МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Тазы (удэ) « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Тазы (от китайского названия народов Амура — дадзы), местное название части удэгейцев, перешедших к началу 20 в. к оседлости и усвоивших некоторые элементы культуры китайцев и маньчжуров.

Религиозные представления тазов отличались влиянием буддизма; был силен культ предков, имелись и другие элементы китайской культуры.

Считается, что тазы образовались в результате смешанных браков китайцев с аборигенками — удэгейками и нанайками. В своей основе это были беглые ссыльные, политические заключенные, уголовники и разбойники. Самостоятельно выжить в дикой тайге они не могли, поэтому и пристраивались в стойбищах коренных народов. Немаловажную роль в процессе этногенеза тазов сыграли и многочисленные китайские купцы. Изощренными способами и хитростью они ставили удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость и за долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда купцы продавали в рабство своим соплеменникам целые семьи аборигенов.

Способствовал межэтническому смешению и характер занятий удэгейских и нанайских мужчин, которые большую часть года находились на промысле в тайге, оставляя своих женщин с их хозяином-китайцем. Нарождающиеся дети постепенно перенимали китайскую культуру: язык, мировоззрение, одежду, привычки. Однако, лишь в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации тазов в отдельный этнос. Совместное проживание тазов и нанайцев способствовало дальнейшему процессу консолидации и ассимиляции, увеличению числа смешанных браков, стиранию этнических различий.

Тогда и появился новый язык — смесь нанайского, удегейского и китайского. Но теперь, по словам лингвистов, он практически умер и упоминание о нем останется только в учебниках истории. Говорят тазы в основном по-русски. На родном языке умеют объясняться всего только несколько бабушек из села Михайловка Приморского края.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Наверх

Ремесла и промыслы

В 50-60-е годы XIX века хозяйство тазов держалось на охотничьем промысле, рыболовстве и собирательстве. Летом охотились на изюбря и лося. Зимой добывали соболя, белку и других пушных зверей. Птицу добывали преимущественно осенью и зимой. Орудия охотничьего промысла отличались высокой специализацией и были двух типов: активные (лук со стрелами, сеть-рукавчик) и самоловные – капканы, пасти, плашки, кулемы, петли, лучковые черканы и самострелы.

Рыболовный промысел имел второстепенное значение. Использовались орудия лова – острога павангаза, закидушка–перемет таюкоуза, сетка-наметка саваян. Нередко мелкие реки или ручьи перегораживали запорами из тальниковых прутьев. Распространенным был промысел рыб ночью при свете факела из смолья или бересты. В настоящее время рыболовство у тазов сохраняется как любительский промысел.

Важное значение в хозяйстве тазов имело собирательство, особенно женьшеневый промысел и сбор грибов – преимущественно древесных (хуам мйэ, ю муэ, муэ эир). Грибы использовались в пищу и шли на продажу китайским перекупщикам. Из съедобных растений и ягод тазы собирали побеги папоротника (тюэцай), черемшу (кацун), орех лещины (цэнзэ), маньчжурский орех (хэтоу), кедровый орех (сянгзэ), плоды боярки крупноплодной (хайпомпо), в больших количествах заготавливали морскую капусту, трепанга, раковины гребешка (хеза).

Наверх

Традиционное жилище

Наверх

Традиционная одежда

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Наверх

Фольклор

Наверх

Язык и письменность

Наверх