МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Нагайбаки « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — тюркский народ, считавшийся до Всероссийской переписи 2002 года, как этнографическая группа татар, проживающий по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык нагайбаков — говор в составе среднего диалекта татарского языка.   По российскому  законодательству официально являются малым народом.

В Российской империи нагайбаки сословно входили в Оренбургское казачество.

Районным центром нагайбаков является посёлок Фершампенуаз в Челябинской области.

Нагайбаки под названием «уфимских новокрещен» известны с начала XVIII века. По мнению различных исследователей имеют либо ногайско-кыпчакское, либо казанско-татарское происхождение. К концу XVIII века они жили в Верхнеуральском уезде: Нагайбакской крепости (у современного села Нагайбакский в Челябинской области), селе Бакалы и 12 деревнях. Кроме нагайбаков-казаков в этих селениях жили татары-тептяри, с которыми у казаков существовали интенсивные брачные связи.

В 1736 году по указу императрицы Анны Иоанновны в целях укрепления пограничья с Башкирией на территории Южного Зауралья было создано Нагайбакское казачье войско, а на реке Ик заложена Нагайбакская крепость. Туда из Уфимского уезда на службу были собраны «новокрещены», переехавшие из Татарии и Башкирии с женами и детьми.

Новые казаки, как защитники Отечества, принимали участие во всех крупнейших сражениях XVIII века, в Отечественной войне 1812 года, заграничных походах. В честь побед русского оружия позднее на территории района появились поселки Кассель, Остроленка, Париж, Треббия, Арси, Куликовский. А районным центром стало село Фершампенуаз, получившее свое название в память о сражении под одноименным французским селением на реке Марне. О славных победах напоминает серебряный меч в центре герба Нагайбакского района — геральдический символ власти, мужественности, силы.

Часть нагайбаков жила в казачьих поселениях Оренбургского уезда: Подгорном Гирьяле, Аллабайтале, Ильинском, Неженском. В начале XX века они окончательно слились с местным татарским населением и перешли в ислам.

Нагайбаки же бывшего Верхнеуфимского уезда сохранили самосознание себя, как отдельной от татар общности. Во время переписи 1920—1926 годов они учитывались как самостоятельная «народность». В последующие годы — как татары. При переписи 2002 года — отдельно от татар.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Верующие — православные.
На протяжении 160 лет у них сформировалась своеобразная культура с кряшенско-казачьим колоритом, где на основе культуры кряшен появились новые традиции с элементами казачества, где поют многоголосием кряшенские песни на казачий манер. Устное народное творчество сохранило старинные песни и баиты. В отличие от татар-мусульман, у Нагайбаков существует хоровое пение, в которых отражается воинская служба, тоска на ней по родным и родным местам — явное влияние казачества. Праздники нагайбаков приурочены к христианскому календарю: Троица -Тройсын, Масленица — Май чабу, имелись и другие свои названия, например, рождественские недели назывались нардуган. Весенне-летние праздники были общими с другими татарами, но имели христианскую окраску: выделялась Пасха с «вербной кашей», сбором детьми крашеных яиц, сбором подарков и проведением состязаний (борьба, бег, скачки джигитовка — явное сходство с сабантуем). При засухе проводилось моление и угощение кашей, такой же обряд имеется и у татар-мусульман, сходный у православных. На Новый год были молодежные святочные игры (нар дуган).

Наверх

Ремесла и промыслы

Основу хозяйства нагайбаков составляло земледелие, большое значение имело также и животноводство степного характера. Земледелие — «степного» типа (залежно-переложная система, основная культура — пшеница, сеяли ещё овёс и ячмень). Практиковалось пчеловодство. Среди промыслов выделяются занятие плотницким делом и производство экипажей.

Наверх

Традиционное жилище

 Поселения (аул) — приречные, с поквартальной планировкой, с церковью. Большинство усадеб — однодворные. Хозяйственные постройки отделялись от жилища. Жилища — зимние (срубные) и летние (саманные), в основном двухкамерные. Стены домов обмазывались и белились. В интерьере жилища сочетались общетатарские и русские элементы (русская печь с вмонтированным котлом, нары, полати, иконы).

Наверх

Традиционная одежда

К концу первой трети XX столетия традиционная одежда нагайбаков была полностью вытеснена русским городским костюмом, поэтому даже среди старожил района едва ли найдется человек способный целостно восстановить по памяти весь комплекс одежды начала века. Огромный пласт этой части культуры бесследно исчез в результате политики расказачивания и раскулачивания. Среди казаков – нагайбаков бедняцких хозяйств было крайне мало, поэтому значительна часть населения была репрессирована, семьи высланы. Одежда, вещи, документы, фотографии, напоминавшие о казачьем прошлом, уничтожались. Некоторую информацию дает небольшое количество фотографий, переданных населением в музеи.

Поскольку верхнеуральские нагайбаки входили в состав Оренбургского казачьего войска, то традиционным мужским костюмом являлась форменная одежда оренбургских казаков. О более ранних типах одежды, бытовавших до 1842г. – времени переселения в Южное Зауралье – сведений практически не сохранилось. Нижнюю одежду составляли туникообразная домотканая белая или пестрядная рубаха – косоворотка и домотканые штаны с “широким шагом”. Верхнюю одежду шили из сукна или дубленой кожи. Сюда входили, так называемый, ЧАБУЛЫ КИЕМ – разновидность приталенного пальто с наглухо закрытым воротником и выкроенными плечиками, ТУЛПА ЧИПЕЙ – суконные чикмени, БОРЧАТКА – дубленые, приталенные, отрезные по талии, в мелкую сборку шубы. Такой тип шубы из верхней одежды получил наибольшее распространение и сохранялся продолжительное время. В п. Остроленка нами была обнаружена подобная вещь, изготовленная в 50-х годах текущего столетия. Верхняя одежда подпоясывалась широкими (15-20 см.) разноцветными кушаками ЭЗЭР, характерными для всех групп кряшен. Они либо ткались в домашних условиях из разноцветных шерстяных нитей, либо изготавливались из фабричной материи. Длина их достигала трех метров. Пояса завязывались обычным способом. Обмотав вокруг талии, концы прятались, если на концах имелись красивые кисти, их выпускали по бокам.

Обычной обувью являлись, так называемые, “татарские” лапти, прямоплетеные с белыми суконными чулками ТУЛА ОЕК “ичегообразного” покроя.

Головным убором летом служила фуражка, а зимой каракулевая, черная, папаха КАРА БУРЕК.

Определенные особенности имела мужская свадебная одежда. Обычно ее готовила для зятя мать невесты. Белую домотканую рубаху КИЯУ КУЛМЭК украшали вышивкой на воротнике, приполке и манжетах. Вышивали красными или черными нитями крестом или гладью. Свадебные штаны КИЯУ ЫШТАН были пестрядные полосатые черно-красно-белые. Обязательным атрибутом костюма являлся пояс – кушак, наличие пояса у жениха имело ритуальное значение. Обычай развязывания пояса жениха невестой известен у всех групп волго-уральских татар – кряшен.

Наиболее архаичным из известных типов женской одежды нагайбачек была прямая туникообразная рубаха из ткани домашнего производства. Нити для тканей изготавливали в домашних условиях или покупали – КИЖЕЛЕ. КИЖЕЛЕ КУЛМЭКЛЭР были более нарядными, их берегли для праздников. Ткань для рубах изготавливалась в виде пестряди темно-красного цвета в мелкую клетку с использованием черного, белого или синего цвета. Нижняя часть рубахи украшалась оборкой из той же пестряди. Рукав прямой с ластовицей КИШТЭК, воротник – стойка. Рукава в воротник часто отделывались рюшами.

Декоративное оформление рубах у нагайбачек Верхнеуральского уезда не имело аналогов в других групп волго-уральских татар. На груди и ниже талии способом аппликации наносилась круговая композиция т.н. “лоскутного узора”. Треугольные и ромбовидные кусочки ткани были яркими и контрастными по цвету. Такие рубахи назывались “КОРАМАНЫ КИЖЕ КУМЭК”. По мнению С.В. Сусловой более близкая, но не идентичная аппликация встречается только среди сергачских и керенских татар – мишарей.

К нижней одежде относился передник АЛЧУПРЭК, АЛЪЯПКЫЧ. Его, так же как и рубахи, шили из пестряди, но в более крупную клетку. Очень редко, в основном в период кормления ребенка, молодые нагайбачки носили КУКРЭКЧЭ – нижний нагрудник, украшенный аппликацией.

Нижняя поясная одежда – ЫШТАН – кроилась с “широким шагом” из пестряди в полоску. Длина их была такова, что они немного выглядывали из-под рубахи.

Верхней выходной одеждой нагайбачкам служили ЖИЛЭН. Они шились из плиса, бархата, цветного кашемира, отделывались позументом или художественной строчкой по вороту, манжетам рукавов, карманам. Демисезонной одеждой, как и у мужчин являлся ЧИКМЭН или ЧИПЕЙ из сукна своего производства белого или черного цвета. Зимой носили шубы ТУН. Они были, в основном, дубленые, реже, крытые фабричной материей. Более нарядными были крытые шубы ПУСТАУ ТУН. Свадебные пустау тун шились из мягких, молодых ягнят БЭРЭН КАБЫ ТУН. Они кроились со сборками по талии, т.н. “борчатка”, с крупным меховым воротником и меховыми манжетами. Повседневные дубленки ОЛЫ ТУН были более свободными по крою и без покрытия.

Как и мужчины нагайбачки носили пояса – БИЛБАУ. Они ткались из многоцветной яркой шерстяной пряжи с кисточками на концах и шириной 5-7 см. Его одевали женщины в особо торжественных случаях поверх передника, жиляна или чикменя.

Традиционным девичьим головным убором нагайбачек являлся АК КАЛФАК белый вязаный колпак из хлобчатобумажных или шерстяных тканей. Его носили в комплекте с позументной головной повязкой УКА ЧАЧАК и наносным украшением ЧЭЧ БАУ – полоса стеганного холста, обшитого сатином, на которую в три-четыре ряда пришивали монеты. Девушки заплетали одну косу, женщины – две и укладывали их венцом вокруг головы. Во время свадебного торжества невеста меняла девичий убор на женский – СУРЭКЭ. В комплекс СУРЭКЭ входили: “МЭЛЭНЧЕК” — чепец, скрывающий волосы, “ЖИЛКЭЛЕК” – височное монетное украшение, покрывало “СУРЭКЭ”, налобная часть которого богато украшалась золотошвейной вышивкой и позументом.

Обувь, в основном, носили лыковую. Лапти изготавливались прямого плетения, как и у других групп татар. Иногда лыковая обувь крепилась на деревянную подошву и обивалась внутри войлоком ЮКЭ БАШМАК. Своего лыка не было, поэтому его приобретали у татар-торговцев. Непосредственно на ногу надевали шерстяные тонкие чулки. В холодную погоду поверх них надевали суконные тонкие чулки ТУЛА ОЕК. В сильные морозы на тонкий чулок надевали “БАЙПАК” в виде мешочка, сшитого из тонко выделанной собачьей шкурки, затем “ТУЛА ОЕК” и, наконец, лапти. Валенки “ПИМА” и кожаные “КАУШ” были предметом роскоши.

Синхронный компонентный анализ основополагающих элементов народного костюма нагайбаков, выполненный специалистами ИЯЛИ им. Ибрагимова, дал основание говорить о его типологическом соответствии обшей структуре народного костюма волго-уральских татар, особенно кряшен. Одновременно костюм нагайбаков не является простой калькой с костюма кряшен. По мнению С.В. Сусловой, он представляет собой оригинальную вариацию, сложившуюся в особых социально-экономических условиях, в ином этническом окружении, с рядом специфических особенностей даже внутри себя, возможно, объясняющихся участием особых этнических компонентов в формировании нагайбаков.

С начала ХХ века верхнеуральские нагайбаки переходят на русский городской костюм казачьего образца.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Кухня нагайбаков есть отражение бытового уклада, обрядов, традиций хозяйственной деятельности: земледелия и скотоводства. Национальная пища нагайбаков — мучные и крупяные блюда (суп-лапша, различные каши, лепешки, пирожки с разнообразной начинкой, оладьи, блины). Широко использовались мясные и мо-лочные продукты. В отличие от татар делали кровяную колбасу и студень. Пили катык, айран, чай, под влиянием русских стали употреблять компот, свекольную настойку.

Нагайбаки охотно пользуются рецептами своих соседей: татар, башкир, русских, калмыков, казахов, мордовцев. Но вместе с тем нагайбакский народ свято хранит традиции старинной (нагайбак халкынын аш суллары) кухни.

Для этой национальной кухни характерно обилие выпечки. И это не случайно. С большим почтением относились нагайбаки к зерну и продуктам его переработки. А уж праздничная трапеза никогда не обходилась без выпечки с разной начинкой. Хозяйки-нагайбачки гордятся своей выпечкой.

Баурсаки (хворост). Замесить крутое тесто из молока, яиц, соды и муки. Раскатать скалкой, фигурным ножом вырезать полоски длиной около 20 см и шириной 5 см, закрутить их спирально и жарить в большом количестве кипящего свиного жира. Это блюдо у нагайбаков готовится обычно на большие торжества. (2 ст. молока, 2 яйца, соль по вкусу, сода на кончике ножа, мука).

Пыкрау пиругы (Покровские пирожки) замесить тесто из молока, простокваши, сметаны, яиц, соли, соды, муки. Раскатать круглые лепешки, положить начинку, лепить в виде вареников, фигурно защипывая края. Выпекать в русской печке 10-15 минут, в духовке 15-20 минут. Начинкой служит густая пшеничная или рисовая каша на молоке. Пекутся пирожки повсеместно накануне праздника Покрова, отмечаемого 14 октября, подаются на стол пирожки горячими, с растопленным сливочным маслом. Кушают их вечером 13 и 14 октября, когда приходят гости. (На 2ст. молока, 2 ст. ложки простокваши, 1ст. сметаны, 1-2 яйца, соль на кончике ложки, сода на кончике ножа, мука.)

Чиэли май (Вишня в масле). Ягоды вишни промыть и подсушить. Затем переложить их в эмалированную посуду и залить жидким топленым маслом. В масло по вкусу добавить сахар или мед. Масло должно полностью покрывать поверхность ягод. В холодном месте масло хранится длительное время (1-2 года). (На 2 кг вишни 2 кг топленого масла, сахар и мед по вкусу.)

Наверх

Фольклор

 

Наверх

Язык и письменность

Говоры нагайбаков и кряшен бывших Казанской и Уфимской губерний мало отличаются друг от друга. На это обратил внимание еще Н.Ф. Катанов (1898, 14). В.Н. Витевский (1891, 266—267) указывал на общности песенных напевов заказанских крещеных татар и нагайбаков: «Мотив нагайбацких песен почти тот же, что и казанских крещеных татар». Однако в результате того, что нагайбаки в течение многих лет жили изолированно от основной массы татар, в окружении других тюркских народов (башкир, казахов), в их говоре возникли и некоторые отличительные черты (Юсупов, 1974, 74—91; 1979, 19).

Грамматические особенности говора нагайбаков мало отличаются от татарского литературного языка. Многие диалектальные особенности говора имеют параллели в заказанском говоре кряшен. Например, глаголы 1-го лица ед. и мн. числа желательного и изъявительного наклонения, имеют форму -ыйым1-ийем: барыйым — барыйм ‘пойду, күрийем — күрим ‘увижу’.

В говоре нагайбаков активно употребляется полная форма аффикса 1-го лица изъявительного наклонения -мын\-мен (Мин аны җакшы беләмен’Я его хорошо знаю), а также деепричастие на -мастан/ -мәстән, соответствующее форме на -мый, -мыйча в литературном языке: Курыкмастан җырлагыз ‘Пойте не боясь’. Употребление вопросительного местоимения к.андай вм. Литер. нинди ‘какой’ также считается характерной особенностью говорд: Кандай кеше ул? ‘Какой он человек?’

Основную часть лексики говора составляют общетатарские слова. Диалектная лексика говора также является общей и для других говоров татарского языка, прежде всего говоров среднего диалекта. Очень много общностей наблюдается с говорами заказанских кряшен, например: тутай — ana ‘тетя’, ак. бийем ‘сестра мужа’, җанагай ‘брат мужа’, сүрәкә ‘женский головной убор’, җырак агай ‘брат со стороны матери’и др.

По исследованиям Ф.Ю. Юсупова (1974, 91), нагайбакский говор по своим ведущим особенностям относится к среднему диалекту татарского языка, что является одним из доказательств генетической связи его носителей с казанскими татарами. Это подтверждается и нашими экспедиционными материалами сравнительного изучения говоров крещеных татар.

Наверх