МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Алтайцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Алтайцы — тюркский народ.

Выделяются две этнографические группы алтайцев:

  • Южные алтайцы (алтай-кижи) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Южные алтайцы проживают в бассейне реки Катунь и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
  • Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделяются кумандинцы (среднее течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. В дореволюционной литературе северные алтайцы известны как черневые татары. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды

Религиозные воззрения алтайцев зародились в глубокой древности. Первоначально религией алтайцев был шаманизм с выраженными чертами пантенизма, то есть обожествления природы. По представлениям алтайцев, видимый мир делится на три сферы: небесную, земную и подземную.

Владыка верхнего мира — Верховный бог-создатель — Ульгень. Подземным же миром правит его брат Эрлик. Земной мир населяют люди и огромное количество разных духов, которые людям ближе небесных богов. В первую очередь это, конечно, духи природы. По представлениям алтайцев, каждому природному объекту соответствует свой дух — ээзи. Ээзи населяют горы, источники, реки, ледники, перевалы и даже деревья, камни и т.д. Считается, что ээзи обычно невидимы, но иногда могут принимать облик человека или животного. Так, например, ээзи — хозяин Алтая часто предстает в образе женщины с рыжими волосами, а иногда показывается в образе старика в белой одежде. По представлениям алтайцев, хозяина Алтая можно увидеть во сне. Если он приснится, то это предвещает удачу. Через сон хозяин Алтая может высказать свое недовольство человеком или его наказать. Вообще, считается, что духи восприимчивы к людскому вниманию. Если не соблюдать уважения к духам, то можно их огорчить и привлечь неприятности и несчастья. Одним из наиболее распространенных обрядов, через который почитаются духи, является обряд завязывания ленточек на ветках так называемых шаман-деревьев, которые и сейчас часто встречаются на Алтае.

В конце 19 века на Алтай пришли православные миссионеры. Создавая благоприятные условия жизни для перешедших в христианство язычников, православная церковь быстро стала популярной среди алтайцев. Однако, алтайцы все равно хранили веру в языческих духов, по-прежнему обращались к шаманам.

В начале 20 века на Алтае началось создание обновленной религиозной идеологии — бурханизма. В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов алтайского народа о пришествии спасителя — Белого Бурхана, который освободит свой народ от чужеземного ига. Вестником Бурхана должен выступать хан Ойрот — священная личность для всех тюркских народов. Бурханизм в противовес шаманизму получил название белой веры. Он отвергал курение, камлание и кровавые жертвоприношения, столь характерные для шаманского культа.

Наверх

Ремесла и промыслы

Основные традиционные занятия северных алтайцев — скотоводство, ручное (мотыжное) земледелие (ячмень), рыболовство, охота, собирательство (кедровый орех, коренья, дикая конопля для изготовления холста), кузнечное ремесло.

Основные традиционные занятия южных алтайцев — полукочевое скотоводство (лошадь, крупный и мелкий рогатый скот), охота в горной тайге и степях, ручное земледелие (ячмень).

 Наверх

Традиционное жилище

Сейчас в традиционной культуре алтайцев различают несколько типов жилищ. Это шестиугольный аил — срубное сооружение с полусферической крышей из коры лиственницы (чеден айыл, агаш айыл, чертпе айыл, кажаан айыл). Войлочные юрты — кийис (или кереге) айыл, широко бытовавшие в Центральных районах Алтая, теперь встречаются только у теленгитов Кош-Агачского района. Конусообразный аил — аланчик (содон айыл, чадыр, соолти айыл) сейчас увидишь редко. По мнению исследователей, именно конусообразная юрта является наиболее древним типом жилья, нашедшим широкое распространение у народов Сибири. В северных районах Алтая коническая юрта покрывалась не только корой лиственницы, но и берестой. Юрты подобного типа описаны русскими путешественниками  Г.И. Гельмерсеном,  В.В. Раловым, Н.М. Ядринцевым и другими. Северные алтайцы в лесостепной полосе наряду с конической юртой строили землянки,. кровлю которых обкладывали дерном, затем покрывали берестой или же корой, а сверху придавливали жердями.

Древние китайские хроники содержат сведения о наличии срубного жилища у племени Центральной Азия, в частности у племен Бома, которые «соединяют деревья наподобие сруба колодца, покрывают берестою, так и делают дома».

В настоящее время традиционные жилища (аилы) используются в качестве летников. Алтайцы живут а них в теплое время года

Берестяная юрта

Наверх

Традиционная одежда

В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.Одежда северных алтайцев отличалась и материалом, и покроем. Северные алтайцы знали ткачество и умели из конопляных и крапивных нитей изготовлять холст. Из него они шили длинные холщовые рубахи и штаны, сверху надевали свободную халатообразную рубаху. Ворот, рукава и подол рубахи орнаментировались цветными нитями. Женщины повязывали голову платками. Промысловый охотничий костюм отличался от повседневного: охотники одевали войлочную куртку и меховые штаны.В начале XX в. вслед за русскими тканями в костюм алтайцев начали проникать отдельные элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население стало полностью перенимать русский крестьянский костюм.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Основу питания алтайцев составляли мясные и молочные продукты. Охотно употребляли они также хлебные злаки и различные съедобные растения (сарана, ревень, черемша, дикий лук, дягиль, различные ягоды). Северные алтайцы разнообразили свой стол рыбными продуктами. Чай пили с молоком и солью, добавляя талкан с маслом – прожаренные, затем протертые на зернотерки ячменные зерна.

Мяса использовалось много (баранина, конина, говядина, мясо диких животных). Из конины (любимое мясо многих алтайцев) готовили вяленую колбасу (казы), карту. Из внутренностей овцы делали дьоргом. Молочные продукты разнообразны: чегень (айрак) — особый вид кислого молока; каймак (тунук) — сметана; оромо — сливки из вареного молока; курут — просушенный в дыму сырчик; быштак — вид сыра; аарчы и другие. Особой популярностью у алтайцев пользовался суп — перловка с мясом, заправленная диким чесноком (кочо).

Следует отметить, что еще с эпохи раннего средневековья алтайцы умели гнать из кислого молока (чегень) алкогольный напиток — аракы. Секрет его приготовления одновременно прост и сложен: сначала молоко сбраживают в деревянной бочке около недели, затем выпаривают на огне, соорудив невероятную конструкцию из бочки без дна и таза с холодной водой, и с помощью дистилляции получают араку, молочную водку. По вкусу она напоминает сыворотку, но захмелеть еще как позволяет — градусов в ней больше, чем в пиве.

Рецепты:

Борсоок: замешивают крутое тесто на простокваше, яйцах и сливочном масле, катают из него мелкие шарики, поджаривают до золотистой корочки и заливают подогретым медом.

Ток-чок: очищенные кедровые ядрышки и ячмень в соотношении 2:1 толкут в миске до получения однородной массы, добавляют мед и лепят всевозможные фигурки.

Тертпеек, алтайские лепешки, 4 порции. Что нужно: 2 стакана простокваши, 1 ст. л. сливочного масла, 1 яйцо, 2 ч. л. соли, 1/2 ч. л. соды, мука, растительное или топленое масло для жарки. Что делать: яйцо взбить с солью, добавить растопленное масло и простоквашу, тщательно перемешать. Положить столько муки (часть муки размешать с содой), чтобы получилось крутое тесто, как для пельменей, оставить на 15–20 минут. Разделать тесто на небольшие круглые лепешки, наколоть вилкой и жарить на сковороде с толстым дном в небольшом количестве масла с двух сторон. Подавать к супу или просто со сметаной и зеленью.

Кочо, мясной суп с крупой, 4 порции. Что нужно: 1 кг бараньей лопатки,300 г ячменной крупы (не перловой!), свежая или сушеная зелень дикорастущего лука и чеснока по вкусу, соль. Что делать: мясо вместе с костями порубить крупными кусками, положить в казан или в кастрюлю с толстым дном, залить холодной водой доверху. Довести до кипения на сильном огне, снять пену. Затем убавить огонь до минимума и варить, периодически помешивая, 2–3 ч. За 30 мин. до конца варки добавить ячмень. Зелень положить в уже снятый с огня суп. Посолить по вкусу. Кочо становится вкуснее, если дать ему настояться 3–4 ч. Перед подачей отделить мясо от костей, нарезать кусками средней величины. Подать бульон с крупой в пиалах, а подогретое мясо выложить на блюдо. Отдельно подать каймак или сметану.

Наверх

Фольклор

Алтайский фольклор во всем своем великолепии представлен разнообразными жанрами: благопожелания, плачи, мифы, легенды, предания, загадки, сказки, эпос и песни.

Алтайские пословицы и поговорки

Будешь вперед двигаться – горы одолеешь, а сиднем засядешь – ничего, кроме своей ямы, не увидишь.

В многословии нет правды, в пословицах нет лжи. В поговорке есть смысл, в пословице есть толк.

Держа скот, сытым будешь
Добрый человек зла, а худой добра не помнят
Золото как ни черни, черным не станет
Какого бы коня тебе ни дали, садись на него; смотри только, чтобы ноги не касались земли
Ленивого мужчину узнаешь по плетню
Межи не переходи, лишнего слова не говори
Молодому растению нужна влага, младенцу нужна ласка
Плоское дерево мешает огню, плохой человек – помеха людям
Радость в год не придет, а горесть из-под ног выскочит
Рана от палки заживает, от злого языка – никогда
Речь с поговоркой приятно слушать

Праздники

Эл-Ойын

Традиционным национальным праздником ойрот-алтайцев с участием всех живущих на Алтае народов и фольклорных групп является праздник «Эл-Ойын», то есть «всенародный праздник». Тысячи людей спешат летом в горы, чтобы вместе окунуться в стихию народного веселья. На праздник собираются не только жители Алтая, приезжают делегации из Монголии, Тувы, Хакасии, Казахстана. Каждая делегация устраивает свой юрточный или палаточный городок. «Эл-Ойын» — это выступления разноязычных фольклорных групп всех диалектов народа. Прекрасные театрализованные представления, повествующие о прошлом алтайцев (о героях сказаний, мифов, эпосов), колорит национальных костюмов и рядами выстроенные ансамбли юрт и аилов производят неизгладимое впечатление. Порой может показаться, что ты попал в совершенно иное временное измерение.

«Эл-Ойын» — это не только фольклорный, но и спортивный праздник. Спортсмены выступают в 9 видах спорта. Это куреш — национальная борьба, шатра — алтайские шашки, камчи — выбивание плетью деревянных бабок, кодурге кеш — поднятие камня, а также жонглирование ногами кусочком свинца, обернутым в козью шкуру (тебек), смотр конской упряжи и шорных изделий (малчи мерген). Но самым прекрасным зрелищем на этих праздниках являются, конечно же, конные виды спорта. Национальное родео «Эмдик уредиш» — это не только спорт, но и риск.

Заключительное выступление спортсменов-конников на самых выносливых и быстроногих лошадях — аргымаках можно назвать кульминацией спортивного праздника, где победителя ждет ценный приз — автомобиль.

Кроме того на празднике устраиваются конкурсы, костюмированные шествия, выставка-ярмарка ремесленных изделий, конкурс национального костюма. Одним из главных требований организаторов праздника является обязательное наличие национального костюма своего народа.

Чага-Байрам

«Чага-байрам» в переводе означает «Белый праздник». Это давно забытый праздник. Впервые он проводился в далекой высокогорной Чуйской степи, так как именно чуйцы сохранили ламаистский обряд встречи нового года. Этот праздник отмечается вместе с монголами, тувинцами, бурятами, калмыками, народами Тибета и Индии.

Праздник начинается с началом новолуния в конце февраля — начале марта. С раннего утра совершается обряд поклонения Солнцу, Алтаю. На специальном тагыле-алтаре преподносят угощения из молочных продуктов, привязываются кыйра-ленточки, зажигается костер и все это сопровождается благопожеланиями. Обычно обряд совершают мужчины придерживавшихся предновогоднего поста с чтением сутр и т.д.

После исполнения обряда начинается непосредственно празднование — собирается народ, устраиваются всевозможные культурные и спортивные мероприятия. Катаются с горы на санках и на шкурах скота и т.д.

Дьылгаяк

Языческий праздник Дьылгаяк — это тоже самое, что и масленица у русского народа. Хотя многие народы приняли христианство, но этот праздник символизирующий язычество все равно остался и отмечается. В этот день народ собирается на улице. Сжигаются соломенные и другие чучела — символику уходящего года. Устраиваются увеселительные мероприятия в шутовских одеяниях. Идет всесторонняя ярмарка, и устраиваются веселые аттракционы с песнопениями.

Курултай сказителей

На курултае сказителей принимают участие люди, обладающие даром горлового пения. По-другому их называют кайчи. Они исполняют героические сказания о славных деяниях богатырей прошлого своеобразным горловым звуком — каем под аккомпанемент топшура — двухструнного музыкального инструмента. Такое пение представляет низкий горловой речитатив, требующий большого вокального искусства.

Сказители издревле пользовались большой любовью и уважением народа и по праву считались хранителями народной мудрости.

В их сказаниях испокон веков воспевались красота и щедрость родной земли, мечты и чаяния простого человека, возвышались доброта, жизнелюбие, справедливость. Простой человек боролся и побеждал своего врага силой, умом и смекалкой. Герою помогала преодолевать препятствия сама природа: горы, леса, реки. Вместе со сказителем переживали, плакали и радовались слушатели.

Говорят, что даже шаманы, обладавшие умением посредством пения и исполнения различных ритмов на бубнах эмоционально воздействовать на суеверные массы, предпочитали не проводить свои религиозные мистерии в тех долинах и аилах, где находились сказители. Шаманы опасались вступать в спор с великой силой их искусства.

Наверх

Язык и письменность

Традиционно южно- и северноалтайский языки считались одним языком, алтайским. Однако, согласно современным классификациям тюркских языков, они являются двумя разными языками. Ситуацию усложняет то, что некоторые из отдельных южных и северных наречий официально признаны отдельными языками малочисленных народов России (кумандинский, телеутский, челканский и тубаларский).

В составе южноалтайского языка выделяются 4 наречия:

  • алтай-кижи — собственно алтайское наречие, основа современного литературного языка;
  • телеутское наречие — основа литературного языка с середины XIX века до 1923 года;
  • теленгитское наречие — язык теленгитов;
  • тубаларское наречие (туба, дьиш/йыш, язык тубаларов / черневых татар) — переходное к северноалтайскому.

Письменность на кириллической основе, с добавлением дополнительных букв Ҥ, Ј, Ӧ, Ӱ. Письменность на основе русской кириллицы развивается с 1840-х годов. С 1928 года по 1938 год использовался латинский алфавит, затем снова кириллица

В составе северноалтайского языка выделяются следующие диалекты:

  • тубаларский (или южноалтайский?) — реки Катунь, Бия, Уймень, Пыжа, Большая и Малая Иша, Сары- и Кара-Кокшы, Майма; Турочакский и Чойский районы (аймаки) Республики Алтай;
  • кумандинский — реки Бия, Лебедь, Балыксу; Турочакский район (аймак) Республики Алтай, Алтайский край, Кемеровская область;
  • челканский — реки Лебедь и Байгол; Турочакский и Чойский районы (аймаки) Республики Алтай;

Предположительно, близко к ним стоят

  • кондомский шорский — реки Кондома и Томь; Кемеровская область, на границе с Хакасией и Республикой Алтай;
  • нижнечулымский — река Чулым; Томская область (в основном Асиновский и Зырянский районы). В настоящее время известен только 1 носитель.

Наверх