МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Сойоты « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Сойоты (или саяты) — народ в республике Бурятия (населяет Окинский район Бурятии).

Сойоты являются потомками саянских самодийцев, являвшихся частью древнейшего самодийского населения Восточных Саян, оставшиеся в пределах своей прародины и подвергшиеся впоследствии тюркизации, которая охватила прежде всего язык и лишь частично затронула хозяйство, материальную культуру и мировоззренческую систему. Первые письменные источники о сойотских племенах относятся к XVII веку. Это русские приказные книги «Сказы» казаков и служилых людей.

С заселения Саян бурятами сойоты женились на бурятках. Произошла вторичная смена языка (бурятизация (монголизация)), хотя в хозяйственной жизни сойоты оставались таежным людом — оленеводами, охотниками. Большая часть сойотов последние десятилетия считала себя частью бурятского этноса, чему, кроме культурного взаимодействия, способствовала общность мировоззренческих и фольклорных традиций. Лишь перепись 2002 г. учла сойотов отдельной народностью.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды

Традиционные религиозные представления составляют мировоззренческий аспект культуры, и представляют собой сложный комплекс разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий и запретов. Многие из них связаны с культом гор, в основе которого лежит почитание земли.
В сакральном смысле горы обладают наибольшей космичностью и соотносятся с идеей высшей духовной власти. В мифопоэтической картине мира большинства культурных традиций, образ горы символизирует центр мироздания. Выполняя свою духовную миссию, горы хранили наиболее архаичные типы культур с присущей им особым мифологическим сознанием, основанном на постижении гармонии Вселенной. Саяны до настоящего времени ограждали Оку от натиска промышленного освоения, оберегали не только природу, но и человека, сохранив в нем сознание глубокого единства с окружающим миром.

Горы представлялись посредником между небом и землей. На горе проводились моления, посвященные небесным божествам. Такими священными местами для окинцев являются «Ахын 13 хаданууд».

Гора Ринчин-Лхумбэ находится на территории Монголии в районе озера Хубсугул.. Она считалась горой-покровителем для сойотов. Придя на новые земли, они назвали одну из величественных гор таким же именем, и поклонялись ей также как и на родине.На их склоне или у подножия проводили обряд поклонения духам гор — «обо тахилга», «хада хангай тахиха». Обо располагался на вершине горы на южном ее склоне. Во время этого ритуала разводили костёр, огню преподносили веточки можжевельника «арса», белую молочную еду «сагаан эдеэ», «эдеэнэй дээжэ», которые также преподносили хозяевам местности. Старейшина или шаман делая преподношения, призывал всех 13 верховных гор, называя их эпитеты.

У подножия всех «священных» гор находится «мургэл», обычно это отдельно стоящее дерево или чем-то примечательное дерево. Такое почтение связано с представлением о дереве как вместилище особой силы, влияющей на жизнь человека. Каждый путник, проходящий мимо такого места, должен был что-нибудь оставить, побрызгать молоком или водкой. Человек, отправляющийся в дальнюю дорогу, должен повесить на ветку ленточку «зурмаданан», обычно белого цвета, охотники должны были повесить кусок материи красного цвета.

Многие религиозные представления жителей Оки связаны с охотой — одним из основных видов их хозяйственной деятельности. Многие охотничьи обряды и обычаи составляют древнейший пласт религиозных верований анимизма и тотемизма. Некоторым животным приписывали сверхъестественные способности понимать человеческую речь, поэтому избегали говорить о том, что собираются охотиться на них, к таким животным относят медведя и кабана.

Во время охоты соблюдалось много запретов «сээр», которые связаны со знанием экологии и шаманских ритуалов. Например запрещалось охотиться вне сезона; уничтожать животных целым выводком; ставить железные капканы и силки; охотиться на неизвестных животных и птиц. Вообще запрещалось убивать птиц, потому что они летали высоко в небе, и считалось, что они общаются с богами. В частности нельзя было убивать: турпана, т.к. она считалась «бурханай шубуун»;лебедя «хун шубуун» — потому что лебеди — это парные животные и потеряв свою половину, птица проклинала человека; ласточку «хараасгай» — потому что она летает к небесному хану.

Таким образом, согласно традиционным религиозным представлениям окинцев, всё, что нас окружает, имеет своего хозяина, животные имеют душу, и всё это взаимосвязано невидимой нитью между собой. В охотничьих обрядах просматривается влияние разных этносов, но их объединяет почтительное отношение к животным. В основе культа гор лежит почитание матери — земли, в основе почитания животных лежит признание родства с ними.

Несмотря на распространение ламаизма среди бурят и сойот, они сохранили пережитки архаических культов. Большинство гор имеют бурятские названия и сойотские шаманы в своих призываниях называют эти горы бурятскими названиями

Наверх

Ремесла и промыслы

  • оленеводство
  • яководство
  • охота
  • скотоводство

Как скотоводы по преимуществу, С. в большинстве являются кочевниками, переменяющими места своего жительства в разное время года, сообразуясь главным образом с изменением кормовых условий местности. Весной и осенью они держатся степных местностей, летом, когда с наступлением жаров степная трава выгорает и кроме того появляются мириады комаров, мошки и мух, они перекочевывают или на возвышенные плоскогорья, или в глубокие долины рек; на зиму они также откочевывают в горы, чтобы избежать сильных вьюг, бывающих в степях. Верховые лошади С., отличаясь выносливостью и стройностью, очень ценятся жителями русских приграничных местностей (Минусинского округа). Многие из С., кроме скотоводства или оленеводства, занимаются еще звероловством, охотой и рыболовством, для которых богатую пищу дают местные леса и обширные озера. С. некоторых хошунов обнаруживают большую ловкость в разных ремеслах, хотя орудия и снаряды у них самые первобытные; так, напр., они умеют добывать железо из недр земли и отливать из него полосы чугуна, отливать пули, чинить ружья. Хлебопашество получило некоторое распространение почти исключительно среди некоторых хошунов урянхов, которые сеют преимущественно просо и ячмень и устраивают оросительные каналы для пользования водой, сбегающей с гор. При неудобствах путей сообщения, которыми в малоприступных горных местах служат лишь узкие тропы, сообщение производится только верхом — на лошадях, быках или оленях.

Наверх

Традиционное жилище

Сойоты — полукочевые охотники-оленеводы жили в деревянных чумах «урса, уурс», имевших сходство с жилищами северных оленеводов-якутов, чукчей, ненцев и т.д. Высота чума составляла 2,5-3 м. Остов чума состоял из 3 массивных жердей с развилкой на конце, которые связывались на верху волосяной веревкой, а заостренные нижние концы втыкались в землю и 35-40 тонких жердей в зависимости от размеров чума, но обязательно нечетное их количество. Зимой жерди покрывались выделанными и продымленными шкурами, чтобы исключить промокание. Внутри чум также покрывался шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу, здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, также как у якутских чумов, чтобы раньше встречать рассвет и восход солнца. Сойотский чум в отличии от якутского, в котором жило 2-3 семьи, был очень маленьким.
В данном чуме существовало деление на левую — мужскую и правую — женскую. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. Посуда, продукты, низкий столик для приема пищи находились на женской половине. Оленья сбруя, оружие, личные вещи мужчины находились на его половине. Дверью служила часть нижней покрышки или мешковина, пришитая к ее краю.
В чуме не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах. Вообще в хозяйстве кочевых оленеводов большую роль играли различные емкости в виде всевозможных мешков и мешочков.

С. служат юрты, большей частью устраиваемые конусообразно, из кольев, жердей и войлоков, а зимой, сверх того, и звериных шкур, и очень удобные для перевозки. Более богатые устраивают куполообразный юрты, основа которых делается из деревянных щитов или решеток, обтягиваемых войлоком. Местами юрты делаются в виде четырехугольных деревянных срубов под крышами, в которых проделываются отверстия для дыма. Инородцы, занимающиеся земледелием, имеют для склада хлеба ямы, вымазанные внутри глиной.

Наверх

Традиционная одежда

Верхняя одежда простого человека была сшита из выделанных шкур. Летняя и зимняя одежда отличалась степенью и качеством отделки. Особо ценилась выделанная шкура лося, которая использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь щилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из остриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам верхней одежды. Зимним головным убором служила меховая шапка. Также сойоты носили одежду, состоящую из бурятского дээли и обуви, сшитой из ткани, а также одевали украшения бурятского типа.
К середине XIX в. большая часть сойотов переняв основные виды хозяйственной деятельности бурят, начали одевать бурятскую одежду, они стали сами ее изготовлять, используя покупной материал. Некоторые элементы сойотской одежды сохранились в охотничьей одежде

на фото: Коллекция МАЭ РАН: № 3892-7

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

  Своеобразие пищевого рациона любого этноса определяется его хозяйственным укладом. Сойоты Оки в прошлом были охотниками-оленеводами. Впоследствии большинство сойотских семей переняли основные формы ведения скотоводческого хозяйства у своих соседей — бурятов, поэтому их пища мало чем отличается от пищи бурят. Другая часть сойотов, которая продолжала разводить оленей, в основном потребляла продукты своего хозяйства.
Сойоты редко забивали оленей на мясо, в основном старых и слабых животных. При забое ударяли обухом топора по голове, затем кололи заостренной палкой «шиш», стараясь попасть в сердце. Мясо оленей ели в основном в вареном виде, особенно ценилось жирное мясо осеннего забоя. Особенно лакомым у сойотов считался вареный или жареный олений язык, оленьи губы. В пищу употреблялись все внутренности оленя, все они имели бурятские названия. В тонкие кишки заливали кровь, в которую было добавлены нарезанные кусочки желудка, почек и легкого. Оленье мясо также потребляли в сушеном виде, для чего его нарезали тонкими полосами и сушили, развесив в темном месте или над очагом. Такое мясо варили с добавлением в бульон оленьего жира. Также как и вяленую говядину, вяленую оленину толкли в ступках до порошкообразной массы, которую было удобно брать с собой на охоту и быстро приготавливать из него пищу.

Наверх

Фольклор

 

Наверх

Язык и письменность

Свой язык сойоты называют сойыт тыл. Это тюркский язык. По всем своим классификационным признакам он совпадает с тофаларским языком, кроме того, он очень близок к языкам цаатанов-уйгуров и уйгуро-урянхайцев Монголии. Это дает основание включать сойотский язык вместе с тофаларским, цаатанским и уйгуро-урянхайским языками в так называемый таежный ареал саянской группы тюркских языков (см. статью «Тофаларский язык»). Согласно классификации Н.А. Баскакова этот язык следует внести в уйгуро-тукюйскую подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков. Носители языков таёжного ареала являются в основном оленеводами-охотниками (кроме уйгуро-урянхайцев Монголии, которые давно уже имеют тот же хозяйственный тип, что и монголы, занимаясь животноводством), которых объединяет, кроме общего языка, также сходный тип охотничье-оленеводческого кочевого хозяйства и своеобразной материальной культуры, позволивших им хорошо приспособиться к кочевой жизни в условиях горной тайги.

Современный язык сойотов, который еще недавно помнило несколько стариков и который нам удалось наблюдать в 1970-х гг. и даже слышать в начале 1990-х, во время наших поездок в Оку, по своему строю типичный тюркский язык, наиболее близкий к тофаларскому языку России и к языку цаатанов-уйгуров и уйгуров-урянхайцев Монголии. Сойотский язык довольно монолитный язык, в котором нет ни диалектов, ни говоров. Лишь иногда в речи представителей разных родов слышались перебои в произношении отдельных слов, например: баъшы // баъһи ‘его голова’, қаъшан // қаъһян ‘когда’, маъшыына // маъһиина ‘машина’ и т.п., что свидетельствует о разном и независимом происхождении сойотских родов.

Сойотский язык, как и тофаларский, имеет помимо 4 твердорядных гласных а, о, у, ы еще 6 мягкорядных: э, ə, ө, ү, и, i, произносимых одинаково и представленных в одних и тех же словах. Эти гласные бытуют в виде 3 типов фонем — краткие чистые, краткие фарингализованные и долгие чистые. При этом долгота обозначается двойным написанием соответствующей гласной буквы, а фарингализация — твердым знаком после этой буквы. Таким образом, в составе вокализма как тофаларского, так и сойотского и цаатанского языков представлено по 30 гласных фонем. Взаимозамена этих фонем меняет смысл слов. Так, например, кээр ‘придет’ — кəəр ‘будет крошить’, ас ‘заблудись’ – аъс ‘повесь’ – аас  рот; пасть’.

В составе консонантизма этих языков представлены помимо согласных б, п, в, ф, т, д, с, з, ш, ж, ч, л, р, й, к, х, г, ц, ш, произносимых как и соответствующие русские буквы, еще 5 специфических согласных, для обозначения которых взяты соответствующие буквы из алфавитов языков народов России: қ, ғ, ң, ҷ, h. Примеры: қарақ ‘глаза’, қараған ‘багульник, рододендрон’, hем ‘река’, чараҷаң ‘соболь’, доңған ‘замерз’.

Статус и общественные функции сойотского языка еще неопределены. Хотя он признан национальным языком сойотов, но еще находится в стадии возрождения и пока не стал вновь языком общения всех сойотов или какой-либо их части. Он становится языком изучения в начальных классах сойотской школы. Успех его возрождения и сохранения зависит как от воли и желания самих сойотов, так и от уровня его государственной поддержки.

Письменность для сойотского языка основана на кириллице, как и письменность языков других тюркских народов бывшего ССС. Для специфических сойотских фонем приняты буквы с диакритикой. К русскому алфавиту добавлены буквы қ, ғ, ҷ, һ, ң, ө, ү, ә, i. Долгота обозначается удвоением буквы, фарингализация – подстановкой после буквы твердого знака.

Наверх