерево и расщепил его. Наш друг проснулся, вскочил и бросился догонять колдунью. Настиг он её на третьей горе, столкнул в пропасть, а сам прибежал к дворцу.
Падчах выглянул в окошко и крикнул:
— Забирай мою дочь и уходи поскорее!
Взяли мы дочь падчаха и вернулись в родные края.
— Видишь, сколько дел у меня было, разве мог я за птицами уследить? — сказал сын, обращаясь к отцу.
— Зерно вижу, тебя вижу, а вот дочки падчаха и приятелей чудесных твоих не видать что-то. Где же они? — спросил отец.
Сын оглянулся по сторонам, но тоже никого не увидел. И тут только он проговорил:
— А всё остальное, должно быть, мне во сне приснилось.