Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность
Ахвахцы (самоназвание ашвадо) — один из андийских народов, коренное население Западного Дагестана, также с первой половины XVIII века расселилась в Закатальском районе Азербайджана, в советский период часть народа переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком.
Некогда ахвахцы были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, у них сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. Преобладала малая семья, встречались различные формы неразделeнной семьи. В семейной жизни ахвахцы придерживались обычаев запретов и избеганий. Сохраняются традиции семейной обрядности, почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества.
Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Верующие ахвахцы — мусульмане-сунниты.
Ахвахцы отмечали календарные и мусульманские праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные песни передаются на аварском и ахвахском языках. У ахвахцев был разработан народный сельскохозяйственный календарь, развита народная медицина. Сохраняются пережитки традиционных верований, связанных с анимистическими представлениями, культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, водоeмов, представлениями о злых и добрых духах.
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционное жилище ахвахцев — каменная, чаще одноэтажная сакля с двором.
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность
Ахвахский язык — язык ахвахцев. Распространён в качестве языка бытового общения в нескольких сёлах Ахвахского и Шамильского районов Дагестана, а также в селе Ахвах-Дере в Азербайджане. Число говорящих на ахвахском языке в РФ 6 тыс. человек (перепись, 2002).
Ахвахский язык — один из андийских языков. Выделяются 2 диалекта: северный (Ахвахский район) и южный (Шамильский район); различия между диалектами настолько значительны, что понимание друг друга их носителями затруднено.
Для шумных согласных характерен контраст по силе; слоги всегда прикрытые (с начальной гортанной смычкой перед гласными) и почти всегда закрытые. Имеется трёхчленная система именных классов. Система падежей включает номинатив, эргатив, датив, генитив; в некоторых говорах выделяются также аффектив и комитатив; дифференцировано 5 серий локализаций и 3-4 направительных суффикса. Продуктивен показатель адъективации -ссе; у прилагательного имеется показатель рестриктивности. Большинство глаголов изменяется по классам (обычно класс выражен префиксом), согласование с существительным в номинативе. Наряду с этим в северном диалекте развилось личное спряжение, в котором 1-е лицо противопоставлено остальным: ср. «в-охе-д-о» ‘я взял (его)’ (где в- — показатель согласования с существительным мужского рода в номинативе, -д- — показатель согласования с агенсом 1-го лица) — «в-охе-ри» ‘ты/он взял (его)’
Ведётся разработка письменности на основе кириллицы.