МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Тувинцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Тувинцы (самоназвание — тыва, множ. число — тывалар; устар. названия: сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы)

Тувинцы делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев

Экзогамные роды (сёёк) сохранялись до начала 20 в. только у вост. Т., хотя следы родоплеменного деления существовали и у зап. Т. В социальной жизни существенное значение имели так называвемые аальные общины — семейно-родственнме группы, включавшие обычно от трех до пяти-шести семей (семья отца и семьи его выделившихся женатых сыновей с детьми), к-рые кочевали совместно, образуя устойчивые группы аалов, причём в летнее время они объединялись в более крупные соседские общины. Преобладала малая моногамная семья, хотя до 1920-х гг. среди богатых скотовладельцев встречались и случаи многожёнства. Сохранялся институт калыма.

Свадебный цикл состоял из нескольких этапов: сговор (обычно ещё в детском возрасте), сватание, особый обряд закрепления сватовства, бракосочетание и свадебное пиршество. Существовали специальные свадебные накидки головы невесты, ряд запретов, связанных с обычаями избегания. Т. имели богатые традиции — обычаи, обряды, нормы поведения, являющиеся составной частью духовной культуры

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Среди населения Тувы распространены три религии: православие, шаманизм и буддизм (тибетский буддизм). В Туве — 17 буддийских храмов и один хурэ (буддийский монастырь). Шаманизм распространён в основном среди кочевников-скотоводов и охотников. Оно является неотъемлемой частью духовной и культурной жизни тувинского народа.

В последние годы в Туве быстро возрождается официальная религия — буддизм, который в период существования Тувинской народной республики (1921—1944) и в советское время преследовался. Были уничтожены все 26 хурэ, часть служителей культа репрессирована. Теперь вновь создаются буддийские монастыри с монахами, получающими образование в тибетских буддийских центрах в Индии.

Всё чаще проводятся религиозные праздники. Сохранился и шаманизм, а также промысловый культ, в частности до недавнего времени у восточных тувинцев проводился так называемый медвежий праздник. Сохранял своё значение и культ гор.

В наиболее почитаемых местах, главным образом в горах, на перевалах, у целебных источников, устанавливали посвящённые духам-хозяевам местности алтари (оваа) из сложенных в кучи камней. В верованиях Т. сохраняются остатки древнего семейно-родового культа, к-рый проявляется гл. обр. в почитании домашнего очага. До недавнего времени сохранялся и шаманизм. Ещё по переписи 1931 года, на 65 тыс. тувинцев приходилось 725 шаманов (мужчин и женщин). В тувинском шаманизме сохранялись многие весьма древние черты, в особенности в мифологии, культовой практике и атрибутике, в частности в представлении о трёхчастном членении мира.

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционные занятия

Традиционные занятия западных и восточных Т. существенно различались. Основу хозяйства западных Т. вплоть до середины 20 в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных р-нах на З. и Ю.-В. республики), а также лошадей и верблюдов. В течение года совершалось 3—4 перекочёвки (их протяжённость составляла от 5 до 17 км). Летние пастбища располагались преимущественно в долинах рек, зимние — на склонах гор. Подсобное значение имело пашенное земледелие. Оно было почти исключительно ирригационным с самотёчным способом орошения. Пахали деревянной сохой типа однозубого рала, позднее (главным образом с нач. 20 в.) и железным плугом. Бороновали связанными кустами караганника. Основной тягловой силой служил вол, реже — лошадь. Высевали просо и ячмень.

Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Наряду с ружьями (до 20 в. — кремневые с сошками) использовали также самострелы, которые устанавливали на звериных тропах. Рыболовством занимались преимущественно в бедных семьях. Рыбу ловили сетью, крючками, лучили острогой; знали подлёдный лов. Существенную роль, особенно для малообеспеченных хозяйств, играло собирательство луковиц и корней дикорастущих растений, среди которых большое значение имели сарана и кандык.

Хозяйственные промыслы

Традиционные занятия вост. Т.-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян, существенно отличались от западных Т. и базировались на охоте и оленеводстве. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года, а промысел пушных носил преимущественно товарный характер и вёлся поздней осенью и зимой (основныё объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень, соболь, белка). Наряду с кремневыми ружьями с сошкой, которыми пользовались ещё в нач. 20 в., широко применялись самострелы. Вплоть до кон. 19 в. охотники ещё использовали луки со стрелами с тупыми деревянными или костяными наконечниками и свистункой, которая, издавая при полёте резкий звук, пугала белку, заставляя её опуститься вниз по дереву ближе к охотнику. Широко практиковались облавные охоты, с применением засек. Рыболовство имело гораздо меньшее значение, чем охота. Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов Тоджи было собирательство, в особенности луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг. Их высушивали и хранили во вьючных кожаных сумках. Сарану собирали обычно женщины. Собирали и кедровые орехи. В домашнем производстве основными были обработка шкур и выработка кож, выделка бересты, служивших материалом для изготовления одежды, утвари и покрышек чума, изготовления ремней. Было известно кузнечное дело, к-poe сочетали со столярным. После проведения коллективизации и перехода на оседлость сельское население живёт в новых поселках, работает преимущественно в комплексных хозяйствах с преобладанием отгонного скотоводства и ирригационного земледелия. Зерновые культуры, характерные для старой Тувы, — просо и ячмень — уступили место высокосортной пшенице. В личных хозяйствах всё большее значение приобретает огородничество.

Ремёсла и декоративно-прикладное искусство

У тувинцев были развиты ремёсла: кузнечное, столярное, шорное и другие, обеспечивавшие производство утвари, одежды, украшений, деталей жилища и другое. К началу 20 века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших гл. обр. на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы. На формирование декоративно-прикладного искусства зап. Т. оказали значительное влияние художественные традиции древних тюрков, средневековых монголов, а также китайское народное искусство. В орнаментальных композициях использовалось более ста основных мотивов. В декорировке деревянной утвари сохранялись очень древние геометрические мотивы, в изделиях из кожи — декоративные композиции, восходящие к скифскому времени. В отличие от декоративного искусства зап. Т., для орнаментики восточных Т. было характерно преобладание мелких геометрических узоров — зигзага, пунктира, косых линий и др.

Наверх

Традиционное жилище

Жилище западных тувинцев

Основным жилищем зап. Т. служила юрта. Она была круглой в плане, имела разборный, легко складываемый решетчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над к-рым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (светодымовое отверстие). Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг. В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки к-рых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты, по отношению к входу, считалась женской, левая часть — мужской. Пол покрывают узорные стеганые войлочные коврики. Помимо юрты зап. Т. использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями. По переписи 1931, у зап. Т. отмечено 12884 юрты и лишь 936 чумов, к-рые были характерны лишь для бедняков. Кочевые стойбища — аалы западных Т. состояли в зимнее время не более чем из трёх-пяти юрт (чумов). В летнее время кочевые стойбища могли включать и несколько аалов. Хозяйственные постройки зап. Т. были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота. В нач. 20 в. под влиянием русских крестьян-переселенцев в западной и центр. Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников.

Жилище восточных тувинцев

Традиционным жилищем вост. Т.-оленеводов (тоджинцев) служил чум, к-рый имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой — полстями, сшитыми из лосиных шкур. При перекочёвках перевозили лишь полсти. В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры. Кроме того, в период перехода к оседлости, во вновь создаваемых колхозных поселках большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Основу их конструкции составляли четыре вкопанные в землю опорные стойки, кровля имела дарбазную конструкцию либо была плоской. Стены из вертикальных жердей и кровлю крыли корой лиственницы. Кроме того, у тоджинских скотоводов с кон. 19 в. начинают использовать в качестве жилища также пяти- и шестиугольные юртообразные срубы, но число их было невелико.

Наверх

Традиционная одежда

Одежда

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, чесуча, а также плис — хлопчатобумажный бархат. Одежда подразделялась на весенне-летнюю м осенне-зимнюю. Она различалась и по назначению: повседневную, промысловую, культовую, праздничную, спортивную. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерной чертой верхней одежды — халата — был ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани — фиолетовый, синий, желтый, красный, зелёный. Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником, к-рую иногда покрывали цветной тканью. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Летней одеждой служил длиннополый матерчатый халат. Как зимнюю праздничную одежду использовали малоношеную шубу из шкур подросших ягнят, покрытую цветной тканью, нередко шёлковой. Летом это был халат, сшитый из цветной ткани (предпочтительно синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали таким образом, чтобы швы образовывали ромбичные клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии. Промысловая одежда была того же кроя, но более лёгкой и короткой. В непогоду надевали дождевики либо из тонкого войлока, либо из сукна.

Одежда тувинцев-оленеводов

Одежда вост. Т.-олевеводов имела ряд существенных особенностей. Летом излюбленной наплечной одеждой служил хаш тон, который выкраивали из изношенных оленьих шкур или осенней косульей ровдуги. Он имел прямой покрой, расширявшийся в подоле, прямые рукава с глубокими прямоугольными проймами. Существовал и другой покрой — стан выкраивали из одной цельной шкуры, перекинутой через голову и как бы обернутой вокруг туловища. Головные уборы капорообразного покроя шили из шкур с голов диких животных. Иногда пользовались головными уборами, сшитыми из утиной кожи и перьев. Поздней осенью и зимой пользовались камусовыми унтами мехом наружу (бышкак идик). Оленеводы, находясь на промысле, опоясывали одежду узким ремнём из кожи косули с копытцами на его концах. Нижняя одежда как западных, так и вост. Т. состояла из рубашки и коротких штанов — натазников. Летние штаны шили из ткани или ровдуги, а зимние — из шкур домашних и диких животных, реже из ткани.

Головные уборы

Одним из наиболее распространенных головных уборов мужчин и женщин была овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, к-рые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею. Носили также просторные войлочные капюшоны с удлиненным выступом, опускавшимся на затылок. Шили также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, к-рые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. Тулью охватывали стоячие, разрезанные сзади поля, также покрытые мехом, обычно чёрного цвета. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла. От неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры. Своеобразными были женские свадебные головные уборы. Один из них состоял из округлой шапочки, прикрывавшей голову, и широкого платка, опускавшегося на спину и плечи. Существовала также специальная свадебная накидка на голову и плечи.

Украшения

Женскими украшениями служили перстни, кольца, серьги, а также орнаментированные чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились накосные серебряные украшения в виде пластинки, декорированной гравировкой, чеканкой, драгоценными камнями. К ним подвешивали 3—5 ниток бус и чёрные пучки нитей. Как женщины, так и мужчины носили косы. Мужчины переднюю, часть головы брили, а оставшиеся волосы заплетали в одну косу (отдельные старики носили косы еще в 1950-е гг.).

Обувь

Обувь носили в основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги нередко декорировали цветными аппликациями. В отличие от кадыг идиков, покрой мягких сапог чымчак идик имел мягкую подошву из кожи коровы без загиба мыса и голенища из обработанной кожи домашней козы. Зимой носили в сапогах войлочные чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю часть чулок украшали орнаментальными вышивками

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Западно-тувинские традиции питания основывались на продуктах кочевого скотоводческого х-ва, сочетавшегося с земледелием, В состоятельных семьях значительную часть года питались молочными продуктами и в меньшей мере мясными. Использовали также растительную пищу, главным образом просо и ячмень, дикорастущие. Рыбу потребляли лишь бедняки. Ели варёное мясо домашних и диких животных, наиболее излюбленными блюдами были баранина и конина. В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных. Молоко потребляли лишь кипячёным, притом почти только в виде кисломолочных продуктов. Они преобладали в питании в весенне-летний период. В зимнее время их роль резко снижалась. Пользовались молоком крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов. Из кобыльего молока готовили кумыс. В пищевом рационе важную роль в зимнее время играли заготовленные впрок масло и сухой сыр (курут). Путём перегонки снятого сквашенного молока получали молочную «водку» — араку. Важную роль в питании играл чай, который пили подсоленным и с молоком. Охотники-оленеводы вост. Тувы питались преимущественно мясом добытых диких копытных. Домашних оленей, как правило, не забивали. Оленье молоко пили главным образом с чаем. Растительные продукты также расходовали очень экономно, готовя из зерна или муки пищу лишь один раз в день. Сушённые на огне луковицы сараны ели с чаем, из толчёных варили густой кашеобразный суп. Из мяса делали шашлык, мясную и кровяную колбасу. Из молока готовили пресный быштак и острокислый сыр аржи, масло, жирные пенки, сметану, кисломолочные напитки — хойтпак и тарак, кумыс, молочную водку. Хлебом не пользовались, вместо него употребляли далган — муку, изготовленную из поджаренных зёрен ячменя или пшеницы, поджаренное толчёное просо. Из муки приготовляли различные лепёшки, лапшу и пельмени.

Манчи (вареники)
  
Мука — 80 г, яйцо — 2/5 шт, вода — 30 г, баранина — 140 г, лук — 15 г, специи, соль.
   Из муки, воды, яиц и соли замешивают крутое тесто, раскатывают лепешки. Готовят фарш: баранину вместе с луком пропускают через мясорубку, добавляют воду, соль, перец и массу выбивают. На середину каждой лепешки кладут фарш, края теста защипывают, придавая изделиям форму вареников, и отваривают их в бульоне. Подают в бульоне, посыпав зелень.

Пова (изделие из теста)
    
Мука — 750 г, сметана — 200 г, молоко — 200 г, яйцо — 1 шт, комбижир — 150 г, сахар — 80 г, соль.
   Из муки, сметаны, молока, яиц, сахара, соли, замешивают крутое тесто и ставят его на расстойку. Через полчаса тесто раскатывают на тонкие удлиненные лепешки, каждую лепешку разрезают посредине, выворачивают бантиком и жарят во фритюре.

Согажа
   Любимейшее блюдо тувинцев. Нежную часть печенки поджаривают на углях, после чего режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают. Едят в свежем виде.

Хан (колбаски)
  
Кровь, спущенную из туши свежезарезанного барана, смешивают с молоком (1:1), солью, перцем и мелко рубленым луком. Полученной смесью наполняют обработанные тонкие кишки. Завязав концы колбас узлами, отваривают хан в мясном бульоне, следя за тем, чтобы не переварить, затем вынимают, разрезают и подают.

Лапша тувинская
    Мука — 35 г, яйцо — 1/4 шт, вода — 10 г, баранина (задняя и лопаточная часть) — 100 г, лук репчатый — 25 г, масло топленое — 15 г, соль.
   В кипящий процеженный бульон из бараньих косточек кладут баранину, нарезанную мелкими кусочками. Суп варят, пока мясо не станет мягким, и солят. Из муки, топленого масла, яиц и соли замешивают крутое тесто, раскатывают его в пласт и нарезают лапшу длиной 15 — 20 см, шириной 1 см. Лапшу закладывают в суп и доводят до готовности. При подаче в тарелку кладут сырой репчатый лук.

Наверх

Фольклор

Бережно сохраняется у тувинцев и фольклор: легенды, предания, сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки. Сказки (тоол) рассказываются обычно только после захода солнца. В них доминируют фантастические сюжеты и животные в качестве персонажей.

Почему птицы не говорят

Это еще тогда было, когда птицы человеческий язык понимали. Жил на горе Дарбайты орел. Однажды сидел он голодный на вершине горы и высматривал, не покажется ли из норки сурок — тарбаган. Ждал-ждал, разморился на солнце да и уснул. Проснулся орел от шума крыльев. Большой серый ястреб схватил тарбагана и на ближайшей сопке стал его клевать. Возмутился орел, подлетел к ястребу и чуть не задавил его. Не испугался ястреб и говорит:
— Чего ты, орел, взъерошился? Если хочешь кусок получить, то проси, да повежливей.
— Не нужно мне твое угощение! — ответил надменно орел, а сам жадных глаз с тарбагана не сводит. — Просто хочу посмотреть, как ты такого дохлого тарбагана будешь есть.
Засмеялся ястреб:
— Зачем же ты тогда сам целый день караулил тарбагана, коли он дохлый!
Отвечает орел сердито:
— На тарбагана я не смотрел. Одним глазом я высматривал косулю, а другим — зайца. Тебе в жизни их мяса не попробовать. Ешь своего тарбагана, пока он не протух.
Сильно поссорились между собой орел и ястреб. Такой шум подняли, что все птицы слетелись и решили птичьего хана избрать, чтобы он споры разбирал. Загалдели, зашумели птицы. Всем хотелось стать ханом.
Выступил вперед орел и говорит:
— Я должен быть вашим ханом. Выше меня никто в поднебесье не залетает.
— Не нужно нам такого хана, — хором возразили птицы. — Гордость у тебя большая, потому и живешь один на неприступных скалах. Не согласны!
Тогда выбралась вперед летучая мышь и сказала:
— Я хочу быть ханом. Крылья у меня не из перьев, как у вас, а из кожи. Уши мои слышат далеко. Взъерошилась серая кукушка:
— Не может быть летучая мышь ханом. Нам говорит, что она птица, а зверям говорит, что зверь. Да еще всю ночь летает, нам спать не дает. То ли дело я, кукушка. От моего пения вся земля весной в зеленый убор наряжается. Лучше меня хана не найти вам.
Замахали крыльями большие и малые птицы:
— Не бывать кукушке нашим ханом. Она своих птенцов не высиживает.
Разгорелся тут великий спор, каждая птица предлагала себя в ханы. Долго шумело птичье сборище. А на верхушке высокого кедра сидел старый ворон -волшебник. Слушал, слушал он птичьи споры и сказал:
— Раз не можете договориться, то совсем не будет говорить! Каждый хочет быть ханом…
Как сказал ворон-волшебник, так и случилось — pазучились птицы говорить.

Берёзовая девушка

Жили-были четыре брата. Младший на охоту ходил, два средних за скотом и добром присматривали, а старший брат из тайги дрова приносил.
Однажды зашел старший брат далеко в тайгу, смотрит — большая береза стоит. Срубил ее парень, хотел расколоть на дрова, да залюбовался белизной дерева. Вытесал он из березы куклу. Cвязал вязанку дров, нагрузил на свои могучие плечи и отправился домой, прихватив с собой березовую куклу.
Увидел куклу второй брат и нарядил ее в свой праздничный халат. Третий брат поставил рядом с куклой еду и смочил ей губы парным молоком. Сидит около юрты кукла-красавица, совсем как живая девушка. Пришел вечером с охоты младший брат Биче-оол и залюбовался березовой девушкой. Смотрел, смотрел на нее — не вытерпел и поцеловал ее в губы. И вдруг видит: ожила кукла, открыла глаза, засмеялась еребряным смехом и нежно обняла Биче-оола.
Увидели это братья и стали спорить.
Старший говорит:
— Это я ее вытесал из березы. Она моя.
Второй брат говорит:
— Нет, моя. Я ее одел. Третий брат говорит:
— А я ее накормил.
Один только Биче-оол молчит, сидит рядом с девушкой и глаз с нее не  сводит. Долго спорили братья. Наконец старший брат предложил:
— Пусть девушка сама решит, кто для нее больше сделал. Кого она выберет, тот и будет ей мужем.
Подумала березовая девушка и говорит:
— Старший брат вытесал меня из березы. Он отец мне. Второй брат одел меня. Он мать мне. Третий брат накормил меня. Он брат мне. А Биче-оол  оживил — приласкал меня, как жених невесту. Он должен быть мне мужем.
Подивились братья мудрому ответу девушки и согласились. Счастливо зажил Биче-оол со своей женой. Говорят, они до сих пор живут и не старятся.

Предания, как правило, имеют в своей основе подлинные исторические факты. Широко распространены лирические песни (ыр), которые нередко сопровождаются игрой на музыкальных инструментах: мужской дудке (шоор), деревянном или железном варгане, на котором импровизируют женщины и подростки. Традиционные музыкальные инструменты скотоводов — двухструнный смычковый инструмент игил и чадаган, струнный щипковый инструмент с 4—8 струнами и корытообразным корпусом.

Музыкальное народное творчество представлено многочисленными песнями, частушками. Особое место в тувинской музыкальной культуре занимает хоомей — горловое пение, в котором обычно выделяют четыре разновидности и соответствующие им четыре мелодических стиля. Сегодня искусство хоомей получило широкое признание в России и за рубежом. Большой популярностью пользуются современные тувинские ансамбли «Саян» и «Хун-Хурту».

Праздники

Существовало несколько видов традиционных праздников. Это новогодний праздник — шагаа, общинные праздники обработки шерсти и изготовления войлока, семейно-бытовые — свадебный цикл, рождение ребенка, стрижка волос, религиозно-ламаистские — освящение жертвенного места, оросительного канала и другое. Ни одно значительное событие в жизни общины или крупной административной единицы не проходило без спортивных состязаний — национальной борьбы (хуреш), конских скачек, стрельбы из лука, различных игр

Наверх

Язык и письменность

Тувинский язык (самоназвание — тыва дыл) — тюркский язык, язык тувинцев. 

В лексике прослеживается влияние монгольского языка.

До 1930 года использовалось традиционное старомонгольское письмо. Затем использовался латинский алфавит Комитета нового алфавита (единый тюркский алфавит — яналиф):

A a

B ʙ

C c

D d

E e

F f

G g

Ƣ ƣ

H h

I i

J j

Ɉ ɉ

K k

L l

M m

N n

N̡ n̡

O o

Ө ө

P p

Q q

R r

S s

Ş ş

T t

U u

V v

W w

X x

Y y

Z z

Ƶ ƶ

Ь ь

 

 

 

 

 

 

 

Буква Ɉ ɉ исключена из алфавита в 1931 году.

В 1941 был разработан, а в 1943 году узаконен модифицированный кириллический алфавит:

А а

Б б

В в

Г г

Д д

Е е

Ё ё

Ж ж

З з

И и

Й й

К к

Л л

М м

Н н

Ң ң

О о

Ө ө

П п

Р р

С с

Т т

У у

Ү ү

Ф ф

Х х

Ц ц

Ч ч

Ш ш

Щ щ

Ъ ъ

Ы ы

Ь ь

Э э

Ю ю

Я я

 

 

 

 

Первый проект тувинского алфавита на основе кириллицы был составлен ещё в 1927 году. Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ёё, Жж, Ӝӝ, Зз, Ии, Йй, Кк, Лл, Мм, Нн, Ңң, Оо, Ӧӧ, Пп, Рр, Сс, Тт, Уу, Ӱӱ, Хх, Чч, Шш, Ыы. На этом алфавите был издан букварь.

Дополнительные (по отношению к русскому) буквы тувинского алфавита:

Ңң (латинское «ng», в Международном фонетическом алфавите [ŋ])

Өө (латинское «ö», в МФА [ø]),

Үү (латинское «ü», в МФА [y]).

Слова тувинского языка не могут начинаться с буквы Ң.

Соответствие букв латинизированного и кириллического тувинских алфавитов:

Кириллица

Латиница

Кириллица

Латиница

Кириллица

Латиница

Кириллица

Латиница

А а

A a

И и

I i

П п

P p

Ч ч

С с

Б б

B в, P p

Й й

J j, Ɉ ɉ

Р р

R r

Ш ш

Ş ş

В в

B в, V v

К к

K k

С с

S s

Щ щ

Г г

G g, Ƣ ƣ

Л л

L l

Т т

T t

Ъ ъ

Д д

D d, T t

М м

M m

У у

U u

Ы ы

Ь ь

Е е

E e

Н н

N n

Ү ү

Y y

Ь ь

Ё ё

Ң ң

Ŋ ŋ

Ф ф

F f

Э э

E e

Ж ж

Ƶ ƶ

О о

O o

Х х

X x

Ю ю

З з

Z z

Ө ө

Ө ө

Ц ц

S s

Я я

Наверх