МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Горские евреи « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии — 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии — 2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане — 5,5 тыс. человек. Общая численность в пределах бывшего СССР — 18,5 тыс. человек. Язык — татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — иудаисты.

Судя по языковым и косвенным историческим данным, община горских евреев формировалась в VII—XIII веках в ходе иммиграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, из близлежащих районов Византийской империи в Азербайджан, где они перешли на язык окружающего населения — татский, и (с XI века) далее на север — в Дагестан. Там они, видимо, ассимилировали часть хазарского населения. В средние века существовала полоса еврейских поселений на севере современного Азербайджана и юге Дагестана, между городами Дербент и Куба.

В ходе освободительной борьбы кавказских горцев под руководством Шамиля (1834—59) жители ряда еврейских аулов были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. С 20—30-х годов XIX века отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами. С 60—70-х годов XIX века горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск), Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (современная Махачкала). В начале 1920-х годов около 300 семей горских евреев выехали в Палестину. В 1928—30 письменность горских евреев была переведена с еврейского алфавита на латинскую графическую основу, в 1938 — на русскую.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие — иудаисты. Для диаспоры, изгнанной со своей исторической родины, иудаизм был гораздо большим, чем просто верование. Это сложное социальное и идеологическое явление.

Сохраняется соблюдение религиозных традиций, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кошер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).

Вместе с тем, в течение веков находясь в среде кавказских народов, горские евреи восприняли и большинство традиций местных религиозных верований. В их религии было много горских обрядов, обычаев и праздников, в частности связанных с культом огня. Мир считался населeнным множеством духов, видимых и невидимых, карающих или благоволящих человеку. Это — Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), Земирей (дух дождя), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов осени и весны Гудур-Бой и Кесен-Бой устраивались празднества. Властителю растений Идору был посвящен праздник Шев-Идор. Считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей (Араво) определяется судьба человека; девушки проводили еe в гаданиях, плясках и пении. Характерны гадания девушек в лесу по цветам накануне праздника весны. За два месяца до свадьбы совершался обряд Рах-Буры (пересечение пути), когда жених отдавал отцу невесты калым.

Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до конца 1920-х — начала 1930-х годов была большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 человек и более. Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой малой семьи был свой дом. Вплоть до середины 20 века практиковалась полигамия, в основном двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или, реже, отдельное помещение в общем доме.

Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием, определял порядок работы всех мужчин семьи; мать семейства (или первая из жeн) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся совместно), уборкой. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. В конце 19 века начался процесс распада большой семьи.

Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калын (калым). Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов.

От соседних народов горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья.

В значительной мере сохраняется соблюдение иудаистических обычаев, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (хашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-Ха-Шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционные занятия горских евреев: земледелие и ремесло. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску. К началу 20 века с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждений разорились и превратились в чернорабочих, торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в основном в Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались табаководством, пашенным земледелием. В ряде селений до начала 20 века главным занятием было кожевенное ремесло. К концу 19 — началу 20 века выросло число занятых мелкой торговлей, некоторые торговцы сумели разбогатеть на торговле тканями и коврами.

Наверх

Традиционное жилище

Аулы горских евреев располагались рядом с аулами соседних народов, в некоторых местах они жили совместно. Поселение горских евреев состояло, как правило, из трeх-пяти больших семей. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент). Традиционные жилища каменные, с восточным убранством, из двух или трeх частей: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Комнаты детей отличались лучшим убранством, украшались оружием.

Наверх

Традиционная одежда

 

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Почти все рецепты кухни горских евреев имеют персидское происхождение. Из блюд особо популярны дюшпере (род пельменей, отличающихся большим содержанием лука в фарше), ингар (кавказский хинкал), тара (густой суп), буглеме (студень из рыбы), епраги (голубцы). Закусками служат травы (кинза, сельдерей, петрушка), а также огурцы и помидоры, редис и вяленая рыба. В рационе горских евреев также заметно присутствуют молочные продукты, рис, крепкий чай, вино.

Наверх

Фольклор

Фольклор — сказки (овосуна), которые рассказывали профессиональные сказочники (овосуначи), песни (ма’ани), исполняемые автором (ма’ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Наверх

Язык и письменность

Горские евреи говорят на нескольких близких диалектах татского языка, принадлежащего к западной ветви иранской группы языков. Распространены также русский и азербайджанский языки.

Диалект горских евреев. Еврейский диалект (т. н. «джухури») формировался аналогично другим еврейским языкам — идишу, ладино, киврули и т. п. За долгое время культурной изолированности диалект горских евреев претерпел значительные изменения, и взаимопонимание между носителями собственно татского языка и «еврейского» диалекта не исключено полностью, но затруднено. Лексика насыщена заимствованиями из арамейского и древнееврейского языков. Распространён в северных районах Азербайджанской Республики (г. Губа) и в районе г. Дербента (Южный Дагестан, Россия). Письменность до 1929 г. на основе еврейского алфавита, в 1929 г. — латинского, а с 1938 г. — на основе русского алфавита.

С обретением письменности диалект «джуури» не приобрёл в науке собственного официального названия, и также стал именоваться «татским языком».

В соответствии с Конституцией Республики Дагестан от 1994 г. диалект горских евреев под названием «татский язык» признан одним из литературных языков республики, где преподаётся как предмет в начальной и средней школе; ограниченно издаётся учебная и художественная литература, газета «Ватан». Тем не менее, диалект имеет тенденцию к вымиранию, как в связи с эмиграцией евреев в Израиль, так и с постепенным переходом горских евреев на русский язык.

До 1928 года горские евреи пользовались древнееврейским алфавитом, приспособленным для татского языка. В 1928—1938 годах использовался латинский алфавит, а с 1938 года — алфавит на основе русской графики:

 

 

 

Наверх