МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Ботлихцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Ботлихцы, (самоназвание — буйхади) — коренное население Западного Дагестана в России. В переписи 2002 учитывались в составе аварцев, при этом только 16 человек назвали себя ботлихцами, из них восемь человек живут в Москве и ни одного в Дагестане. До переписи 2002 численность ботлихцев оценивалась в 6 тысяч человек. Ботлихцы относятся к андийским народам.

Предположительно, с 1-го тыс. н.э. ботлихцы входили в состав политического объединения Дидо в Западном Дагестане (распалось в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой группы. Исламизированы в 16 в. К 14-15 вв. относят образование союза сельских общин Технуцал на территории нынешнего Ботлихского района. С 16 в. ботлихцы попадают под влияние Аварского ханства. В 1820-1850 ботлихцы активно участвовали в национально-освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 году вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 года — Республика Дагестан.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие — мусульмане-сунниты.

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционные занятия — садоводство с искусственным орошением (абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овeс, просо, конопля, лeн) и игравшее вспомогательную роль животноводство. У ботлихцев были распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кож, шитьe папах и обуви. Ботлихцы вели оживленную торговлю фруктами.

Наверх

Традиционное жилище

Селения компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие под домами. Селения разделены на кварталы по территориальному принципу. Жители делились на 7-8 тухумов (родственные группы). На самых высоких местах ставились сторожевые башни «шеба» (в количестве 6-8). Жилища — четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распространены типы — двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для скота и хозяйственного инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду галерею на столбиках. Деревянные конструкции украшали резьбой. В кладке стен встречаются плоские камни с геометрическим орнаментом, с изображением животных, крестами.

Наверх

Традиционная одежда

Национальная одежда общедагестанского типа. Характерен женский головной убор — «рогатая чухта». В комплект мужского костюма входили рубаха туникообразного покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинная шубы, бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор, платки.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Традиционная пища включала блюда из продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, дикорастущие травы. Популярные блюда — хинкали, пироги с творожной начинкой.

Наверх

Фольклор

Жанры традиционного фольклора разнообразны: сказки, легенды, исторические и этногенетические предания, мифы, волшебные сказки, бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Ботлихцев двуязычен (на ботлихском и на аварском языках).

Шейх из Ботлиха

 Не в столь древние времена жил в Ботлихе известный алим. У него было много последователей и муталимов, которые разносили славу о его мудрости по всему Дагестану. Среди многих прилежных и послушных муталимов был один дерзкий насмешник, проделки которого не давали алиму покоя. Вместо того чтобы учить Коран, муталим смешил аульчан анекдотами о жадности муллы, коварстве дибира и несправедливости кадия.
Наконец алим решил избавиться от насмешника и сказал ему:
— Я больше не желаю терпеть твои проделки. Возьми себе моего осла, а также все необходимое и покинь наш край, иначе, клянусь аллахом, тебе не сдобровать.
Не хотелось муталиму покидать веселый Ботлих, но ничего не поделаешь — пришлось.
Оседлал он осла, нагрузил его припасами, которые дал ему алим, и тронулся в дальний путь.
Долго шел он, коротко шел, днем шел и ночью шел он. Шел, пока на одном из высоких перевалов не пал его измученный осел.
Похоронил он осла и сел около могилы, раздумывая о своей горькой судьбе.
Мимо проходил путник. Увидел он опечаленного муталима и спросил:
— Скажи, добрый человек, какое горе случилось с тобой? И чья эта свежевырытая могила? Судя по твоей глубокой печали, здесь похоронен какой-нибудь святой человек.
— Здесь похоронен сам ботлихский шейх,— ответил мута-
лим, умевший шутить даже в тяжелые минуты.— Это истинная правда, что он из Ботлиха, и он был весьма ученый, этот мой… осел, хотел было сказать муталим, но, спохватившись, поправился,— шейх.
— Это очень большая утрата для нас,— сказал набожный путник.— Возьми вот два аббаси, помолись и за мою душу у могилы святого шейха.
Дорога эта была оживленной, по ней часто проходили пут-ники и целые караваны. Многие из них, услышав о кончине ботлихского шейха, вносили свою лепту в богоугодное дело, А муталиму так понравилась роль мюрида нового святого, что он, уже не дожидаясь расспросов, сам вымогал у путников пожертвования в пользу шейха и его мюридов. Простаков было немало, и муталим быстро разбогател.
Муталим поставил на могиле часовню, окружил себя учениками, и стала эта могила местом поклонения многих верующих.
Теперь вернемся в Ботлих к тому алиму, который изгнал непокорного ученика. Услышал он о том, что появилось новое святое место и решил совершить туда паломничество, да и замолить грехи, которых у него накопилось немало.
Добрался он до святилища и видит: стоит часовня, рядом усадьба, а кругом обработанные поля и тучные отары овец.
— Вот это хорошо поставленное святое дело! — воскликнул алим и вошел в часовню.
— Салам алейкум, правоверный! — приветствовал он почтенного вида человека, который, сидя на ковре, перелистывал Коран.
— Ваалейкум ассалам, о путник,— послышался ответ, и человек поднял глаза.
Каково же было изумление ботлихского алима, когда он признал в нем своего самого нерадивого муталима-богохуль-ника.
— Так это ты здесь ведаешь отличным хозяйством? А ну-ка расскажи мне всю правду! — воскликнул алим.
Испугался новый мюрид, что старый плут уже каким-то образом проведал о его делишках, и рассказал всю правду.
— Гм,— ответил его бывший учитель.— Осел, говоришь! Так ведь в могиле шейха, которому я поклоняюсь, тоже похоронен осел — дедушка твоего осла. Будем продолжать наше выгодное дело.

Наверх

Язык и письменность

Ботлихский язык — язык ботлихцев. Распространён в сёлах Ботлих и Миарсу Ботлихского районах Республики Дагестан, а также на плоскостной части Дагестана. Число говорящих на ботлихском языке 4 тыс. человек (оценка, 2002).

Ботлихский язык относится к андийским языкам. Выделяются два говора: ботлихский и миарсинский, с незначительными расхождениями в фонетике и морфологии.

Слоги всегда прикрытые (с начальной гортанной смычкой перед гласными).

Имеется четыре латеральных согласных (лъ, лълъ, лI, кь). Для глухих аффрикат и спирантов (ц, ч, цI, чI, с, ш, лъ, х) характерно противопопставление по интенсивности. Заметна тенденция к объединению фарингального и ларингального рядов спирантов. Для аффрикат характерна четверичная, для спирантов троичная системы.

Имеется трёхчленная система именных классов (в единственном числе: мужской, женский, средний). Падежная система включает номинатив, эргатив, датив, генитив; дифференцировано шесть серий локализаций и четыре направительных суффиксов (с тенденцией к совпадению элатива и транслатива). Наряду с синтетическими формами прошедшего, настоящего, будущего времени индикатива распространены многочисленные аналитические формы.

Язык бесписьменный.

Наверх