МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Долганы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Долганы являются одним из наиболее “молодых” народов Севера. В период появления здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах, как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание было не стойким, в нем преобладали установки на родовое единство, хотя учитывалось и родство с другими подразделениями долган.
Формирование долган происходило на севере Енисейской губернии в ХVII — ХIХ вв. Озерно-речной край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами (дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной зверь) был притягателен для разных групп населения, способствовал территориальным контактам и хозяйственно-культурному взаимодействию.
Основу долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки, которые попали под якутское влияние, затундренские якуты и затундренные крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на на это, долган иногда определяют как “объякученных тунгусов”.

Хозяйство долганов впитало в себя признаки всех упомянутых этносов. Оно включало рыболовство, оленеводство, охоту на диких оленей и промысел песца с помощью пастей. В приемах оленеводства также сочетались разнообразные этнические элементы. Так, вьючно-верховая езда на оленях тунгусского типа у долганов (как и у северных якутов), сочеталась с зимней ездой на нартах самодийского образца. В отличие от северных якутов, долганы использовали пастушеских собак. Знаменитый долганский балок (нартяной чум), идею которого долганы взяли у русских купцов, — пример случая, когда заимствование у доминирующей (русской) культуры сделалось элементом культуры традиционной
    К 1920-м годам значительная часть долганов жила в маленьких поселочках («станках») вдоль тракта, соединявшего Таймыр с Якутией, и занималась перевозкой грузов на оленьих упряжках. Зиму они проводили в лесотундре, немного отступив к югу от границы леса, а лето — несколько севернее этой границы. С наступлением весны соседние семьи долганов собирались в кочевые группы, каждая из которых имела свою территорию. Осенью группы снова распадались на отдельные семьи, которые кочевали, поправляя к зиме песцовые пасти, или охотились на дикого оленя, пока не наступало время возвращаться в «станки». Хозяйство долганов — в том числе и оленеводство — имело, по сравнению с соседними этническими группами, более выраженный товарный характер.
    В настоящее время основная часть долганов живет на Таймыре, а в Якутии — в бассейне Анабара — находится только восточный край ареала этого народа. Общая численность долганов составляет не менее 7 тыс. человек. Из них в Якутии, в Анабарском улусе (поселки Юрюнг-Хая и Саскылах), живет около 900 человек.Надо отметить, что в данных всесоюзных переписей населения долганы учтены не полностью, так как самоназвание этого народа — «саха» совпадает с самоназванием якутов.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Долганы, формировались в конце 8 — начале 19 веков из нескольких родов (эвенков, якутов, русских), поэтому их верования вобрали в себя представления, бытующие у этих народов

Анимизм и шаманизм сочетались у долган с православием. Войдя в чум, долганы крестились, на видном месте стояли иконы, перед ними молились. Календарь у долган был построен на православных святцах, а специальный шестигранник, по которому отсчитывались дни, назывался по-русски паскал.

Как и многие другие северные народы, Долганы верили, что окружающий мир состоит из трех частей: Верхний, Средний и Нижний.

Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы). Только шаман мог переходить из одной части мира в другую, во время ритуальных действий (камлания). У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа. Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т. е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов. Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов

Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа — иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

В процессе адаптации к окружающей среде у оленеводов, рыбаков, охотников выработался комплекс правил и запретов, позволяющих использовать природные ресурсы, не истощая их, не нарушая стабильной экологической системы. Они интуитивно чувствовали необходимость охранять окружающий их растительный и животный мир от напрасного истребления. Придумывали всевозможные ограничения, запрещения, обряды. Эти верования сохранились в фольклоре, обычаях.
       У долганского народа множество обычаев, поверий, обрядов, связанных с природой. Например: обычай делиться первою добычей. Если охотник пришел с добычей, то он должен всю добычу разделить на все стойбище, причем лучшие куски отдавались старикам и детям, а семье добытчика доставались не самые лучшие куски.

Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской.

У долган, как правило, малые семьи, родовые отношения почти забыты. А некоторых обрядах стойко сохраняется этническая специфика. В похоронном обряде переплелись православные и национальные традиции. В отличие от других народов Таймыра долганы хоронят умерших в земле, но на могилу сваливают дерево или ставят деревянный сруб, украшенный резьбой. На всех могилах устанавливают кресты, однако возле них устанавливают кресты, однако возле них оставляют принадлежашую умершему одежду, разрубленные пополам нарты. У оленеводов — ставят шест с головой оленя

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционное занятие Долган: оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя и рыболовство. Долганское оленеводство несет черты, присущие оленеводству соседних народов, от которых они заимствовали это хозяйственное занятие. Их нарты конструктивно сходны с самодийскими, но способ запряжки оленей и посадки седока на нарты принципиально иной. В долганской нарте передовой олень всегда идет справа, ездок сидит на правой стороне нарты и держит вожжу в правой руке.
Маршруты кочевий: тундра — в летнее время, лесотундра — зимой.
      В охотничьем промысле долган имелись очень архаичные формы и приемы, восходящие, вероятно, к культуре аборигенов Северной Азии, — поколки диких оленей на переправах их через реки и озера, охота с оленем-манщиком, а также приемы, заимствованные от самодийцев (нганасан), — охота на диких оленей с помощью кожаной сети. Наряду с этим имеется система охоты на песцов при помощи линий ловушек — по-русски «пастей» (отсюда долганское название этих ловушек — пас), которые были распространены на Севере Сибири русскими промышленными людьми.
Названия некоторых промысловых животных у долган — русские: ускан (заяц), курупаскы (куропатка), но большинство — якутские. В главных орудиях рыбного лова ставных сетях — пущальнях можно различать якутские по происхождению сети из конского волоса и русские — из пряжи. Хотя невод (мунка), сеть {илим} имеют якутские названия, но их детали часто именуются по-русски — поплобок, (поплавок), лагда (поплавок мотни невода) и т. д.; по-русски называется и такая снасть как перемет. Из названий промысловых рыб часть тоже русского происхождения — чыр (русское чир), нельма, муксун, хэлдэй (русское сельдь), пелятка, остальные по большей части якутские. В целом мы видим, что охота и рыболовство долган испытали большое якутское и русское влияние. 

Высокого мастерства достигли Долганы в области прикладного искусства. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т. П.

Наверх

Традиционное жилище

Жилища долган весьма разнообразны — русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо. Долганы-оленеводы используют в качестве мобильного жилища нартенный чум-балок — каркасное жилище покрытое оленьими шкурами, поставленное на оленьи нарты.

Наиболее распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса.

Таежные народы обычно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса мало, оленеводы перевозили свое жилище полностью, вместе с шестами (летом волоком, зимой на нартах) и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом использовали берестяные и ровдужные покрышки, а зимой — сшитые из шкур оленя. Менее зажиточные семьи жили в корьевых или жердяных чумах. В суровых условиях тундры оленеводы использовали покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными — мехом внутрь и наружу.

Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, свойственной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа — мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом напротив входа.

У нганасан, долган и энцев с середины XIX века получил распространение так называемый нартенный чум (балок), заимствованный от русских крестьян. Он использовался как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек использовались оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины или брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей.

Наверх

Традиционная одежда

Одежда и обувь. Одежда таймырских народов так же хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям, в которых они обитают, и промысловой деятельности. Выделка шкур с помощью скребков, рукоятки которых выглядели как произведения искусства, а также шитье одежды считалось обязанностью женщин.
У долган кроевая национальная одежда. Ее характеризует немного удлиненный задний подол. Это объясняется долганами так: когда они садятся  на холодную землю, этот удлиненный подол заменяет им дополнительную подстилку. Одежду и обувь шили жильными нитками. Украшали одежду вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний красивых узоров, он таит в себе определенную информацию, которую хотела заложить мастерица. Вышивка может представлять собой рассказ о жизни племени, сказку, песню.  
Простейший вид геометрического орнамента долган – полосовой орнамент – получил у них значительное развитие. Он исполняется различным способом – краской по ровдуге, чаще всего со жгутиками белого волоса по краям узора, нашиванием цветной ткани на кожу, вшиванием кусочков цветного или темного меха, нашиванием цветного бисера. Количество полос различно – от одной-двух до нескольких десятков. Долганы, как и другие народы Севера, любят разнообразить цвета и материал полос, а также их ширину. Кроме полос в долганском орнаменте имеется группа мотивов в виде прямоугольников, квадратов и ромбов – крупных, мелких, наложенных один на другой или поставленных на угол. Иногда квадраты располагаются в шахматном порядке. Наряду с такими мотивами фигурируют треугольники, зигзаги, два пояска из треугольников с зигзаговидным мотивом между ними, шевроны. Зигзаги нередко дополняются мелкими элементами – прямоугольничками, короткими вертикальными линиями, кружками.
В отличие от других народностей Севера долганы имели однослойную верхнюю одежду. Обычно ее шили в период наступления полярного дня. Это тяжелый изнурительный труд, требующий времени и терпения, усердия и мастерства. Этому учатся с детства. Нужно виртуозно владеть скребком. Наиболее употребим долганский скребок (бака), который под тем же названием известен нганасанам и энцам. Другой скребок (кыхыан) известен у нганасан под название моротенса,  у энцев — нагио и считается у них долганским.
Существует 18 – 20 разновидностей долганской одежды разного покроя, но общий вид почти одинаков. Выкройки, в сегодняшнем понятии, не практиковались, а размеры выверялись с помощью пальцев. Сначала мастерицы подбирали одинаковые, с коротким ворсом шкуры и приступали к крою, используя специальный нож. Выкраивали три фигурные детали спинки, потом полочки, рукава, которые с плеча образуют прямую линию. Женская одежда приталенная, сзади удлиненная. Полы спереди сходятся встык, застегиваются на пуговицы или завязываются замшевыми вязочками. Нижняя часть полы расклешена, по бокам вшиты клинья.
Палитра долганского орнамента строится на сочетании черного, белого, синего, красного и зеленого цветов.
Долганская мужская одежда тоже имеет несколько разновидностей, довольно своеобразных, сшитых из длинношерстных оленьих шкур, которые надеваются поверх песцовой или лисьей шубки, отлично сохраняют тепло и удобны для работы в тундре.
Сакуи меховые – широкие, расклешенные снизу, длинные до пят, с капюшоном – надеваются поверх одежды в морозные дни во время дальних поездок. Сакуй из белой плотной ткани надевают поверх всей одежды во время пурги, ветров.
Для мужчин шилась и праздничная одежда. Верхняя одежда для мужчин приталена и расклешена книзу. Она бывает короткая, до колен, и длинная, присборенная сзади.
Основная часть этой одежды шьется из темного неблюя или из черного сукна. Пришивная кайма узкая, красного цвета. Расшивается она, как и женская, бисером или цветными нитками. Нагрудник украшается узором «розетка», которая вышивается вперемежку с вертикальными узорами-полосами. Пояс, воротник, манжеты украшают полосками с орнаментом «тумус». Подол и края бортов окаймлены пушистым мехом «карга апыю».
Шапки шились праздничные и повседневные. Шапка имеет капорообразную форму и состоит в основном из четырех деталей: двух боковых, продольной и передней, утепленных внутри мехом песца или зайца. Шапка плотно облегает голову, защищая уши, затылок, завязывается спереди узкими замшевыми вязочками. Поражает огромное разнообразие головных уборов, каждый из которых имел свое назначение. Праздничную бисерную мужскую шапку шили из черного сукна, меха неблюя на меховой подкладке. Тщательно расшивали такую шапку юные мастерицы. Существовал обычай: если девушка наденет такую шапку своему избраннику, то считается, что они помолвлены.
Капор украшали бисером и аппликацией, по голове вдоль лица – вышитая полоска. На затылке вшивалась ярко-красная суконная вставка, которая украшалась орнаментом из цветного бисера в виде четырехлепестковых розеток. По бокам полосы по диагонали располагались вышитые бисером фигурки в виде острых углов острием вниз. Вся композиция завершалась меховой опушкой.
Женская шапка из лисьих лапок состоит из двух боковых деталей и одной продольной шириной в 10 см, которая опускается до затылка, она инкрустирована с помощью искусно подобранных узеньких полосок из лисьих лапок темно-коричневых и желтоватых тонов. Передние и затылочные края окаймлены мехом росомахи. Женские головные уборы обычно надевают поверх ярких цветных платков с кистями.
Обувь, сшитая из оленьих камусов, очень разнообразна. Она делится на домашнюю – короткую и длинную, обувь для улицы, для праздников. Мужские и женские унты имеют вертикальные вставки, вышитые цветным бисером. Верхняя часть унтов шьется из красного сукна шириною 12 – 13 см, расшивается бисером узором «розетка», которая чередуется с вертикальными узорными полосами. Обычно эта обувь шьется из очень темных или белых камусов.

На фото: Мужская меховая обувь (этэрбэс). Долганы. Енисейская губ, Туруханский край. Начало XX в. Фонды РЭМ.

В унтайки, предназначенные для улицы, шьются чижи (чулки) из хорошо выделанной шкуры взрослого оленя.
Особенностью детской обуви, так называемой «лопатки», является то, что край ее носовой части имеет округлую форму, как лопатка. В таких унтайках детям удобно ходить и легко надевать их на ноги.
Подошвы на все виды обуви ставят из выделанной оленьей шкуры мехом внутрь. В осенне-весенние дни для впитывания влаги вкладываются стельки из сухой травы.
Еще до революции долганы шили для себя одежду из тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки.
Для украшения женской одежды из материи долганки использовали различные декоративные изделия: кольцо с опускающимися от пяти до десяти ажурными цепочками с прорезными орнаментами, которое надевалось поверх платья; изготовленные из низкопробного серебра, украшенные гравировкой браслеты, серьги на длинной подвеске с ажурной резьбой. Большая часть ювелирных изделий завозилась из Якутии в обмен на другие товары.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Главное место в пищевом рационе таймырских семей всегда занимало оленье мясо. Мясо употребляется чаще всего в вареном, а также в мороженом и копченом виде. После забоя пастухи с удовольствием едят сырое свежее мясо, печень, почки. Традиционным лакомством являются молодые оленьи рога, предварительно опаленные над пламенем костра. Большой популярностью пользуется также крепкий мясной бульон, к которому в последние годы добавились различные супы, заправляемые картофелем, крупами, макаронами.
       Рыба употребляется в пищу всеми группами населения как оленеводами, так и жителями поселков. Осенью и зимой особым успехом пользуется строганина — нарезанная в виде длинных стружек мороженая рыба: нельма, муксун, сиг. Летом наиболее излюбленным блюдом является сырая (свежепойманная) или же малосольная рыба. Во все времена года в пищу употребляется вареная рыба. Повсеместно сохраняется и приготовление впрок сушеной рыбы, известной под названием «юкола».
Съедобные растения в пищевом рационе таймырских народов значения почти не имели.
Очень важно заметить, что живя в суровых условиях Заполярья и питаясь как будто бы крайне однообразно – мясом и рыбой, — народы Крайнего Севера почти не болели цингой и другими видами авитаминозов.

 
Рецепт от Марьясовой З.И.:

Берем небольшую, но и не очень маленькую рыбу (сижок, подчирок), снимаем кожу, нарезаем на небольшие кусочки, один кусок нарезаем на маленькие кусочки. В кастрюлю наливаем холодной воды, добавляем по вкусу соль, кусочки рыбы и ставим на огонь. Самый важный момент: как только появилась пенка, не доводя до кипения, вынимаем большие кусочки рыбы, а мелкие доводим до кипения. В современном варианте добавляем картошку, зелень, лук, специи.
Приятного аппетита.

Рецепт от Лаптукова Е.С.:
«Сагудай» или «Сугудай» – это блюдо из свежей рыбы, без лука, перца и уксуса. Свежепойманную, живую, трепещущуюся рыбу семейства сиговых, очищают от чешуи, отделяют филе от костей, разделяют на поперечные ломтики и едят. Весь смысл в том, чтобы разделать рыбу очень быстро, не дав ей умереть. У профессионалов – уже сагудаишь, т.е. ешь, а освежеванная рыба еще шевелит жабрами.

Рецепт от Саблиной Е.Н.:
Самое любимое традиционное блюдо народов Севера это, конечно же, строганина. Обычно ее едят после тяжелого рабочего дня и перед сном. Холодное блюдо после окончания трапезы запивают горячим чаем, после чего очень хочется спать – своего рода снотворное.
Для приготовления, берем большую свежемороженую рыбу, очищаем ее от кожи, после чего строгаем тонкой стружкой. Практически, блюдо готово – рыбу подают к столу, к ней же подают всевозможные соусы, лук, чеснок, кому что нравится. Главное, строгать и после этого съедать рыбу нужно быстро, чтобы она не успела оттаять. Также, из остатков подтаявшей рыбы можно приготовить рыбу-«пятиминутку». Для этого необходимо нарезать рыбу мелкими кусочками, добавить кружочками нарезанный лук, залить растительным маслом, добавить соль и перец по вкусу. Вот и все.

Рецепт от Поповой М.Д.:
Это блюдо очень любят взрослые и дети коренных национальностей. Я предлагаю попробовать его и Вам.
Для приготовления нам понадобится голова оленя. Ее необходимо разделать и достать мозги. На сковороду наливаем растительного масла, выкладываем на нее оленьи мозги и жарим 30 мин, не забывая помешивать. По вкусу добавляем специи, соль. Приятного аппетита!

Наверх

Фольклор

Памятники устного народного творчества долган распределяются на пять видов. Это – загадки, рассказы, сказки, былины и песни.

Загадки в большинстве случаев передаются из поколения в поколение. Как правило, они строятся по принципу метафоры и образного сравнения. Вот несколько примеров впечатляющих загадок:

Стадо оленей кругом озера стоит и кормится. (Ответ: зубы).
По сторонам лесистой сопки два лося лежали и кормились. (Ответ: уши).
Золотое блюдечко по воде плывет. (Ответ: солнце).

Рассказы – преобладающий вид устного народного творчества долган. Они подразделяются на короткие, очень разнообразные по своему содержанию, истории и на легенды (предания) исторического характера. Все истории, даже самые фантастические, воспринимаются слушателями, как повествования об истинных происшествиях.

Сказки – довольно длинные повествования с невероятными сюжетами.

Откуда пошли разные народы

В старину были очень жестокие зимы. Однажды поднялась страшная пурга.
Люди даже высунуться не смели из чумов. Гуси и разные другие птицы зарылись в снег с головами. Лишь один человек оказался смелым и отправился в путь.
Долго блуждал он и вот набрел на теплую страну. Вернулся он к своим людям и сказал:
— Я нашел, хорошее, жаркое место.
Услыхала его рассказ маленькая птичка-чирок и оповестила весь свой птичий народ. Узнали о теплой стране гуси, лебеди и другие птицы, и все улетели. И люди из племени того человека, который весть принес, тоже стали собираться в путь. А человек этот сказал:
— Все теперь слышали мою весть!
Но сам он не пошел, остался на прежнем месте. Сшил он себе теплую доху, чтобы спастись от холода. Надел эту доху и в птицу луня превратился.
Идут люди все вместе, держатся друг за друга, ищут дорогу в теплую страну. По пути подстреливают дичь для своего пропитания. У старинных людей оружием были луки. Чтобы стрелы летели прямо в цель, люди привязывали к их нижним концам орлиные перья. Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось. Один человек другому стал говорить:
— Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане, якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие
по-разному.

Война куропаток и щук

В давние времена куропатки в тундре жили. Тогда земля и небо только утверждались, и зимы были не такими снежными и холодными.
Но в один год в тундру зачастила пурга, намела высокие сугробы, потом пошел дождь и снег покрылся льдом. Нигде не проглядывала ни одна проталина, ни один кустик.
Куропатки проголодались и полетели в сторону леса.
Долетели до леса — и там нигде проталин не видно, даже верхушки ив не выглядывают из-под снега, одни только голые деревья чернеют.
Вожаком у них была самая старая куропатка.
— Теперь мы и вправду пропали!- говорит куропатка-вожак.- Некуда нам дальше лететь — всюду погибель! Но я знаю место, где есть большая река, ту реку ни в пургу не заносит, ни в самые лютые морозы она не замерзает. По берегам растет ивняк, горы покрыты багульником, голубикой и травой. Но в той реке живут щуки, и они нас туда не подпустят. В старинные времена было скреплено клятвенное слово: куропатки не займут их края, а щуки — земли куропаток. Если уговор помнят — добром не пустят. Останется одно — воевать!
— Верно! Не пропадать же нам тут?!- сказали куропатки.- Лучше будем воевать! Полетели!
Куропатки прилетели к реке и увидели: река не замерзла, а ее берега покрыты ивняком и багульником, голубикой и травой. Они сели и начали кормиться.
Но тут из воды высунулась голова вожака щук.
— Эй, куропатки, почему вы сюда прилетели? Почему клятвенное слово нарушаете? Сейчас же отсюда убирайтесь! Не дам вам ни листьев ивняка, ни семечек кустарника, ни травы. Не дам и в галечнике копаться!
На то куропатка-вожак ответила:
— В нашем крае все занесло снегом, и нам нечем питаться. Не пропадать же нам с голоду. А вы, щуки, живете в воде, вы ни листьев ивняка, ни семечек не едите. Будем мирно жить соседями!
— Я не уступлю добром!- сказала щука-вожак.- Только перебив всех щук — отнимете это место! Будем воевать!
Щука-вожак повернулась, ударила хвостом по воде и уплыла собирать свое войско. Вскоре она привела так много щук, что река от их спин почернела.
Куропатки на берегу стоят: ждут! Луки и стрелы наготове держат.
— Стреляйте щук только в голову!- говорит куропатка-вожак своим.- Если им попадать в спину, то они не умирают!
Войско куропаток пустило стрелы. Услышав щелчок тетивы лука, щуки устремились на середину реки. Стрелы куропаток вонзились в спины щук.
Пока куропатки доставали стрелы, щуки приплыли обратно и начали стрелять в куропаток, целясь им в сердце. Куропатки увертывались, подпрыгивали, взмахнув крыльями, и стрелы вонзились в ноги куропаток.
Долго так воевали, но никто не мог победить. Выпустив все стрелы, кончили воевать.
Тогда щука-вожак сказала куропаткам:
— Давайте кончим войну! Летайте где хотите, кормитесь чем вам захочется!
С тех пор стрелы куропаток в спинах щук превратились в вилообразные кости, а стрелы щук в ногах куропаток — в сросшиеся жилистые кости.

Былины (олонго) – такой жанр, в котором рассказ чередуется с пением. Интересно, что поются те места, где в былинах возникает прямая речь. С помощью пения легче передать темперамент героя, его характер и даже тембр его голоса. Сказители считаются избранниками добрых божеств и духов, поэтому к ним относятся с особенным уважением.

 Рассказывание былин требует особой обстановки. Знаменитые сказители говорят («выступают») только после наступления темноты. Те, кто слушает, должны накрывать голову большим платком.

 Довольно часто былина рассказывается в течение нескольких ночей. Каких бы она ни была размеров, ее необходимо дослушать до конца, иначе сократится век сказителя. Интересная деталь: сказитель слушателей не видит, потому что их головы закрыты платком. Визуальная связь между исполнителем и слушателями отсутствует. Но те люди, которые находятся под платком, могут время от времени что-то выкрикивать, давая понять сказителю, что они слушают его с превеликим удовольствием и вниманием. Если во время рассказывания кто-то из слушателей заснет, хороший сказитель узнает об этом, даже и не видя. Из-за того, что кто-то заснул, речь сказителя сразу меняется, она уже не течет так плавно, как до этого. Сказитель начинает испытывать затруднения в подборе слов или, как говорят долганы, «языком своим узнает, кто спит». Обратим внимание на одну важную особенность верований долган.

Они считают, что все образы, которые рисует сказитель былин, способны превращаться в «видимый мираж». И этой «функцией былин» они пользуются до сих пор. Например, кто-то заболел. Зовут шамана, чтобы тот определил род болезни и назначил лечение. Но бывают случаи, когда шаман затрудняется назвать духа, наславшего болезнь. Тогда зовут сказителя. И происходит нечто мистическое. Когда сказитель доходит до того эпизода, в котором герой былины борется с плохими духами (абаасы) и уже начинает их побеждать, то на помощь плохим духам из тела больного выходит «приятель» (тоже плохой дух). Шаману, который прячется где-то рядом, только этого и надо. Он быстро определяет злого духа, вышедшего из тела больного, и начинает камлать уже целенаправленно. В итоге больной выздоравливает.

Любовные песни долган носят хвалебный или задорно-насмешливый характер. Сочиняются они преимущественно девушками. Содержание песен очень вольное, но это допустимо, и никем не осуждается. Кроме того, язык песен отличается особенной искренностью и задушевностью и часто достигает высокой поэтичности. В русском языке отсутствуют уменьшительные формы глагола, поэтому невозможно передать тот особый оттенок ласковости и грусти, который возникает благодаря этим особым «песенным глаголам». Длинные песни, как было уже сказано, исполняют специальные песенные люди. Начав петь, солист должен помнить, что в любой момент может появиться абаасы (дух), который станет подпевать. Услышав голос этого духа, певец должен сказать: «Я все-таки превзошел тебя» и перестать петь. Если он этого не сделает и абаасы пропоет дальше, то певец заболеет или умрет. Кроме того, о своем состязании с абаасы песенный человек никому не должен рассказывать. Традиционно считается, что когда жители Севера исполняют какие-то песни, то они поют про то, что видят. Например, про снег, который имеет не меньше сорока названий! Фантазировать охотнику не надо, достаточно отражать в своей песне ту реальную действительность, которая возникает перед глазами. А она неисчерпаема.

Долганские пословицы

Оленята бодаются — сил набираются

***
Чай крепче, если он с добрым другом разделён

***
Мужчина должен быть без страха, а женщина — умней, чем росомаха

Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов. Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов.

С начала ХХ в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане — металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота. Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехорь-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэрь-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца — вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей

Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику художественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс). Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвескипогремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) — ритуала общения с духами.

Наверх

Язык и письменность

долганский: Язык долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они определяются как самый северный тюркоязычный народ мира.

Писменность

Долгане были бесписьменным народом.Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970 года, первая книга вышла в свет в 1973 году, а первый долганский букварь появился в 1981 году

Наверх