МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Хакасы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Хакасы (самоназвание тадар, мн. ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, абаканские (енисейские) татары, ачинские татары)

Титульный этнос Республики Хакасия.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет 4 диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский.

К хакасам по культуре и языку близки теленгиты, телеуты, чулымцы, шорцы

 Бульшая часть хакасов придерживается традиционных верований, несмотря на то, что в 1876 они были официально обращены в православие.

В составе хакасов смешались тюркские (енисейские кыргызы), кетские (арины, коты и др.) и самодийские (маторы, камасинцы и др.) компоненты. В Российской империи хакасы именовались минусинскими, ачинскими, абаканскими татарами. Помимо хакасов этноним «тадар» утвердился также среди соседних тюркских народов Южной Сибири — шорцев, телеутов и северных алтайцев. Термин «хакас» для обозначения коренных жителей долины Среднего Енисея (от «хагасы», как назывались в китайских источниках IX—X вв. енисейские кыргызы) был принят в первые годы советской власти.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана. Обряды совершались под звуки священного бубна, в который шаман бил специальной колотушкой. Кожа шаманского бубна была покрыта священными изображениями. Рукоять бубна считалась духом-хозяином бубна.

На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с чёрной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др. Они обозначались каменной стелой, алтарём или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали берёзки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус — пятиглавая вершина на Западных Саянах.

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу. горам, воде, священному дереву — березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины, шаманы и дети к обряду не допускались. Особым почитанием у хакасов пользовались духи-покровители домашних животных — изыхи. Изыху посвящали лошадей, которых не закалывали, а отпускали свободно пастись. Каждый сеок посвящал изыху лошадь только определенной масти. Никто, кроме владельца. не мог на ней ездить, а женщины не могли даже прикасаться. Весной и осенью владелец мыл молоком гриву и хвост посвященной лошади и вплетал в гриву цветную ленту.

У хакасов существовал также культ «тёсей» — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсей, имитировали их кормление. Официально все хакасы были крещены в русское православие в XIX в. Фактически большая часть верующих хакасов придерживалась и придерживается традиционных верований.

У хакасов бытовала своя система личных имен, количество которых превышало несколько тысяч. Многочисленность их объясняется тем, что, во-первых, почти от любого слова можно было образовать антропоним и, во-вторых, младенца не называли по имени умерших.

Когда в семье умирали дети (особенно мальчики), то давали неблагозвучные имена, как защиту от нечистых сил. Например: Котен — «задница», Пага — «лягушка», Кочик — «задняя часть» и т.д. Новорожденного называли Артик — «лишний», когда уже больше не желали иметь детей. Братьям и сестрам предпочитали давать сходные по звучанию имена.

  • Народные и календарные праздники

Чыл пазы

праздник начала года. Связан с наступлением весны (день весеннего равноденствия) и отмечается как праздник Нового года. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока.

Таан-той   

праздник прилета первых весенних птиц – галок. Связан с молениями небесным божествам. Небо рассматривалось как особый мир, где обитало множество божеств, обладающих определенными качествами и функциями.

Урен хурты

основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно

Тун-пайрам

скотоводческий праздник. Это праздник первого айрана (кисломолочный напиток). Проводится обычно в конце мая – начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. Связан с почитанием скотоводства – основы традиционного хакасского хозяйства. После ритуальной части устраиваются спортивно-массовые мероприятия (конные скачки, соревнования по силе и ловкости).

Уртун-той

праздник урожая. Устраивается осенью, после жатвы. Посвящен духу-хозяину пашни в благодарность за полученный урожай.

Айран солындзы

праздник последнего айрана. Проводится по окончании заготовки дров на зиму, как правило, 1 октября. Посвящен проводам «умирающей природы».

Хакасский национальный праздник «ТУН ПАЙРАМ»

 Слово «тун» в переводе с хакасского означает не просто первый, а первородный, а «айран» — это кислый напиток, приготавливаемый из перебродившего коровьего молока. Т.е дословно Тун Пайрам (Тун Айран) – первородный праздник, был связан с почитанием скотоводства и проводился в начале лета, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. Готовились первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые национальные платья. Из айрана перегоняли первую араку (водку). В определенный день жители нескольких хакасских аалов собирались утром на ближайшей горной вершине или в степи, где устанавливали березки, коновязь для ритуального коня (по-хакасски ¬ изых) и разводили большой костер. Почтенный старец (аган) вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костер, березки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. По древней традиции, конь — хранитель благополучия скота — обмывался молоком, окуривался богородской травой (ирбен). К хвосту и гриве привязали ленточки красного и белого цветов, и коня отпустили на волю, сняв с него уздечку. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять ее на следующий день запрещалось. После ритуальной части устраивались состязания: бега, конные скачки (чарыс), стрельба из лука, традиционная борьба (курес), поднятие камня (хапчан тас). На празднике звучали различные музыкальные инструменты: чатхан, пыргы, хомыс, тюрлё, хобрах… Со всех аалов съезжались на конкурс мастера тахпаха (импровизированной песни). Победителем среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) считался тот, чей тахпах продолжительнее и остроумнее. Древние хакасы четко представляли свое место в системе мироздания и почитали истинных хозяев земли – СИЛИ

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя «трёхстадным народом».

Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие).

Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл — тип кетменя, с конца XVIII — начала XIX вв. соха — салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан.

Осенью в сентябре подтаёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т. д.

Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д. В XVII—XVIII веках хакасы подтаёжных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Наверх

Традиционное жилище

Основным видом поселений были аалы — полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10—15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег). В XIX веке бульшая часть хакасских хозяйсв стала кочевать только два раза в году — с зимника на летник и обратно.

В древности были известны «каменные городки» — крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмелг иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху ещё закрывали берестой. С середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты «агас иб», шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце XIX века войлочных и берестяных юрт уже не было.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Наверх

Традиционная одежда

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин — платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные — из шёлка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застёгивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам). Под мышками вставлялись квадратные ластовицы. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских. Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свёкор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные — из плиса или шёлка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались чёрным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) — нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шёлком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) — для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе — «козлик». Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трёхрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок «пять лепестков» (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шёлка или парчи, вышитые шёлком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые серёжки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

 Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дублёной кожи, покрытой плисом. Посредине нашивали от трёх до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединённых между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек. Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII века стали подстригать волосы «под горшок».

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Пища. Основной пищей хакасов служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и различные бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп (угре). Из праздничных блюд одним из любимых была и остается кровяная колбаса (хан). Самым распространенным напитком был айран, приготовляемый из кислого коровьего молока. Айран перегоняли также на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов. 

ХАКАССКИЙ «ТОК-ЧОК»

  • кедровые орешки (в скорлупе)
  • ячмень
  • мед

Кедровые орешки поджаривают в казане или на сковороде, скорлупа хорошо лопается. Затем их охлаждают, освобождают ядрышки. Очищенные ядрышки вместе с измельчёнными зёрнышками ячменя толкут в ступке (миске). Ячмень берут 2:1.

В массу (она получается такой красивой — цвета кедровой доски) добавляют мёд.

Лакомству можно придать форму животных или предметов (шары, квадраты, звезды). Выложить на блюдо, дать затвердеть.

Подавать с душистым чаем из горных трав.

Наверх

Фольклор

Годовой цикл был отмечен рядом праздников. Весной после окончания посевных работ отмечали Урен Хурты — праздник убиения зернового червя. Он посвящался благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно. В начале июня после перекочёвки на летник устраивали Тун Пайрам — праздник первого айрана. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялось первое молоко. На праздниках устраивались спортивные состязания: бега, конные скачки, стрельба из лука, борьба.

С 1991 стал отмечаться новый праздник — Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвящённый памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины — на правое, женщины — на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

Наиболее распространённым и почитаемым жанром фольклора является героический эпос (алыптыг нымах). Он насчитывает до 10—15 тыс. строк, исполняется низким горловым пением (хай) под аккомпанемент музыкальных инструментов. В центре героических сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о делении вселенной на три мира с обитающими там божествами, о духах-хозяевах местностей и природных явлений (ээзи) и др. Сказители пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей. Вера в силу магического воздействия слова выражена у хакасов в канонизированных формах благопожеланий (алгыс) и проклятий (хааргыс). Благопожелания имел право произносить только зрелый человек, старше 40 лет, в противном случае каждое его слово примет обратный смысл.

Два брата

Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришел богатый брат к бедному и говорит :
— Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.
— Ладно,- согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришел плату получать.
— День,- говорит,- кончился. Плати.
— Нет, день еще не кончился,- ответил богатый.- У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдет, приходи.
Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришел домой, взял мешок с распоро-тым дном и внизу к нему второй мешок подставил.
Приходит к богатому брату.
— Постой-ка… Да ведь у тебя, кажется, два мешка?- спросил богатый брат.
— Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь?- ответил бедный.
Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать — перехитрил его бедный брат.

Как птицы царя выбирали

Собрались птицы со всех концов и решили:
— Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным, самым умным и самым долговечным среди нас.
Тут Галка прошлась важно и говорит:
— Я думаю, надо нам царя такого, чтобы у него хвост был длинный и чтоб шарф был на шее.
Засмеялись птицы:
— Уж не тебя ли в цари выбрать?
Обиделась Галка:
— Раз вы смеетесь надо мной, улечу я от вас. И улетела.
Филин повертел головой в разные стороны и сказал:
— А по-моему, царь должен быть чуткий и чтоб ночью мог видеть.
Снова засмеялись птицы:
— У тебя, Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Не ты ли царь?
Обиделся Филин.
— Что вы смеетесь? Я вам не Галка-вертихвостка. Улечу от вас в тайгу, но берегитесь: все ваши тайные речи подслушаю и царю донесу.
И улетел. Поднялся с места Кулик.
— Без голоса царь — не царь. Нам надо такого царя, чтобы как крикнет, так всем на душе сразу тоскливо стало.
Пуще прежнего захохотали птицы:
— Кричать-то ты мастер, Кулик! Да вот ростом невелик!
Не вынес насмешки Кулик и улетел. Слово взял Журавль.
— Я, дорогие птицы-сестрицы, так думаю, что все эти Кулики да Галки — смех один. Ну что это за птицы, когда я их перешагнуть могу! Нам надо, я думаю, царя с длинными ногами, такими, чтоб его никто перешагнуть не мог!
Тут все птицы от хохота так и покатились:
— Эх, Журавль, хороший ты мужик, да вот умом невелик. Иди-ка ты на свое болото и командуй там над лягушками.
— И на том спасибо,- ответил Журавль,- я и лягушками сыт. Мне ваша слава ни к чему.
И улетел.
Посмеялись птицы, но все же смех смехом, а царя выбирать надо. Видят: сидит в стороне Сокол — ростом небольшой, но телом крепкий и  гордый-прегордый.
— Вот Сокол, он в цари подходит,- заговорили птицы.- В полете он быстрее ветра, грудью крепче камня, глаз имеет зоркий. Чем не царь?
Ворона и Сорока рядом с Орлом сидели. Орел птичью болтовню не слушал, клевал себе мясо, а Ворона и Сорока подбирали объедки, но за спором следили.
— Ор-р-рла, Ор-р-рла!-закричала Ворона. — Пр-р-равильно, пр-р-равильно!-подхватила Сорока.
Тут все птицы на Орла взглянули и выбрали его царем.
А Сокол от обиды взмыл вверх и стал грозить:
— Позора этого я вам вовек не прощу! Достанется от меня и внукам, и правнукам вашим!
Так с тех пор и живет Сокол в злобе на всех птиц и мстит им за обиду. А  Орла и ныне птичьим царем называют. И за услугу эту прикармливает он Ворону и Сороку объедками со своего стола.

Наверх

Язык и письменность

Хакасский язык Относится к хакасско-алтайской группе восточной ветви тюркских языков. Диалекты:

  • сагайский,
  • качинский,
  • кызыльский.

Базой литературного языка являются сагайский и качинский диалекты.

Современная письменность создана на основе кириллицы.

Наверх