МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Абазины « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Абазины (абаза) — один из абхазо-адыгских народов, коренное население Карачаево — Черкесской республики. Проживают также в Турции, Сирии, Абхазии, Иордании, Египте.

Абазины этнографически делятся на две группы: тапанта и ашхаруа (шкаруа).

 Ряд учёных считает, что предки абазин обитали на восточном побережье Чёрного моря между современным Туапсе и рекой Бзыбь, хотя на этот счёт имеются и иные мнения — о миграции в средневековье предков абазин-тапанта из горных районов Восточной Абхазии.

На северных склонах Большого Кавказа известны с XIV века. К моменту начала Кавказской войны 1817—1864 годов занимали горные районы от Теберды на востоке до верховий Лабы на западе.

После окончания войны большинство абазин покинули Кавказ, часть была поселена на равнинных землях в современном районе расселения: в низовьях Большого и Малого Зеленчуков. При этом земли абазинских аулов не составляют единой территории, а «перемешаны» c адыгскими и ногайскими аулами.

Потомки абазин-мухаджиров живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане. Их численность оценивается в широких пределах: от 11 тыс. человек до 150 тыс. в одной лишь Турции. Многие из них перешли на турецкий язык, часть утратила абазинское самоназвание и смешалась с турками.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие абазины — мусульмане-сунниты.
Важное место занимали обряды и обычаи, связанные с годичным циклом: праздники начала и окончания пахоты и сева (нып), новогодние гулянья — колядки, пятничные хождения во время поста (къдитын).

Наверх

Ремесла и промыслы

Главные занятия — скотоводство, в том числе отгонное, а также земледелие. Промыслы — кузнечное дело, обработка шерсти и кожи.

Наверх

Традиционное жилище

Аулы делились на патронимические кварталы, на равнине — скученные, в горах — гнездового типа. Древнейшее жилище — круглое, плетёное, распространены были также прямоугольные одно- и многокамерные дома из плетня; в конце XIX века стал применяться саман, появились кирпичные и деревянные рубленые дома под железной или черепичной крышей. Традиционная усадьба включала один или несколько жилых домов, в том числе помещение для гостей — кунацкую, и, в отдалении от них, комплекс хозяйственных построек.

Наверх

Традиционная одежда

Традиц. одежда абазин общекавкого типа. Комплекс мужской одежды состоял из нательного белья, верхней одежды, бешмета, черкески, бурки, башлыка и папахи, оружия — кинжала в серебряной оправе, пистолета.

Женский костюм состоял из нательного белья, платья и второго распашного по всей длине платья.

Девочки с 12—14 лет носили спец. корсет из суровой ткани или из мягкого сафьяна. Платье украшалось нагрудником с пришитыми застежками из серебряных пластинок с позолотой, зернью. Дополнял костюм золотой или серебряный пояс. Головные уборы — платки, шапочки на твердой основе, обтянутой тканью и украшенной золотыми или серебряными нитями. Современная одежда абазин европейского типа, элементы традиционного костюма встречаются только в одежде стариков.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Основу традиц. кухни составляют растит, (пшено, кукурузная мука, фасоль), молочные и мясные (вареные и жареные) продукты. Излюбленное блюдо — белый соус с курятиной, заправленный чесноком и пряностями (кIвтIжьдзырдза). Пили слабоалкогольный напиток (буза).  

Наверх

Фольклор

Выдающееся место в фольклоре абазин занимает героический нартовский эпос. Сохраняются волшебные, социально-бытовые, авантюрные сказки, сказки о животных. Сохранились исторические, трудовые, героические, лирические песни. Широко представлен детский фольклор.

Три брата

     Жил на свете мудрый  старик,  который  весь  свой  век  служил  у  хана табунщиком.
     У него было три сына. Умер он и оставил им в наследство на всех  одного коня. Но хоть и не оставил он сыновьям богатства, зато унаследовали  они  от старика его мудрость — выросли все  трое  на  диво  умными.  Да  и  конь  им достался не какой-нибудь! Не было на свете скакуна резвее. Шаг  у  него  был ровный. С миской воды в руках на нем скачи — капли не прольет. Тело  у  него было крепкое. Уши чуткие. В глазах радость светилась… Так хорош  был  этот конь, что его приметили конокрады. И вот  однажды,  когда  братьев  не  было дома, сломали они стену в конюшне и увели коня
     — Если не найдем нашего скакуна, даром мы  на  свете  живем,  зря  хлеб жуем,-сказали братья и отправились в путь
     Много дорог они исходили,  во  многих  аулах  побывали.;  но  нигде  не находили своего коня. Пришли однажды в  большой  аул,  зашли  на  просторный двор.
     Вышел навстречу сам хозяин, пригласил их в дом.
     — Откуда вы, гости? Куда идете? Или, может, что ищете?
     — Коня у нас украли… Вот и ходим по свету, ищем. Не видал ли ты его?
     — А какой он, ваш конь?
     — Конь у нас — лучше не бывает! Нет в  мире  резвее  его.  Шаг  у  него ровный. С миской воды скачи — капли не прольешь. Тело у  него  крепкое.  Уши чуткие. В глазах радость светится…
     Услышал хозяин эти слова и побледнел. А братьям сердце  говорит:  здесь их конь!
     — Верни нам коня. Мы ничего плохого тебе не сделаем,- сказали они.
    — Да кто вам сказал, что конь  ваш  здесь?  Нет  его  у  меня,-  уверял хозяин.
     — А мы — гадальщики,- ответили ему братья.-Про коня мы точно  знаем!  А еще, если хочешь, можем угадать, что ты держишь в руке.
     У хозяина в руке был зажат орех.
     — Что же у меня в руке? — спросил он.
     — Мне кажется, у той штуки,  что  ты  зажал  в  кулак,  кора  крепкая,-сказал, подумав, старший брат.
     — А если кора крепкая, может быть, оно круглое?-сказал средний.
     — А если кора крепкая и оно круглое, значит, это орех!- сказал младший
     Задрожал хозяин от страха.
     — Берите вашу лошадь и уезжайте, бога ради! Только поверьте мне:  ни  у кого я ее не украл. Я купил.
     Братья очень обрадовались, что  нашли  своего  коня,  и  отправились  в обратный путь.
     Вот едут они и видят: в одном ауле  посреди  богатого  двора  собралась толпа людей, шумят, о чем-то между собой спорят.
     — О чем у вас спор идет? — спросил старший брат.
     — Умер наш князь и оставил двух сыновей. И они никак не  поделят  между собой наследство. Уже целую неделю мы заняты  тем,  что  помогаем  им  добро делить. Всех стариков на  совет  собрали,  а  толку  не  видать.  Может,  вы поможете?
     Посоветовались между собой три брата.
     — Попробуем! — говорят. Пригласили их в дом. А там заседают князья, да дворяне, да всякие богачи. И  старший  сын  покойного  князя сказал:
     — Рассудите нас,  гости!  Умирая,  отец  завещал  нам  двоим  все  свое богатство — золото и серебро, табуны и  отары,  дома  и  конюшни,  дедовское ружье, украшенное золотом, и драгоценный камень изумруд. И взял  с  нас  три клятвы. «Если не сумеете поделить между  собой  поровну  золото,  серебро  и постройки, стада, табуны и отары,- сказал  отец,-поклянитесь,  что  поделите все так, как поделил я сам  в  этом  сундуке.  Что  наверху  лежит  —  твое, старший, что внизу лежит-  твое,  младший».  И  отец  показал  на  сундук  у изголовья… Стали мы имущество делить, никак поровну не разделим. И открыли мы сундук, как поклялись. А в сундуке, вот поглядите сами: сверху  щепки  да кости, а внизу одни черепки. Как же  этот  мусор  разделить?  Как  выполнить первую клятву?!
     А вторая клятва была такая. «Если станете  ссориться  из-за  дедовского ружья,- сказал отец,- пусть ружье достанется тому, кто меня больше любит». И в этом мы поклялись. Но ведь мы оба-сыновья своего отца, оба его любим.  Как же нам быть? Кому достанется ружье?!
     А третья наша клятва была вот  какая,-«Изумруд  надвое  не  расколешь,- сказал отец.-Пусть его получит тот из вас, кто правдивее». И на том дали  мы клятву. Но я — не лжец. И брат мой — не лгун. Кому же  из  нас  двоих  взять изумруд?! Таков наш спор, почтенные гости, и мы боимся, чтоб не кончился  он великой враждой.
     — Нас здесь трое приехало,- ответил старший из трех братьев,- а  у  вас как раз три тяжбы. Первую тяжбу я возьму на себя. Спор  о  ружье  решит  мой средний брат. А кому из  вас  присудить  изумруд,  подумает  наш  младший… Теперь скажите мне вы, сыновья князя, какое дело вам больше всего по душе?
     — Мне больше всего  по  душе  выводить  чистокровных  коней  и  растить отары,- ответил старший сын князя..
     — А я больше всего на свете люблю деньги,- сказал младший сын князя-. Чем был  ваш  отец  богаче:  золотом  и  серебром  или  постройками и скотом?-спросил старший брат.
     — Всего имел он поровну,- ответили наследники в один голос.
     — Тогда отец ваш оделил вас  справедливо  и  разумно.  Каждому  оставил наследство по его склонности. Кости и щепки —  это  скот  и  постройки.  Они лежат сверху, и он завешал их  старшему  сыну…  Черепки  —  это  золото  и серебро. Он оставил их младшему. Так что первую клятву выполнить не трудно.
      Подивился народ уму старшего брата,  а  сыновья  князя  обрадовались  и остались очень довольны.
     Закончилась первая тяжба, и встал теперь средний брат.
     — Кому достанется драгоценное ружье, я скажу завтра,- сказал он.- Вы же привезите воз глины, велите ее хорошо замесить и оставьте меня одного.
     Привезли воз глины. Замесили. Пошел средний брат к вдове князя и  тайно попросил у  нее  княжескую  одежду.  Вылепил  из  глины  статую,  нарядил  в княжеский наряд. А когда все было готово, прикрыл статую покрывалом и позвал княгиню.
     — Похожа эта статуя на князя?-спросил он, приподняв покрывало.
     Княгиня даже заплакала:
     — Ой, как похожа!
     Вот в назначенный срок позвал всех средний брат и сказал наследникам:
     — Ружье достанется тому, кто  больше  любит  отца.  Так  ведь?-снял  со статуи покрывало и говорит.- Ну, а теперь стреляйте, я посмотрю, кто из  вас самый меткий.
     Схватил ружье старший сын князя, прицелился хорошенько и попал прямо  в грудь статуи, туда, где сердце.
     — Славно стреляешь! Меткий стрелок!- усмехнулся средний брат.  Зарядили ружье  и  протянули  его  младшему  сыну  князя.   Взял   тот.   Долго-долго прицеливался… Л потом вздохнул и опустил ружье.
     — Что же ты?-спрашивают его.
     — Не могу!-отвечает он.- Вспомнил я отца моего живого- нет, не могу!
     — Вот ты любишь отца по-настоящему, поэтому ружье принадлежит  тебе,  -сказал средний брат.
     Подивился народ его уму. И тогда встал младший брат.
     — Теперь мой  черед  судить,  кому  изумруд  достанется,-  сказал  он.- Принесите-ка сюда две миски воску.
     Принесли, как он велел, две миски воску,
     — Я хочу знать, какой величины был и как выглядел изумруд, о котором вы спорите. Возьмите воск, разойдитесь по разным  углам  и  вылепите  мне  этот изумруд.
     Старший сын князя вылепил из воска что-то подобное конской головке.
     А младший вернул свой воск нетронутым.
     — Отец никогда не показывал нам своего изумруда.  Как  же  я  могу  его вылепить?- сказал он,
     — Хоть  ты  и  уверял,  что  никогда  не  обманываешь,  а  все-таки  ты лжец!-указал младший брат на старшего наследника. И отдал  изумруд  младшему княжескому сыну.
     Так рассудили три брата все три спорных дела, которые не под силу  было рассудить даже мудрым старикам, и поехали не спеша дальше своей дорогой.
     Вернулись домой, и коня своего  любимого  привели,  и  зажили  мирно  и дружно. Но была у них одна забота. Очень хотелось братьям иметь свое поле! А земля кругом вся в руках у князей да богатеев.
     И в ближних местах братья искали, и в дальних — нет ни клочка свободной земли… Думали они, думали и надумали. Были братья люди молодые,  а  решили стать на вид людьми почтенными, чтобы встречали их с уважением.  Шесть месяцев братья бород и усов не брили. Обросли, как медведи. Нарядились в суконные  черкески,  наточили кинжалы, по два пистолета за пояс заткнули.  Палки  взяли  и  отправились  к князю, у которого было много земли. Смело зашли во двор и крикнули  во  весь голос:
     — Эй, кто в доме есть?
     Вышел слуга и, как глянул на их лица, испугался и стал низко кланяться. Ну, опомнился все же от испуга, повел их в дом.
     Сели гости, а слуга стоит, во все глаза на них смотрит. Потом побежал к княгине и докладывает:  так,  мол,  и  так,  прибыли  к  нам  гости,  чудища волосатые. Между собой разговаривают, но  ртов  у  них  нет,  даже  смотреть страшно.
     — А это мы увидим, есть у них рты или нет,- сказала  княгиня  и  велела слуге подать гостям меду.
     Поставили перед гостями столик-треножку, а на нем полное блюдо меду.
    Гости рукава засучили, пальцы в мед обмакнули,  по  усам  провели,  усы закрутили, рты открыли и давай мед уплетать. Поели, умылись, и снова ртов  у них не стало.
     — Да-а,- говорит  княгиня,  —  это,  видно,  гости  не  простые!  Князь вернется, сам их угостит на славу. А пока я угостить должна.
     Кликнула княгиня служанку.
     — Беги в курятник, поймай самого жирного петуха.
     Пошла служанка, притащила самого большого,  жирного  петуха.  А  братья видели это через окно.
     — Домашнего вестника уже понесли, — сказал старший брат.
     — А  коли  понесли,  значит,  скоро  на  трехногой  лошади  прискачет,- откликнулся средний.
     — Не видать ему добра, коли прискачет, — добавил младший.-  Мы  его  на куски разорвем и через узкие ворота протолкнем!
     Когда гости между собой так разговаривали, слуга возле них  стоял.  Рот разинул, слушает, а о чем говорят — не понимает.
     Пошел, княгине доложил: так, мол,  и  так,  гости  друг  другу  загадки загадывают.
     — Какие там загадки!-рассердилась княгиня.- Домашний вестник — это  наш петух. Трехногая лошадь — это столик-треножка, на котором курятину  подадут, а узкие ворота — это горло…
     Поздно вечером вернулся домой сам  князь,  и  княгиня  рассказала  ему, какие у них в доме гости. У князя даже сон пропал, все  о  волосатых  гостях думал.
     Наутро вышел он в кунацкую и, как увидел медвежьи  лица  трех  братьев, даже попятился.
     Приказал князь для гостей барана зарезать. Сам их потчевал. И  три  дня резали для них по барану и шло в княжеском доме угощение. На четвертый  день спрашивает князь:
     — Откуда вы, гости? Какое дело у вас?
     — Мы люди дальние,- отвечают братья.- Просим у  тебя,  дай  нам  земли.
Много не надо! Хоть бы столько, сколько шкурами трех бы-ков обхватим.
     «Вот чудаки, немного же просят!» — подивился в душе князь и говорит:
     — Хорошо, дам вам сколько просите.
     — Только смотри, не передумай!-сказали братья.-  Кто  нас  обманет,  мы тому не прощаем!
     — Я не из тех, кто слова не держит,- гордо ответил князь.- Сказал  —  и кончено!
     Убили братья трех быков, содрали с них шкуры и пошли на княжеское поле.
Тут они шкуры разрезали сначала на ремни,  а  потом  на  тонкие  полоски.  Связали братья полоски в один длинный-предлинный шнур и пошли землю обхватывать. Как увидел князь такое дело, за голову схватился.
     — Эх,- говорит,- не думал я, что они меня так проведут!
     Но что мог князь поделать?! Сам слово  дал.  Спорить  нечего.  Отмерили братья себе большое поле и уже с тех пор никуда не  ездили.  Стали  спокойно жить-поживать, свою землю пахать.
     Фатимат

     Еще в те времена, когда были на свете князья и  дворяне,  жил  в  одном ауле старик бедный из бедных — со своей маленькой дочкой Фатимат.
     Старик с утра до ночи проливал пот на княжеском поле,  а  девочка  дома хозяйничала: саклю в порядке держала, шила, стряпала да стирала.
     Вот принялась как-то маленькая Фатимат обед для отца готовить, а соли у нее не оказа: лось. Всех соседей Фатимат обошла и ни с  чем  вернулась.  Так бедно люди жили, что никто щепотки  соли  ей  одолжить  не  смог.  И  решила маленькая Фатимат сбегать попросить соли у самой княгини.
     Как решила, так и сделала. Осмелилась  она  зайти  в  княжеские  покои. Княгиня сидела у огня и вышивала золотом шапочку. Взглянула она на маленькую Фатимат и спросила:
    — Ты как сюда попала, грязная девчонка? Что тебе надо?
     Горько стало па сердце у маленькой Фатимат, но все же она сказала:
     — Не дадите ли вы нам в долг одну щепотку соли?
     Посмотрела на нее княгиня искоса:
     — Ишь, какая бойкая! Вот велю наколоть тебе иголкой язык.  Ступай  вон!  Нет у нас для тебя соли!
     Крепко запомнила маленькая Фатимат слова злой княгини. Уже  и  выросла, стала красавицей девушкой, а все не могла забыть обиду и все ломала  голову: как бы отомстить?
     Увидела однажды Фатимат, что князь со своим войском  ушел  в  поход,  и отправилась к княгине.
     — Князь послал меня к тебе, княгиня,- сказала Фатимат, притворяясь, что быстро бежала и запыхалась.- Он вспомнил по дороге, что не успел  дать  тебе один наказ. Князь велел к его возвращению сварить бахсыму*.  Только,  сказал он, чтоб никаких приправ не клали…
     А княгиня горевала, что муж на войну уехал, сидела  вся  в  слезах,  на Фатимат даже не глянула, крикнула с досадой:
     — Сами знаем, что класть, чего не класть.  Убирайся  с  глаз  моих,  да поживее!
     Во второй раз обидела княгиня  Фатимат,  и  девушка  крепко  затаила  в сердце новую обиду. «Погоди, гордая, погоди, злая! Время придет за все отплачу!» — приговаривала она про себя.
     Велела княгиня служанкам готовить бахсыму. И они ее заквасили, и они ее вскипятили, и они ее процедили… Только приправ никаких не положили.
     Князь вернулся из похода  жив-здоров,  и  княгиня  на  радостях  подала богатое угощение. Поставили  перед  гостями  и  кувшины  с  бахсымой.  Слово привета сам князь сказал. Принялись гости  бахсыму  пить.  Но  едва  они  ее пригубили, как все поставили свои  чаши  на  стол.  Ни  кислая  бахсыма.  ни сладкая — ни вкуса в ней, ни крепости не было.
     До того разгневался князь, что хотел княгиню убить, да друзья удержали.
     — Кто же это,  умная  ты  женщина,  научил  тебя  бахсыму  без  приправ варить?-спросил князь, грозно сверкая глазами.- Как смела ты опозорить  меня перед гостями?!
     — Помилуй,- вскричала княгиня.- Обманули меня.., В тот день, как  ты  в поход ушел, прибежала ко мне  какая-то  девушка,  сказала,ты  велел  сварить бахсыму без приправ. Лучше б мне сквозь землю провалиться, чем  видеть,  как ты гневаешься.
     Вот так отплатила Фатимат княгине за первую ее обиду:  выставила  перед людьми на посмешище.
     Ну, а что же дальше-то было?
     Приказал князь народ скликать. И велел привезти на главную площадь аула большой-пребольшой камень.
     — Эй, вы все! Слушайте!-сказал князь.- С тех пор,  как  я  себя  помню, никто не посмел меня обмануть  или  оскорбить.  А  теперь  мои  гости  будут рассказывать всем, что меня и  мою  жену  выставила  на  посмешище  какая-то девчонка! Кто она — я не знаю. Но я поклялся ее наказать! Теперь  выбирайте:  или  вы найдете ее и сами приведете ко мне, или я заставлю вас содрать шкуру с этого камня, что привезли на площадь. А не сдерете- пеняйте  на  себя!  Слово  мое крепкое!
     Знали люди, что князь шутить не любит, и разошлись по домам  в  великом страхе. Печальный, задумчивый вернулся к себе домой и отец Фатимат.
     — Что с тобой, дада? Ты чем-то встревожен?- спросила девушка.
     И старик рассказал, как все было.
     — Не огорчайся, милый дада, ложись спокойно спать. Я подумаю, как быть, и завтра утром тебе скажу,- успокоила его Фатимат.
     Хоть и не очень  поверил  старик  еврей  доченьке,  да  нечего  делать, послушался. Но всю ночь не  сомкнул  он  глаз,  и  на  сердце  у  него  было тревожно. Чуть свет поднялся старик, а дочь уже на ногах.
     — Вот что, дада,- сказала она.- Князю все как один  говорите:  «Девушку не нашли». А когда князь прикажет вам  сдирать  с  камня  шкуру,  ты,  дада, скажешь так: «Разве с незарезан-ной овцы шкуру сдирают?  Ты,  князь,  у  нас самый мудрый, ты наш славный  повелитель…  Зарежь  камень,  а  уж  мы  его освежуем и шкуру у твоих ног расстелем!»
     Подивился старик уму-разуму своей дочери.  Повеселел.  Подкрепился  чем ьбог послал и спокойно отправился на сход.
     Вот собрались люди на сход, и князь грозно вскрикнул:
     — Ну как? Нашли девчонку? Кто нашел? Где? Говорите!
     А народ стоит. Головы потупили… Молчат… Тогда выступил вперед  отец Фатимат, поклонился князю и сказал:
     — Ты, князь,  только  повели!  Все,что  прикажешь,  исполним.  Девушку, правда, мы не нашли. Но если ты велишь снять шкуру  с  камня  —  снимем!  Ты только сам его зарежь, наш повелитель. Зарежь!  С  незарезанной  овцы  шкуру ведь не снимают…
     Так сказал  старик,  и  народ  сразу  повеселел,  все  подняли  головы, засмеялись, а князь с досады десять раз ногой об землю топнул.  Что  мог  он теперь сделать?!
     На следующий день, только стало светать, послал князь  слугу  за  отцом Фатимат. Задрожал старик от пят до макушки, а  идти  надо:  горе  тому,  кто князя не послушается…
     Увидела Фатимат, что отец запечалился, встревожился.
     — Что с тобой, дада?-спросила она.- Уж не болен ли?
     — Нет, доченька. Князь меня к себе вызывает. Жди беды!
     — Только-то и всего? А ты не бойся, дада, иди смело! Послушай, чего  он хочет.
     Пошел старик в княжеский дом. Сам идет, а самого ноги не несут. Слуги о нем доложили,и велел князь привести старика к себе. Сидит надутый, будто его пчела укусила.
   — Как ты посмел меня перед всем сходом унизить?-спрашивает князь.  -Ну, теперь берегись! Твоя душа — в моем кулаке.  Найди  мне  эту  девушку,  хоть из-под земли достань! А не найдешь-вот тебе стебель конопли. К утру  напряди из него ниток и сделай мне башлык и перчатки. Не сделаешь-голову сниму!
     Идет старик, пот со лба утирает. Еле домой приплелся. В руке  конопляный  стебелек  держит,  горько  плачет…
Узнала Фатимат, чего князь требует, и успокоила отца:
     — Не горюй, дада! Завтра ты пойдешь к князю и скажешь так:  «Коноплю  я уже вымочил и ободрал.  Вот  тебе  от  нее  древесина.  Теперь  ты  из  этой конопляной древесины сделай мне прялку и ткацкий станок.  Я  напряду  пряжи, сотку полотно и сделаю тебе башлык и перчатки!»
     Подбодрился старик и на следующее утро взял ободранный стебелек конопли и явился с ним к князю.
     — А!-сказал князь.- Пришел? Где  девушка?  Где  перчатки?  Где  башлык?
Стоишь с пустыми руками? Ну, теперь-то уж твоя голова в моей власти.
     — Не гневайся князь,-поклонился старик.- Девушку я не нашел.  А  другой твой приказ я постараюсь в точности исполнить. Но я человек  бедный,  нет  у меня в доме ни прялки, ни ткацкого станка. Твою  коноплю  я  уже  ободрал  и расчесал. Вот и древесина от нее… Вели из этих кусочков сделать  прялку  и ткацкий станок.-И старик протянул князю на ладони  конопляную  костру.-  Как сделаешь, я тотчас пряжи напряду, полотно сотку… Будут у тебя и  башлык  и перчатки!
     Лицо у князя запылало как огонь, а потом застыло как  лед.  Не  нашелся князь, что ответить старику, и прогнал его прочь.  Пошел  старик  радехонек: как-никак жив остался! Домой  пришел  усталый,  но  счастливый  и  рассказал Фатимат, как озадачил князя.
     А князь всю ночь не спал, ворочался и весь день ходил, как черная туча. Не милы ему стали ни его войско, ни его арабские скакуны, ни все  богатство. Сама жизнь не мила стала.
     И вот послал он снова слугу к старику. Вместе с  гонцом  явился  старик пред грозные княжеские очи.
     — Ты, старый плут, все эти хитрости не  сам  придумал.  Откуда  у  тебя такой ум? Иди домой и тому, кто тебя подучил, передай мой приказ.  Пусть  он ко мне придет и не придет. Пусть будет и одет и раздет. Пусть будет пешком и верхом. И пусть принесет мне  пустой  сундук  с  подарком  внутри.  Раз-два, поворачивайся! Не исполнишь — голову сниму!
     Бедный старик совсем пал духом. Еле домой добрался.  Рассказал  дочери, как его князь встретил.
     — Пустяки, дада!  —  утешила  его  Фатимат.-  Ложись-ка  отдыхай,  а  я что-нибудь придумаю…
     Поймала Фатимат воробышка. Потом словила двух зайцев. Зайцев на поводок привязала, воробья в сундучок посадила. Сама села верхом на старого козла  верхом едет, ногами по земле  идет.  Закуталась  в  прозрачную  шаль  и  так отправилась к князю. Вот подъехала она к княжеским воротам  и,  во  двор  не заходя, остановила своего козла. Слуги увидели ее, побежали скорее к князю.
     — Что делать? — спрашивают.- Там какая-то девушка у наших ворот — не то одетая, не то раздетая, верхом на козле, а под мышкой сундучок держит.
     Затрясся князь от злости.
    — Это, наверно, та самая дерзкая девчонка! Видеть не желаю! Спустите на нее собак!
     Побежали слуги что есть духу, спустили на Фатимат всю княжескую  свору.
Только одну, самую злющую собаку  на  цепи  оставили.  Бросились  собаки  на Фатимат. А она отвязала одного   зайца. Заяц наутек — собаки вдогонку. Фатимат  ударила  козла  и  смело въехала во двор.
     Рассердился князь, замахал кулаками.
     — Спускайте последнего пса!-закричал он из окна.- Живо!
     Спустили слуги с цепи последнюю, злющую-презлющую собаку. Бросилась она на Фатимат. А Фатимат ни капельки не испугалась.  Отпустила  второго  зайца. Заяц стрекача задал- пес за ним следом. А Фатимат спрыгнула с козла, подошла к окну и говорит князю:
     — Я сделала все, как ты велел. Пришла и не пришла, одета и не одета, не пешком и не  верхом. А вот тебе и пустой сундук с подарком.- И, сказав так, она открыла крышку и протянула князю сундучок.
     Воробей выпорхнул и улетел. Остался в руках у князя сундучок пустой…
     Долго молчал князь, а потом и говорит:
     — Твоя взяла! Проси, что хочешь! Все для тебя сделаю!
     — Ничего мне не надо,- отвечает Фатимат.- Разреши мне только  у  вас  в доме сварить бахсыму так, как я варю, угостить тебя с твоими гостями.
     Кликнул князь княгиню. Княгиня кликнула служанок.
     — Во всем слушайте эту девушку, делайте,  что  прикажет,-  распорядился князь.- Открывайте перед ней все наши кладовые. 
    Скривилась княгиня, пожелтела с досады, но делать нечего…
     И заквасила Фатимат бахсыму, и дала ей постоять, пока  она  бродила,  и потом сама она  ее  вскипятила,  и  сама  процедила,  и  сама  все  приправы положила.., А потом пришла к князю и сказала:
     — Скликай, князь, своих гостей!
     По зову князя съехались его друзья из ближних и дальних мест.  Сели  за столы бахсыму пить. И такая была эта бахсыма вкусная, такая  приятная!  Пили да знай похваливали… А княгиня сидела молча и от стыда горела, потому  что все увидели, что Фатимат великая мастерица, бахсыму лучше  варит,  чем  сама княгиня.
     Так наказала бедная девушка гордую княгиню- дважды, ее перед людьми  на посмешище выставила.

 

     Волк в западне

     У одного охотника был ослик. Ослик этот  был  большой  лентяй  и  часто убегал от хозяина в поле, а то и в лес. И вот однажды в лесу напал на ослика волк. Совсем  загонял  волк  бедного  ослика.  Почуял  тот,  что  конец  ему приходит, и выбежал на опушку. А на опушке охотник как раз выкопал  глубокую яму -западню для диких зверей.
     Ослик с перепугу перемахнул через яму, а волк на ходу перекувырнулся  и свалился прямо в западню.
     Ну, ослика, конечно, и след простыл, а волк воет, рычит, шерсть на себе от злости рвет. На ту пору скакал мимо маленький зайчонок. Учуял его волк  и заскулил;
     — Милый мой братик, какой ты пушистый, какой ты красивый! Ушки  у  тебя длинные, хвостик куцый — собаке не за что ухватиться. Передние ножки у  тебя короткие — ты мастер скакать в гору. Задние ножки у тебя длинные — с горы ты сам собой катишься… Душа у тебя добрая, вытащи  меня  из  ямы,  ничего  на свете для тебя не пожалею!
     — Нет!-сказал зайчонок — Нет, нет! Слово твое — дырявое сито! Никогда я тебе не поверю. Очень хорошо, что ты попал в яму. Сиди где сидишь!
     И поскакал зайчонок своей дорогой.
     Вот мечется волк, рычит и воет, шерсть на себе клочьями рвет. А  на  ту пору бежала мимо ямы лиса.
     — Эй, свет очей моих, сестра моя,- завыл волк,- умней  тебя  нет  среди лесных зверей. У тебя в хвосте сто  хитростей…  Вытащи  меня  отсюда.  Что хочешь за это для тебя сделаю!
     — Хм! А что же ты для меня сделаешь?- полюбопытствовала лиса.
     — Кур, гусей, индюков — чего пожелаешь, притащу из аула. Лежи  себе  на боку, словно княгиня, да угощайся!
     — И давно ты таким добрым стал? Нет, не хочется  мне  ни  курятины,  ни индюшатины… Сиди, братец, где сидишь!-сказала  лиса,  вильнула  хвостом  и побежала дальше.
     Вот бьется волк в яме, от воя охрип, из угла в угол прыгает.  А  на  ту пору возвратился на поляну ослик. Тот  самый  ослик,  что  чудом  спасся  от волка. Он заблудился в лесу и искал дорогу домой. Шел и хлопал ушами.
     — Брат мой любимый,- взвыл волк.- Какой ты красавец! Уши у тебя, как  у зайца, копыта, как у коня, хвост, как у быка! Тяжесть, что  пяти быкам не поднять — ты один поднимаешь… А какая  у  тебя  голова!
Нет среди зверей никого умнее тебя! О свет очей моих, вытащи  меня  из  этой проклятой ямы, и я сделаю все, чего бы ты ни захотел.
     — А что ты для меня сделаешь?-полюбопытствовал ослик.
     — Все пастбища в горах -мои,- ответил волк.- Я подарю тебе самый лучший луг! Там нет ни слепней, ни оводов, а есть зеленая травка и чистая вода.  Ты будешь там свободный, твой хозяин не знает пути на этот луг. Разве  тебе  не надоело таскать тяжести?
     У глупого ослика от сладких речей ум за разум зашел. Забыл он, что волк и осел — вечные враги. Стал на колени у края западни и свесил  голову  вниз.
Волк подпрыгнул и вцепился зубами в длинное ухо ослика.
     Света не взвидел ослик от боли. Поднатужился и вытащил  поскорее  волка из ямы.
     — Отпусти мое ухо!-закричал он.
     Но не тут-то было. Волк накинулся на своего спасителя и съел его.
     Наелся до отвала. Лег на солнышке и захрапел на весь лес.
     А в это время охотник решил проверить: не  попался  ли  в  его  западню какой-нибудь зверь? Увидел спящего волка, застрелил  его  и  содрал  с  него шкуру.

 

Наверх

Язык и письменность

Абазинский язык — язык абазин, относится к абхазско-адыгским языкам. Распространён главным образом в Карачаево-Черкесии, где является одним из 5 официальных языков республики. В России число говорящих на абазинском, согласно Всероссийской переписи населения (2002) , составляет 38 247 чел., число говорящих в Турции ок. 10 000 чел. (1995).

Наиболее близок к абхазскому языку.

Фонетика

Абазинский язык относится к консонантному типу. Спецификой абаза-адыгских языков являются свистяще-шипящие спиранты, а также лабиализованные фонемы, характерные почти для каждого ряда спирантов, в результате чего образуется множество фонологических оппозиций по признаку лабиализация/отсутствие лабиализации

Морфология

Выделяются лексико-грамматические разряды слов: существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, причастия, деепричастия, наречия, превербы, послеслоги, союзы, междометия.

Основных гласных в языке всего две — «а» и «ы». На основе ассимиляции и слияния «а» и «ы» с полугласными могут образоваться и другие гласные — «е», «о», «и», «у». Система согласных весьма сложная. Имеется два диалекта: тапантский и ашхарский.

Язык развитого синтетического строя. В сказуемое могут включаться одновременно два или несколько лично-классных префиксов, приставок места и др., а также суффиксы, выражающие различные оттенки действия или состояния. Порядок слов: подлежащее, прямое дополнение, сказуемое. Порядок лично-классных префиксов в сказуемом меняется в зависимости от его переходности и непереходности.

Глагол имеет сложную систему времён, наклонений и значительное количество префиксально оформленных грамматических категорий (каузатив, союзность и др.). Личные местоимения и лично-местоименные префиксы делятся обычно на 3 класса: мужчин, женщин и вещей или явлений природы, иногда на 2 класса (человека и вещей, явлений природы).

Имена существительные имеют формы определённости, неопределённости и единичности. При отсутствии падежей, выражающих синтаксические отношения (например, именительного, эргативного, дательного), имеются зачатки отдельных падежных форм. Функцию придаточных предложений выполняют обычно причастия, деепричастия и другие инфинитивные образования глагола.

Синтаксис

Порядок слов в предложении может быть свободным и значимым.

Диалектное членение

  • ашхарский диалект:
    • кувинский говор
    • апсуйский говор
  • ашуйский диалект:
    • кубино-эльбурганский говор
    • красновосточный говор

Диалекты имеют отличия как в системе фонетики, так и в системах лексики и грамматики. В каждом из диалектов вычленяются по два говора. Проблем взаимопонимания у представителей перечисленных выше диалектов нет. Из ныне существующих языков наиболее близок абазинскому языку абхазский. По мнению специалистов, протоабазинский выделился из протоязыка (общего предка абазинского и абхазского) в VIII—XII вв. Большинство исследователей считают ашхарский диалект более архаичным и близким абхазскому. Предполагается, что ашхарауа (предки носителей данного диалекта) отделились от некогда общей этнической группы (предков абхазов и абазин) и начали движение на север позднее, нежели тапанты (другая субэтническая группа — носители тапантского диалекта), в результате чего ашхарский диалект сохранил больше общих черт с близкородственным абхазским языком.

 Письменность

 

Соответствие букв латинизированного и кириллического алфавитов

Письменность на абазинском языке создана в 1932 на латинской основе, а в 1938 на основе кириллицы:

А а

Б б

В в

Г г

Гв гв

Гъ гъ

Гъв гъв

Гъь гъь

Гь гь

ГӀ гӀ

ГӀв гӀв

Д д

Дж дж

Джв джв

Джь джь

Дз дз

Е е

Ё ё

Ж ж

Жв жв

Жь жь

З з

И и

Й й

К к

Кв кв

Къ къ

Къв къв

Къь къь

Кь кь

КӀ кӀ

КӀв кӀв

КӀь кӀь

Л л

Ль ль

М м

Н н

О о

П п

ПӀ пӀ

Р р

С с

Т т

Тл тл

Тш тш

ТӀ тӀ

У у

Ф ф

Х х

Хв хв

Хъ хъ

Хъв хъв

Хь хь

ХӀ хӀ

ХӀв хӀв

Ц ц

ЦӀ цӀ

Ч ч

Чв чв

ЧӀ чӀ

ЧӀв чӀв

Ш ш

ШӀ шӀ

Шв шв

Щ щ

Ъ ъ

Ы ы

Ь ь

Э э

Ю ю

Я я

 

 

Наверх