Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность
Годоберинцы — (годоб. гъибдиди), народ в Российской Федерации, относится к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. По оценкам 1994 насчитывалось 3 тысячи годоберинцев. В переписи 2002 они учитывались в составе аварцев. По итогам переписи только 39 человек назвали себя годоберинцами, из них в Дагестане только два человека.
Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Верующие — мусульмане-сунниты.
К концу XIV века часть годоберинцев исповедовала христианство, часть — традиционные верования. Исламизированы годоберинцы в XVI веке. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития годоберинцев.
Сохраняются домусульманские анимистические представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т.п.)
В основе традиционной социальной организации — сельская община, большое значение имели патриархальные кровнородственные объединения — тухумы. Семья малая, счёт родства ведётся по отцовской и по материнской линиям. Широко распространена родственная и соседская взаимопомощь.
Похоронно-поминальная обрядность сочетает элементы домусульманских и мусульманских обрядов.
Ремесла и промыслы
Традиционные занятия годоберинцев — пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, производство войлока. Развита народная медицина. Основные современные занятия — земледелие, скотоводство, садоводство, подсобное — пчеловодство. Многие годоберинцы живут в городах, заняты в промышленности.
Традиционное жилище
Традиционные поселения на холмах, улицы довольно широкие, неправильно расположенные. Центр селения — мечеть и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с XVI—XVII веков имели чисто территориальный характер. Традиционное жилище из камня, дерева (в последнее время — также из самана), чаще одноэтажное, квадратное в плане, каркасно-столбовое; ныне дома современного типа
Традиционная одежда
Традиционная одежда сходна с одеждой ботлихцев. В основе мужского костюма — туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, папаха, овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили пояса, газыри и кинжалы. Традиционная обувь нескольких типов, из сыромяти, сафьяна, войлока и т. д. В комплекс женской одежды входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор (украшался серебряными монетами, нашивными кольцами), платок и кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком.
Национальная кухня. Рецепты
В традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее распространённое — хинкал с мясом и без него, с приправой.
Фольклор
Жанры фольклора разнообразны — предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т. п., некоторые двуязычны (передаются также на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. т. п.).
Язык и письменность
Годоберинский язык (годоберийский язык; годоб. Гъибдилълъи мицци) — язык годоберинцев. Распространён как язык бытового общения в сёлах Годобери и Зибирхали Ботлихского района Дагестана. Число говорящих, по данным переписи 2002 года, составляет 103 человека (Зибирхьалинцев) — около 3-х тысяч Годоберинцев, по различным оценкам начала XXI в. — до 5-6 тыс. человек.
Годоберинский язык — один из андийских языков. Имеет годоберинский и зибирхалинский говоры, различия между которыми относятся преимущественно к фонетике, например, годоберинское «кьибуда» — зибирхалинское «кьибу иде» ‘станцевал’, годоберинское «бахъи̃» — зибирхалинское «бахъин» ‘ломать’.
От других андийских языков годоберинский язык отличается отсутствием корреляции по интенсивности среди абруптивов. В области морфологии имеется противопоставление ограниченного и неограниченного множественного числа у отдельных существительных (ср. «зини» ‘корова’ — ограниченное множественное число «зини-бе», неограниченное множественное число «зин-е»), неразличение форм локатива и аллатива и некоторые другие особенности.
Язык бесписьменный