МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Адыгейцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Адыгейцы или западные черкесы (адыги) (самоназвание — адыгэ) — народ в России (132 тыс. чел.), коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи.

Большая часть черкесов живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая по разным оценкам, от 5 до 7 миллионов человек. Общая численность черкесов (адыгов) на территории Российской Федерации (адыгейцы, шапсуги, кабардинцы, черкесы) – около 750 тыс. чел., в том числе в Кабардино-Балкарии – 500 тыс.; в Адыгеи — 110 тыс.; в Карачаево-Черкесии — 51 тыс.; в Краснодарском крае — 24,2 тыс. (из них около 10 тыс. человек — шапсуги, живущие в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи).

Собственно адыгейцы (западные черкесы) живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) и некоторых районах Краснодарского края (15 821 чел.), где являются коренным народом.

В начале ХХ века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины, включавшие до нескольких десятков человек. Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами: безусловное следование авторитету старших по возрасту и мужчин, соблюдение обычаев избегания, особенно молодой невесткой. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким: она ведала хозяйством, воспитанием детей. Подчеркнутое уважение к женщине и сейчас является отличительной чертой семейного быта адыгейцев. Было распространено аталычество. Похоронная обрядность сильно исламизирована, хотя и содержала немало традиционных черт, например, конные состязания в память умершего в день его похорон.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие — мусульмане-сунниты. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон: верховный бог, покровитель земледелия, покровитель скота, бог лесов и др. Чрезвычайно развито почитание деревьев, рощ, лесов. Молнию считали видимым проявлением бога Шиблэ, место ее удара почиталось, убитого молнией хоронили с особыми почестями. Память о распространении христианства (с УI века) выражалась, в частности, в сакральном уважении, которым пользовались остатки древних церквей и часовен, а также в переосмысленном культовом поклонении кресту.

Древняя религия Черкесов (Адыгов) представляет собой монотеизм (единобожие) со стройной системой поклонения Единому Богу — Великому ТХА (ТХЬЭ, ТХЬЭШХО). ТХА не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он — творец Законов Вселенной, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Для проведения обрядов богослужения (Тхьэлъэly) нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщlэ). Поэтому обряды проводились в особых местах, чаще всего рощах — Тхьэлъэlyпlэ, Тхьэщlaгъ мэз, возле большого дерева, чаще всего дуба, отмечаемого специальным символом в виде буквы «Т», изготовленым чаще всего из дерева. Каждая местность имела свое место проведения обряда. Существовали также молельные места, единые для всего ущелья, этнической группы, региона. В Черкесии не было специальной касты священнослужителей — жрецов, роль которых исполняли старшие в роду, общине, селении. В жертву приносилось жертвенное животное, перед закланием на голову которого наливалось немного вина или максымы (легкоалкогольный напиток, получаемый брожением злаков с добавлением мёда). Тут же на месте готовилось угощение из мяса жертвенного животного, а также из принесенных продуктов. Перед принятием пищи, руководитель обряда в белой бурке обращался к ТХА с соответствующей молитвой. После принятия пищи исполнялся сакральный танец «УДЖ», в котором мужчины и женщины, держа друг друга под локоть, совершают торжественное движение по кругу в правую сторону. Своим строгим ритмом и песнопением, обращенным к ТХА, УДЖ приводит участников в состояние духовной возвышенности, являясь разновидностью коллективной медитации.

В черкесской мифологии известны покровители: плодородия Тхагаледж (Тхьагъэлэдж); охоты — Пшимазытха (Пщымэзытхьэ); пчеловодства — Мелисса; крупного рогатого скота — Ахын, Ахун; мелкого рогатого скота — Амыш (Амышъ); верховой езды — Зейкотх (ЗекІуатхьэ); врачевания и кузнечного ремесла — Тлепш (Лъэпш). Покровители выполняют мифологические функции культурных героев (давших людям знания и умения в какой-либо сфере), и не являются богами.

Почитались Духи моря — Хыгуаше (Хыгуащэ), Кодес (Къодэс), удерживающий в своих берегах Чёрное море, Дух рек — Псыхогуаше (Псыхъуэгуащэ) и т.д…. Черкесы преклонялись перед стихией молнии — Шибле (Шыблэ). Интересны обряды вызова дождя — Ханцегуаше, (Хьанцэгуащэ), оберега от молнии и др.

Одним из основных элементов черкесской (адыгской) религиозной системы является вера в существование душ (духов) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков. Души предков нуждаются в поминовении, в силу чего устраивают поминальные тризны (хьэдэlyc), практикуется жертвоприношение или приготовление поминальной пищи (жьэрымэ), раздача её для поминовения душ умерших. Задачами земного существования человека является сохранение понятия чести (напэ), сострадание к нуждающимся (гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (псапэ). Это, наряду с доблестью, отвагой воина, позволяет душе человека после смерти присоединиться к душам предков с чистой совестью (напэ хужькlэ). Отсутствует понятие загробных страданий или наслаждений.

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционные занятия — пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры — кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы — плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву. Одежда и предметы быта адыгейцев издавна украшались вышивкой золотыми и серебряными нитями, шелком, шнуром, аппликацией. В узорах преобладают крупные растительные мотивы, негусто заполняющие фон. На серебряные изделия (украшения для одежды, конской сбруи и др.) тонкие растительные и криволинейные узоры наносились гравировкой, чернью, филигранью, насечкой. Несложные геометрические узоры характерны для циновок, резьбы по дереву, узорных войлоков.

Наверх

Традиционное жилище

Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине — улично-квартальной планировки.

Жилые и хозяйственные постройки на протяжении веков делались с плетнёвыми стенами, обмазанными глиной, с двускатной соломенной или камышовой крышей. С 19 века стали строить деревянные или саманные дома, иногда крытые черепицей или железом.

Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Наверх

Традиционная одежда

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин — нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы.

У женщин — шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты. Мясо — говядина, баранина, курятина, индюшатина — употребляется в жареном и вареном виде и подается с различными соусными приправами. Известны приемы заготовления мяса впрок путем сушения, вяления, копчения. Характерно для адыгейской кухни приготовление крупяных и мучных изделий, ей также свойственно использование яиц, которые служат не только для приготовления самостоятельных блюд, но и как добавки в мучные и молочно-яичные блюда, Овощные блюда адыгейской кухни могут быть сырыми, типа салатов, но чаще всего они вареные, печеные, тушеные или соленые. Широко развитое на Кубани садоводство способствовало тому, что адыги выращивали разнообразный и обширный ассортимент фруктов: яблоки, груши, сливы, вишни, персики, виноград и т.п., которые употреблялись как в свежем, так и сушеном виде.

Шхыущипс (приправа)
   2 cт. кислого молока, 1 cт. сметаны, соль, чеснок по вкусу.
   Соединяют кислое молоко и сметану, заправляют по вкусу солью с чесноком. Шхыущипс служит гарниром к отварному мясу. Его подают отдельно на маленьких тарелочках.

Лищапап (шашлык)
  
1 кг баранины, чеснок, перец, соль.
    Мякоть баранины нарезать кусками по 40 — 60 г, отбить деревянным молоточком, нанизать на шампур и жарить над раскаленными углями до образования румяной корочки, все время поворачивая шампур и поливая мясо раствором соли с чесноком и перцем. Затем переложить мясо в кастрюлю, влить немного бульона и тушить до готовности. Подавать с крутой кашей.

Чэтгажаг (жареный цыпленок)

   300 г цыпленка потрошеного, соль, красный перец, уксус (3%-ный), чеснок. Для соуса шхыущипс: томат-паста, вода, перец красный, соль, кинза.
   Подготовленную тушку цыпленка промывают, разрезают, отбивают, натирают солью с чесноком, красным перцем, уксусом, кинзой, складывают в глубокую посуду и маринуют 7 — 8 часов. Затем готовят соус из томат-пасты, воды, соли и красного перца. Перед жареньем тушку птицы опускают в этот соус и жарят на гриле. Подают с острым соусом шхыущипс и овощами.

Джэнчыпсы (суп из фасоли)
   300 г цыпленка потрошеного, соль, красный перец, уксус (3%-ный), чеснок.
   Фасоль замачивают на два часа и варят в той же воде до полуготовности. Заправляют луком, пассированным с томатом, красным перцем и мучной пассировкой. Варят 10 — 12 минут. Чеснок растирают с солью (разводят бульоном, процеживают), заправляют суп и доводят до вкуса. При подаче посыпают мелко нарезанной зеленью петрушки.

Лыгэжагэ чиа
   На 1 кг мяса 1 — 2 головки лука и 1 стручок перца.
   Мясо нарезают кусками 150 — 200 г, промывают и опускают в к пящую воду. После 20 минут кипения туда же кладут шинкованы: лук, красный стручковый перец. Готовое мясо перекладывают в д] гую посуду, солят по вкусу солью с чесноком, закрывают плотн крышкой, чтобы мясо пропиталось запахом специй. К такому блюду подают шхыущипс.

Лыгэжагэ чиа (холодное, жаренное в гриле мясо)
   2 — 3 кг говядины, 10 зубчиков чеснока.  Приправа: 1/2 ч. ложки соли, 5 зубчиков чеснока, красный перец, мена кинзы.
   Подготовленные крупные куски мяса шпигуют чесноком, натирают приправой. Для приготовления приправы соль перетирают с мельченным чесноком, добавляют красный перец и молотые семена кинзы. Полуфабрикат запекают в гриле 45 минут. Затем тушат в под ленной воде 20 минут до полной готовности. Подают как холодную закуску.

Рулет «Аминат»
   1,5 кг курицы потрошеной, 700 г сыра адыгейского, 60 г зелени кинзы, 2 cm. ложки соли, красный перец, приправа сушеная.
   У подготовленной курицы отделяют мякоть с кожей от кости, отбивают, солят, перчат. Сверху укладывают сыр адыгейский, смешанный с зеленью кинзы, сушеной приправой, красным перцем и солью. Затем сворачивают рулетом и обматывают марлей, туго перетягивают шпагатом и варят в подсоленной воде 30 — 40 минут. Потом марлю снимают, рулет кладут под пресс для придания формы.


Адыгейский сыр
   На 1 кг сыра требуется около 8 л молока.
   Этот сыр является национальным продуктом адыгейцев, населяющих юго-западные районы Северного Кавказа. Его вырабатывают двух видов: свежий и копченый. Для приготовления сыра необходимы очаг и дымарь.
   Молоко доводят до кипения и при этой температуре его свертывают кисломолочной сывороткой. Сырную массу выкладывают в плетеные ивовые корзины, где происходит само прессование, и сыр приобретает форму. После этого головки солят втиранием с двух поверхностей (2%). На 1 кг свежего сыра затрачивается 6,2 кг молока.
   Копченый сыр солят в зерне (4%), прессуют и размещают на плетеных полках в дымаре на значительном расстоянии от огня. В результате копчения в молоке уничтожается вся микрофлора, в том числе болезнетворная, поэтому копченый сыр используется как диетический легкоусвояемый продукт.
   Срок хранения копченого сыра зависит от продолжительности выдержки в дымаре. Такой сыр может храниться даже несколько лет. Его берут в дорогу и в поход. Он имеет острый вкус с выраженным запахом копчения. 

Наверх

Фольклор

Народная музыкальная культура адыгейцев включает песенное творчество и музыку к танцам. Исторические, героические, шуточные песни создавались и исполнялись обычно мужчинами; лирические, колыбельные, целебные, плачи — женщинами. Среди адыгейских танцев — удж, зафак, загатлят, исламей и другие. Адыгейские народные песни основаны преимущественно на диатонических звукорядах. Им свойственно большое ритмическое разнообразие. Для адыгейских песен характерно двухголосие, слагающееся из партий певца и хора, сопровождающего солиста в унисон или имеющего самостоятельный мелодичный рисунок. Адыгейские народные инструменты — камыль (духовой инструмент типа продольной флейты), шичепшин (смычковый), пхачич (ударный). С середины 19 века получила распространение гармонь.

Фольклор включает нартский эпос (ссылка на нарты- http://www.circassianlibrary.org/lib/html/Nart_epos_1/contents.html)

Золотой кувшин

     Кто скажет, было  то  или  не  было, только верно, что жил на свете хитрый и жестокий царь.
     В жизни своей ни с кем не  обошёлся  он  по-хорошему,  не  было  такого человека, которого бы  он  пожалел,не  было  такой  собаки,  которую  бы  он приласкал.
     Все — от мала до велика — боялись царя, а сам он боялся только одного —   старости.
     Целыми днями сидел царь в своих покоях и рассматривал себя в зеркале.
     Заметит седой волос — подкрасит краской. Заметит морщинку  —  разгладит рукой.
     «Нельзя мне стареть,- думает  царь.-  Сейчас  все  меня  боятся,  никто перечить не смеет. А сделаюсь старым и дряхлым — народ сразу перестанет меня слушаться. Как я с ним тогда управлюсь?»И, чтобы  никогда  не  вспоминать  о старости, приказал царь убивать всех стариков.
     Чуть только поседеет голова  у  человека,  тут  ему  и  конец.  Царские стражники с топорами и секирами хватают его, ведут на площадь  и  рубят  ему голову.
     Со всех концов  страны  приходили  к  царю  женщины  и  дети,  юноши  и девушки — все приносили царю богатые подарки, все проливали  горькие  слезы, все молили царя пощадить их отцов и мужей.
     Наконец надоело царю слушать каждый день жалобы. Позвал он своих гонцов и велел им по всем городам и сёлам, на  всех  дорогах  и  площадях  объявить народу о своей великой милости.
     Оседлали гонцы коней и разъехались в разные стороны.
     На всех дорогах и улицах, на всех перекрёстках и площадях трубили они  в трубы и громко выкрикивали:
     — Слушайте все!  Слушайте  все!  Царь  дарует  вам  свою  милость.  Кто достанет со дна озера золотой кувшин, тот спасёт жизнь своего отца, а кувшин получит в награду. Такова царская милость! А кто не сможет  достать  кувшин, тот и отца не спасёт и сам голову потеряет. Такова царская милость!
     Не успели гонцы объехать и  половину  страны,  как  стали  сходиться  и съезжаться к озеру храбрые юноши.
     Берег озера был обрывистый, и с высоты его, сквозь  чистую,  прозрачную воду, ясно виден был прекрасный золотой кувшин с тонким горлышком, с узорной резьбой, с выгнутой ручкой.
     И вот прошло девяносто девять дней.
     Девяносто девять храбрецов пытали своё счастье.
     Девяносто девять голов отрубил жестокий царь, потому что никто  не  мог достать кувшин со дна озера,- точно его заколдовал кто. Сверху посмотреть  — кувшин всякому виден, а в воде — никто найти его не может.
     А в то самое время, в той самой стране жил юноша по имени Аскер.  Очень любил Аскер своего отца, и, когда увидел он, что отец становится  стар,  что на лице его появляются морщины, а волосы становятся серыми от  седины,  увёл Аскер отца далеко в горы, в глухое ущелье, построил  там  хижину  и  в  этой хижине спрятал своего старика.
     Каждый день, когда солнце уходило за горы, юноша  тайком  пробирался  в ущелье и приносил отцу еду. Вот однажды пришёл Аскер  в  ущелье,  сел  возле отца и задумался.
     — Какая забота у тебя на сердце, дитя моё? —  спросил  старик.-  Может, наскучило тебе каждый день ходить сюда?
     — Нет, отец,- ответил юноша,- чтобы видеть тебя здоровым и  невредимым, я готов трижды в день ходить через эти горы. Другая забота у меня на сердце. Ни днём ни ночью не выходит у меня из  головы  царский  кувшин.  Сколько  ни думаю я, никак не могу  понять,  почему  это,  когда  с  берега  смотришь  в прозрачную воду, кувшин виден так ясно, что кажется, протяни только руку — и он твои.
     А стоит кому-нибудь прыгнуть в воду, вода сразу мутнеет и кувшин  точно сквозь дно проваливается, словно и не было его.
     Старик молча выслушал сына и задумался.
     — Скажи мне, сын мой,- сказал наконец старик,- не стоит  ли  на  берегу озера, в том месте, откуда виден кувшин, какое-нибудь дерево?
     — Да, отец,-  сказал  юноша,-  на  берегу  стоит  большое,  раскидистое дерево.
     — А вспомни-ка хорошенько,- снова спросил старик,- не в тени ли  дерева виден кувшин?
     — Да, отец,- сказал юноша,- от дерева падает на воду  широкая  тень,  и как раз в этой тени стоит кувшин. 
     — Ну, так слушай меня,  сын  мой,-  сказал  старик.-  Взберись  на  это дерево, и ты найдёшь среди его веток царский кувшин. А тот  кувшин,  который виден в воде,- это только его отражение.
     Быстрей стрелы помчался юноша к царю.
     — Ручаюсь головой,- закричал он,- я  достану  твой  кувшин,  милостивый царь!
     Засмеялся царь.
     — Только твоей головы мне и не хватает  для  ровного  счёта.  Девяносто девять голов я уже отрубил — твоя будет сотой.
     — Может, так, а может, и не так,- ответил юноша.- Но боюсь  я,  что  на этот раз не сравнять тебе счёта.
     — Что ж, попытай своё счастье,- сказал царь и приказал слугам  поострей наточить секиру.
     А юноша пошёл к берегу и, не  задумываясь,  полез  на  дерево,  которое росло над самым обрывом.
     Народ, собравшийся на берегу, так и ахнул от удивления.
     — Аллах да помилует его!  Верно,  от  страха  он  лишился  рассудка!  -говорили одни.
     — Может быть, он с дерева хочет прыгнуть в воду,- говорили другие.
     А юноша тем временем взобрался на самую  вершину  и  там  среди  ветвей нашёл золотой кувшин — с тонким горлышком, с  узорной  резьбой,  с  выгнутой ручкой.
     Только висел кувшин на дереве вверх дном, чтобы всем казалось, что стоит он в воде, ка.ц и подобает, вверх горлышком.
     Снял юноша кувшин с дерева и принёс его царю.
     Царь так и развёл руками.
     — Ну,- говорит,- не ждал я от тебя такого ума. Неужто ты сам додумался,как достать кувшин?
     — Нет,- сказал юноша,- я бы сам не додумался. Но  у  меня  есть  старик отец, которого я укрыл от твоих милостивых  глаз,  он-то  и  догадался,  где спрятан кувшин. А я только послушался его совета.
     Задумался царь.
     — Видно, старики умнее молодых,- сказал он,- если  один  старик  угадал то, чего не могли угадать девяносто девять юношей.
     С тех самых пор в той стране никто пальцем не смеет  тронуть  стариков, все чтят их седины и мудрость, а когда встречают старого человека  на  пути, уступают ему дорогу и низко кланяются.

     Наставления старика

       У одного  состоятельного  адыга  был  единственный  сын.  Отец  перед смертью позвал сына и сказал ему: «Я дам тебе три совета, которые ты  должен выполнять всю жизнь:  никогда  не  здоровайся  первым;  каждый  вечер  кушай сладкое; каждое утро одевай новую обувь».
Через некоторое время  отец  умер, сын начал выполнять завещания отца:  никогда  не  здоровался  певым;  каждый вечер кушал сладкое; каждое утро одевал новую обуь. Но  получилась  странная вещь, с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь.
Тогда он пришел к матери и сказал: «Мама неужели отец был мне врагом, почему он дал  мне  такой  наказ?»,  на  что  мать  ответила:  «Отец  запретил  мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не  спросишь.  Первый  наказ никогда не здоровайся первым означает — вставай  раньше  всех  и  работай  в поле, а люди проходящие мимо,  будут  приветствовать  тебя  первыми;  второй наказ — каждый вечер кушай сладкое означает — проработав целый день в  поле, вечером любая еда будет сладкая; третий наказ —  каждое  утро  одевай  новую обувь означает, что мужчина сам следит за своей одеждой  и  обувью.  Никогда адыг не ложится спать пока не почистит свою одежду и утром она ему покажется новой». Со следующего утра юноша делал все,  что  сказала  ему  мать.  Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой  девушке  и  этот наказ передал своим детям.

     Старинная притча

        В ауле жила красивая девушка.  Многие  хотели  ее  в  жены.  Она  же сказала: «Кто доберется до вершины камня, тот получит мое  сердце  и  руку.»
Девушка была настолько красива (смотреть невозможно — глаза болят), и  юноши со всех аулов кинулись покорять этот камень, но все они разбивались и вскоре пошла молва, что девушка приносит несчастье.
Как-то  на  празднике  молодые, крепкие всадники решили еще раз попробовать покорить этот камень. Неожиданно все увидели незнакомого всадника скачущего к камню. Конь как стрела  взлетел по крутому, таящему множество опасностей склону. И когда  всадник  остановил дрожащего от напряжения коня на вершине камня, он  снял  с  головы  головной убор и повязку скрывавшую лицо, все увидели, что это не  юноша,  а  девушка.
Она сказала: «Сколько еще будут погибать наши братья из-за этой  девушки,  я остановила это кровопролитие, камень теперь покорен».

Наверх

Язык и письменность

Адыгейский язык (нижнечеркесский, западноадыгский, кяхский) — язык адыгейцев, входит в абхазо-адыгскую (западно-кавказскую) семью языков. В России распространён в Адыгеe и в Лазаревском и Туапсинском районах Краснодарского края России; кроме того, значительная часть говорящих проживает в странах Ближнего Востока. Число говорящих на адыгейском языке — около 130 тысяч человек (2002). Имеет 4 диалекта: абадзехский (на территории России в настоящее время практически вымер, но продолжает использоваться в адыгейской диаспоре), бжедугский, темиргоевский, шапсугский. Литературный адыгейский язык сложился и развивается на основе темиргоевского диалекта.

В XIX веке было создано несколько проектов алфавитов для адыгейского языка. Некоторые из них базировались на арабском алфавите, а некоторые — на кириллица. Так, в 1846 году Л. Люлье разработал алфавит на основе кириллицы, который включал почти все современного буквы русского алфавита (кроме й и щ), а также диграфы т͡л, п͡л, т͡х, i͡e, у͡а, у͡о, ю͡ё и букву i. Все эти алфавиты не получили никакого распространения, и до 1918 года адыгейский язык оставался бесписьменным.

В 1918 году был составлен и утверждён адыгейский алфавит на основе арабского. На нём печатались газеты, учебники и другая литература. Однако вскоре начался процесс латинизации и в 1927 году адыгейский алфавит был переведён на латинскую основу. Отличительной чертой этого алфавита стало отсутствие заглавных букв и неунифицированность с алфавитами других народов ССС

В 1938 году адыгейский алфавит был переведён на кириллицу. Этот алфавит используется до настоящего времени.

Современный адыгейский алфавит и названия букв:

А а

а

Б б

бы

В в

вы

Г г

гы

Гу гу

гуы

Гъ гъ

гъы

Гъу гъу

гъуы

Д д

ды

Дж дж

джы

Дз дз

дзы

Дзу дзу

дзуы

Е е

йэ

(Ё ё)

йо

Ж ж

жы

Жъ жъ

жъы

Жъу жъу

жъуы

Жь жь

жьы

З з

зы

И и

йы

Й й

йы кIаку

К к*

кы

Ку ку

куы

Къ къ

къы

Къу къу

къуы

КI кI**

кIы

КIу кIу

кIуы

Л л

лы

Лъ лъ

лъы

ЛI лI

лIы

М м

мы

Н н

ны

О о***

уэ

П п

пы

ПI пI

пIы

ПIу пIу

пIуы

Р р

ры

С с

сы

Т т

ты

ТI тI

тIы

ТIу тIу

тIуы

У у

уы

Ф ф

фы

Х х

хы

Хъ хъ

хъы

Хъу хъу

хъуы

Хь хь

хьы

Ц ц

цы

Цу цу

цуы

ЦI цI

цIы

Ч ч

чы

ЧI чI

чIы

Ш ш

шы

Шъ шъ

шъы

ШI шI

шIы

ШIу шIу

шIуы

Щ щ

щы

(Ъ ъ)

пытэ тамыгь

Ы ы

ы

(Ь ь)

шъэбэ тамыгь

Э э

э

(Ю ю)

йыу

(Я я)

йа

I

Iыу

 Наверх