МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Телеуты « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Телеуты (самоназвание тадар, байат-пачат) — народ в России, традиционное место проживания — юг Западной Сибири (Кемеровская область).

Наиболее яркий период истории телеутов — Раннее Средневековье. В 391 г. телеуты были покорены табгачами, в 403 г. — жужанями. В 480-х гг. телеутам удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и телеуты были побеждены эфталитами. В начале VI в. телеуты во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако были покорены тюркютами. В XIV в. телеуты приняли участие в создании Ойротского союза. В XVII в. они попали под влияние России, многие из них выехали в Томск.

С начала ХVIII в. большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии. К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными от Волги до Байкала. В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других — послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Православные, сохраняются традиционные верования.

По культуре близки теленгитам и хакасам.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды

Шаманизм, основой которого является анимизм, – традиционная религия народа. По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер. Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени). Верховный дух – Бай-Ульгень обитает на верхнем, шестнадцатом, слое неба. О подземных злых духах (кырык-немези, кара-неме и т.п.) известно мало. К земным духам (пайана или т`ер-т`ол – «духи земного пути») относились духи-хозяева промыслового культа, среди которых «хозяин воды», «управитель птиц», «управитель волков», «хозяин порога» и др. Наиболее почитаемых духов символизировали спиленные березки (сом), которые ставили на изгородях у домов. Особую категорию духов составляли хозяева рек, озер, долин, гор (ыйык пу т`р – «духи этой земли»). Каждое селение имело своего духа (ыйык), которому весной, когда распускалась зелень, совершалось коллективное жертвоприношение. Бубен (чалу) – шорского типа, колотушка (орбу), специальная шапка были атрибутами шаманов, которыми могли быть мужчины и женщины. Считалось, что шаманский дар передавался по наследству. Особенностью шаманской традиции был культ эмегендеров – охранительниц рожениц и детей. Их изображали в виде небольших тряпичных куколок, лишенных конечностей, с нечетким очертанием лица и бисеринками вместо глаз и наследовали по женской линии.

В приобщении народа к христианству большую роль сыграла Алтайская духовная миссия. В конце XIX в. миссионеры открыли в телеутских селениях первые школы, а в начале ХХ века сформировалась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы.

Среди национальных обычаев интересны две формы брака – сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика. Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той). Во время сватовства договаривались о калыме, который в конце XIX – начале ХХ в. обычно составлял две-три лошади, по туше кобылы и барана, спиртное и деньги. Приданое невесты включало платья, шубы, украшения, посуду, хозяйственную утварь, постельные принадлежности. Свадебная одежда невесты состояла из ситцевого, шерстяного и шелкового длинных платьев, поверх которых надевали кафтан, а затем шелковый праздничный халат; на голову – шелковую шаль или высокую шапку, обшитую собольим мехом (киш-порук). Свадебный пир длился несколько дней при большом стечении народа. Главные церемонии первого дня проходили в доме жениха после привоза туда приданого невесты и тряпичных куколок – женских семейных покровителей. Основные ритуалы включали поклонение невесты родовым духам и матери-огню (и от-эне), а также раздачу подарков родственникам жениха (платья, платки, мужские рубахи). Во дворе же, в закутке из досок (куре) высотой 20-30 см мать жениха надевала гостям подаренное прямо на верхнюю одежду. В доме жениха после ритуального угощения все участники пира, начиная со старшего дяди, отправлялись по домам жениховой родни. При этом в каждом доме молись родовым и семейным покровителям и готовили угощение. Все свадебные ритуалы сопровождались песнями (той-сарын).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне (Май-энези) – молодую, красивую, добрую женщину. Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей. Черемуховый куст для изготовления колыбели срубали тоже только в новолуние. Чтобы уберечь ребенка от заболеваний, ему вешали на шею небольшую раковину каури.

Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX – начале ХХ вв. в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман). Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти. Дома, по пути на кладбище и в момент погребения родственники и знакомые оплакивали умершего, исполняя специальные погребальные плачи (сыгыт). В гроб клали мешочек с гостинцами для умерших родственников, деревянную посуду с надломанными краями, некоторые любимые вещи умершего. Хоронили в национальной одежде, зимней или летней, в зависимости от времени года. Особая роль в похоронно-поминальном обряде отводилась лошади умершего, которая везла гроб с телом умершего хозяина на кладбище: ее покрывали коврами, обвивали шалями, в гриву вплетали шелковые ленты. После похорон в течение семи или сорока дней на этой лошади кто-либо из пожилых мужчин объезжал родню умершего или же ее водили во всем прежнем убранстве по домам, пашням и покосам родственников и знакомых покойного, которые были обязаны накормить животное овсом, а вожатого угостить чаем и вином. На седьмой или сороковой день на поминках лошадь закалывали, мясо съедали, а убранство раздавали бедным. Иногда вместо этого лошадь отдавали в бедную семью «для пользы умершего».

После похорон в течение года или трех лет соблюдался траур. Люди, заходившие в дом умершего, прежде чем поздороваться с хозяевами, должны были исполнить обряд оплакивания (сыгыт). Вдова в течение семи-сорока дней после смерти мужа старалась не показываться на людях, ходила с распущенными волосами, перекинутыми на грудь, и в платье, вывернутом наизнанку, с отпоротым воротничком. Длительное время она не носила украшений украшений. Как и у некоторых сибирских народов, надмогильные сооружения имели вид деревянных срубов (сруп, струп, кертме).

С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.

Кормление ритуальных березок-сомдор»
с. Улус Беловского р-на Кемеровской обл.
Фото © Д.А. Функ, 1982 г.

Наверх

Ремесла и промыслы

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны. Благодаря влиянию русских с XVII в. стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо. От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В XIX – начале ХХ вв. на севере Горного Алтая разводили табунных лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз. В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней метили тавром (меткой типа тамги). Для учета скота пастухи, подобно кумандинцам и хакасам, пользовались специальными счетными деревянными палочками (чербик), сохранялся и широко распространенный у скотоводов счет по табунам. Коней ловили с помощью аркана или укрюка (палки с арканом – чалма). Известно до десяти способов стреноживания коней.

Традиционным промыслом была охота: верхом – на зайцев, лисиц, волков и на лыжах – на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков – кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков. Охотились с луком, позднее с копьем (в XVIII – начале XIX в.), в начале XIX в. – с ловчими соколами, в XIX-XX вв. – с ружьем, в XIX-XX вв. – с ружьем. Расставляли силки, петли, плашки, черканы, ловушки давящего и ущемляющего действия, изгороди, самострелы, сети, рыли ловчие ямы. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Ловили острогой, удочкой, сетью, неводом и др. Собирали кедровый орех, сарану, черемшу. Занимались пасечным пчеловодством. Из домашних ремесел широкое развитие получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье. Женщины обрабатывали кожи с помощью кожемялки, подставки для скобления мездры, крюка с деревянным или металлическим ножом, пяльцев, которые распространены до сих пор. Выделывали войлок, в том числе из верблюжьей шерсти, плели корзины, телеги, рыболовные ловушки из лыка и тальника, из ниток и тесьмы изготавливали невода и сети, из сыромятных ремней – плетки, конскую узду (известны образцы плетения из 50 ремней

Наверх

Традиционное жилище

Характерными типами жилища в это время были аланчык – наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты, йер у – «земляной дом», кышту – «зимник» – прямоугольная каркасная или срубная полуземлянка с плоской или двускатной крышей. Стены обкладывали дерном и дополнительно обшивали плетнем, внутри справа от входа, ориентированного на восток, располагалась глинобитная печь (подобные полуземлянки были известны челканцам, кумандинцам, шорцам и др.). Йайла – «летник» – летнее срубное жилище, квадратное в плане, с размером сторон более четырех метров. К началу ХХ в. такие строения стали использоваться лишь в качестве хозяйственных построек. Сооружали также амбары, бани (мылча), загоны для скота, хлевы, курятники и др. Популярностью пользовались четырех- или пятистенные избы, которые состояли из двух камор, разделявшихся холодными или теплыми сенями, покрытые двух- или четырехскатными крышами. Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.

Наверх

Традиционная одежда

В отличие от женской традиционная мужская одежда к ХХ в. почти не сохранилась, хотя отдельные элементы костюма: кафтан (телен), теплый стеганый халат (сырмал), шубы (телен-тон, каптал и др.), кожаная обувь типа поршней (чарык) бытовали вплоть до 1960-х гг. Шаровары из ситца или холста (чампар), длинное платье туникообразного покроя (кунек) с накладным праздничным нагрудником (тошток), легкий кафтан (телен) из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке, шелковые праздничные халаты (чиймек, очкар) принадлежали к традиционному женскому одеянию, как и теплая верхняя одежда – стеганый халат (сырмал) и шубы (тон, каптал). Праздничные шубы покрывали атласом или тонкой шерстяной материей и оторачивали мехом выдры. Непременной принадлежностью костюма были цветные тканые пояса (кур). Женскую обувь (чарык) и сапоги (мынта) изготавливали из овчины или кожи, с высокими голенищами и с вышивкой шерстью или шелком на подъеме. Головными уборами служили конические шапки из стеганой материи, обшитые бархатом по отвороту и с кистью на макушке, а также шапки из овчины с бобровой или собольей оторочкой и покупные ситцевые и шелковые платки. Украшения – накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Традиционная пища телеутов включала многие блюда из конского и бараньего мяса и молока. Значительное место в рационе занимали также продукты охоты, рыболовства и собирательства. До настоящего времени распространены традиционные блюда — тутмаш (бараний бульон с отваренным и мелко покрошенным тестом, луком, мясом), колбаса из овечьей или конской крови (кан) с добавлением лука или чеснока, тьёргом — овечьи кишки, начинённые кусочками сердца, печени, лёгкого и сала, бульоны и супы из сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади. Традиционным блюдом считаются также большие в форме полумесяца пельмени и многие мучные изделия, рецепты приготовления которых заимствованы у русских. Из молочных продуктов готовились традиционные напитки: айран, чегень, молочная водка — аракы, а также варенец, сыры, сметана и др.

Наверх

Фольклор

Существенное место в духовной культуре телеутов занимает фольклор. Одним из наиболее ярких жанров фольклора является героический эпос (сказания «Алтай Куучун», «Козийка И Баян-Слу» и др.), исполняемый сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс с резонатором из жеребячьей шкуры. Распространены также исторические предания и песни, освещающие события времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами подданства России и пр. Их популярные герои – богатырь Шюню, князья Мамыт и Балык и др. Ритуальный фольклор включает благопожелания (алкыш), связанные с семейно-бытовыми (свадебными, родильными и др.) обрядами, похоронные плачи (сыгыт), шаманские заклинания. Известны также плясовые песни под аккомпанемент русской балалайки или гармони, весенние игры с песнями (табыр).

 Начало песни богатыря Мырат-пия

Слова матери:

Кöбöк, Кöбöк, кöл кечет,
Кёбёк, Кёбёк, через озеро переправляется,

Кöмÿр аласы суу кечет.
Через угольную (?) реку переправляется.

Кöбöктең артык эр туулса,
Лучше Кёбёка муж если родится,

Теңис кечире мост салсын.
Через океан мост проложит.

Ответ Мырата:

Эки ташты колтыктанып,
Два камня подмышкой зажав,

Теңисти кечкен, Мырат мен!
Через океан переправился, Мырат я!

Йаңыс ташты колтыктанып,
Один камень подмышкой зажав,

Йайыкты кечкен, Мырат мен!
Через Урал переправился, Мырат я!

Наверх

Язык и письменность

Телеутский язык относится к алтайской подгруппе киргизско-кыпчакской группы восточной ветви тюркской семьи языков; до недавнего времени считался одним из диалектов алтайского языка.

Фонологические сведения

Вокализм: 8 кратких и 8 долгих гласных фонем (а, о, ы, у, е, ö, и, ÿ). Долгие гласные – результат выпадения ряда интервокальных согласных. Характерно нарушение губной гармонии гласных в пределах неодносложного корня и аффиксальной словоформы.

Консонантизм: полная или частичная регрессивная ассимиляция, наличие глухих согласных в интервокальной позиции.

Морфология

Постфиксальная агглютинация с элементами аналитизма, фузионные процессы на стыках морфем. Имена характеризуются морфологическими категориями числа, падежа, принадлежности, предикативности; глаголы – категориями наклонения, времени, лица-числа, модальности, аспекта, акционсарта, залога, отрицания. Имеется развитая система инфинитных форм глагола: причастия как полифункциональные формы, совмещающие финитную функцию с разнообразными инфинитными, деепричастия, инфинитив.

Структура именных и глагольных словоформ могут быть описаны в терминах грамматики порядков: максимальная именная словоформа состоит слева направо из лексической морфемы, аффикса мн. ч., аффикса принадлежности, аффикса падежа; максимальная глагольная словоформа состоит слева направо из лексической морфемы (корневой или деривата, возможно с акционсартными показателями), аффикса отрицания, наклонения-времени, лица-числа.

Семантико-грамматические сведения

Имя: развитая система пространственных падежей.

Глагол: выражение акционсартных, модальных и аспектуально-временных значений преимущественно в рамках аналитических глагольных конструкций с поствербами.

Синтаксические сведения

Язык номинативного строя, немаркированный порядок слов в предложении: «субъект – объект — предикат», зависимые синтаксические члены (предикативные и непредикативные) предшествуют своему «хозяину», синтаксические отношение между ситуациями выражаются преимущественно в рамках монофинитногосложного предложения с инфинитной формой глагола в зависимой части.

Социолингвистическая характеристика языка

  • юридический статус, состояние языка в настоящее время: один из малочисленных коренных языков Севера;
  • письменность и орфография: создана алтайскими миссионерами в 19 веке, язык испольдовался ими в качестве опорного на Алтае, на нем публиковалась религиозная литература, шло преподавание в миссионерских школах; в годы культурной революции в качестве опорного диалекта литературного алтайского языка был избран диалект алтай-кижи, телеутский язык стал бесписьменным;

Наверх