МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Чуванцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

ЧУВ‘АНЦЫ, этэль, этал, народ в Российской Федерации (1380 человек). Живут в основном в Чукотском АО (944 человек). Язык, предположительно близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на чукотском языке (кочевые Чуванцы) и «марковском» диалекте русского языка (оседлые Чуванцы). В русских источниках Чуванцы упоминаются с середины 17 века как один из юкагирских родов. Были расселены в районе Шелагского мыса, в бассейне нижнего и среднего течения реки Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Большой и Малый Анюй. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Ещё до прихода русских занимались посреднической деятельностью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся «князьцами», или «тойонами». Жили в переносных конических чумах и конических жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дёрном. С обращением в 17-18 веках Чуванцев в христианство процесс сближения с русскими усилился. К началу 18 века Чуванцы насчитывали около 520 человек, смешивались с ходынцами. Их общая численность в 1750 — 600 человек. В 1740-50-х годах чуванские и юкагирские стойбища подвергались набегам чукчей. В этот период большая группа Чуванцев переселилась в Анадырский острог, с упразднением его в 1770 — в Гижигу. Гижигинские Чуванцы испытали культурное и языковое влияние коряков. С прекращением в конце 18 века военных столкновений между чукчами и русскими группы Чуванцев вновь начали переселяться на Анадырь. К началу 19 века сформировались две этнографические группы Чуванцев: оседлые Чуванцы (марковцы, анадырцы), расселённые в районе села Марково и небольших заимках по реке Анадырь, в значительной степени обрусевшие, и кочевые, оленные Чуванцы, расселённые в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В конце 19 века Чуванцы составляли одно из пяти «обществ» Анадырской округи. Говорили на «марковском» диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками. По переписи 1897, было 275 русскоязычных и 177 «бродячих» Чуванцев, из них в Анадырской округе Приморской области — 262 оседлых Чуванца и 144 кочевых, в Гижигинской округе — 15 человек, в Колымской округе Якутии — 32 человека. По переписи 1926-27, Чуванцы насчитывали 707 человек, из которых оседлые составляли 55%. В 1920-е годы марковцев стали именовать «камчадалами», и этноним «Чуванцы» применялся лишь к кочевым Чуванцам. До 1989 Чуванцы не учитывались переписями, их относили к русским и чукчам. Кочевые и оседлые группы в значительной степени смешались друг с другом и с соседними народами. Несмотря на это, Чуванцы сохранили устойчивое самосознание.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие — православные.
Духовная культура и социальные отношения оседлых чуванцев испытали значительное русское влияние. Отмечались церковные праздники, в домах имелись иконы и церковные книги. Свадьбы справлялись по русскому обычаю. Умерших хоронили по православным нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине — орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и драматическая игра «Лодка», воспринятая чуванцами от камчатских казаков в 19 веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке Марково.
Кочевые чуванцы в основном сохраняют традиционные верования, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводческим хозяйственным циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и пр. Было развито шаманство, распространены антропоморфные и зооморфные фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналогичные корякским аняпелям.

Наверх

Ремесла и промыслы

В 19 веке для оседлых Чуванцев-марковцев был характерен юкагирский тип хозяйства, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак.Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долблёных лодках-каяках, охотились с помощью «поколюг» — специальных пик. Занимались также пушной охотой.
Кочевые Чуванцы занимались крупнотабунным оленеводством.

Наверх

Традиционное жилище

Жили в общих с русскими старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В некоторых хозяйствах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьёй перекочёвывали на летники, расположенные вблизи рыбных тоней.
Кочевые Чуванцы жили в ярангах.

Наверх

Традиционная одежда

Зимой чуванцы носили меховую одежду чукотского типа — двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом — камлейку — глухую одежду с капюшоном, того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали русскую одежду.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Оседлые чуванцы питались главным образом рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев — продуктов собирательства. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу.По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших количествах пили чай. Пища кочевых чуванцев состояла в основном из мяса оленя. В качестве возбуждающего и опьяняющего средства чуванцы, подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.

Наверх

Фольклор

 И у оседлых, и у кочевых чуванцев был широко распространён охотничий фольклор, где совмещались действительные и фантастические сюжеты. У современных марковцев сохраняются старинные русские былины, песни, сказки. Заимствованием у русских является и драматическая игра «Лодка», воспринятая чуванцами от камчатских казаков в XIX веке и бытовавшая до недавнего времени в поселке Марково.

Чуванская сказка

Жил-был мужик с бабой. У них была единственная дочь. Мать очень любила свою дочь, а отец был злой человек, не любил дочь и жену. Они боялись отца.
Однажды отец пошел на охоту. Разыгралась сильная пурга. Отец говорит:
— Перестань, ветер, утихни! За это отдам все, что добыл на охоте!
Еще пуще ветер. Тогда отец говорит: — Перестань, ветер, утихни! Отдам самого лучшего оленя!
Еще пуще ветер воет, сильнее метет, уже ничего не видно. Говорит туг отед:
— Перестань, ветер! Отдам тебе свою дочь!
Сразу стало тихо-тихо, небо стало синее — нет ни облачка. Пришел отец домой, велел жене приготовить для дочери самую лучшую одежду. Девушка пошла к подругам и говорит, что отец ее очень ласков теперь, стал хорошим.
Отвечают подруги:
— Тебя отец хочет убить!
Рано утром они одели ее, накормили. Отец сказал матери, что ведет дочь замуж отдавать. Привел в лес, привязал за сосну и отрубил ей голову. Кровью намазал деревья. Пришел домой, велел жене быстрее приготовить постель.
Рано утром мать пошла за водой и стала искать свою дочь, пошла последам мужа. Нашла тело дочери. Заплакала мать и пошла домой. На другое утро опять пошла она туда же, но дочери там уже не было. Увидала следы и пошла по ним.
Шла-шла, видит — стоит красивый дом. Зашла, встретила свою дочь. Живет она там с мужем-ветром. Обрадовалась мать. Вдруг видят они — идет отец, в руке большая дубина, он говорит:
— Где найду жену, там и убью!
Подошел к дому и видит свою дочь живую. Стало ему стыдно, и заговорил он ласково. Тогда ветер позвал всех к себе. По дороге надо было переходить речку. Зять-ветер понес отца, а дочка — мать. Зять нарочно уронил отца, стал его ловить, да не поймал. Утонул злой отец, А в.етер с дочкой и матерью стали хорошо жить.

Наверх

Язык и письменность

  В прошлом говорили на чуванском языке, входящем в юкагирскую семью, ныне — на чукотском языке (кочевые чуванцы) и «марковском» диалекте русского языка (оседлые чуванцы).

Наверх