МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Коми « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Коми (Коми-зыряне, Зыряне; коми Коми-Зыряна, Коми морт, Коми войтыр) — финно-угорский народ, коренное население Республики Коми.
Выделяются следующие этнографические группы: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.
Непосредственные предки коми — этнотерриториальные группы (племена) перми вычегодской сформировались в X—XIV вв. на основе местных охотничье-рыболовецких племён в результате активного взаимодействия с пермскими (древнекоми) переселенческими группами с территории верхнего Прикамья. В формировании коми приняли участие многие соседние народы (вепсы, древние марийцы, предки обских угров, восточные славяне и др.). Археологические памятники перми вычегодской известны по средней и нижней Вычегде, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. В конце XIV века коми были христианизированы.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
В XIV веке произошла христианизация коми края. Миссионер Стефан Пермский (около 1345-1396 гг.) начал просветительскую деятельность среди коми в 1379 г. В 1383 г. он стал первым епископом новой Пермской епархии с центром в селе Усть-Вымь, на оригинальной графической основе составил коми алфавит и перевел на древнепермский (древнекоми) язык ряд церковных текстов. Широкого распространения созданная Стефаном Пермским письменность не получила и впоследствии была утрачена. В дошедших до нас памятниках древнепермской письменности содержится в общей сложности около 225 слов связного текста.
В настоящее время большая часть верующих — православные, есть старообрядцы

Приметы и поверья
Приметы возникли в процессе познания и осмысления окружающего мира и стали свидетельством гармонического единения древнего человека с природой, а также ярким выражением его народной практической философии. Они дают нам понятие о той культурной среде, в которой наряду с использованием естественных богатств родного края происходило формирование обширных знаний об окружающем мире, о пространстве и времени.

Приметы зимы
Гуси, направляясь на юг, высоко летят – будет глубокий снег, низко – неглубокий.
Снежная зима перед дождливым летом. Зима холодная и ясная – лето будет хорошим.
Снег выпадет на талую землю – людям тяжело будет.
В Крещенье мороз – на Прокопия вёдро.
Если на 20 января была незначительная оттепель, то на 20 июня жди заморозков.
Коль зимой в избе показался иней на гвоздях двери, солнце повернуло на лето

Приметы весны
Если в Евдокиев день (14 марта по новому стилю) южный ветер, то весна будет короткой, а если северный – длинной.
На Евдокию день и ночь равняются.
Если на Евдокию может курица напиться, то на Благовещение – быку водопой, а на Егория – раздолье воды.
Если журавль прилетит в большой снег, то летом земля потрескается в рост журавля. А если на голую землю прилетит, то лето дождливым будет.
Если гром прогремит раньше ледохода, то предстоит медвежий год либо трудный для людей год.
В Великий четверг заморозок – быть заморозкам ещё сорок дней и ночей.
Если на Егория (6 мая) северный ветер, то он будет ещё сорок дней. Если весной первой увидишь мышь – к добру, лягушку – родишь, ящерицу — не к добру.
Искупаешься во время ледохода — избавишься от сглаза. Весной неделю дождит, да за неделю высохнет, а осенью день продождит, но за неделю не высохнет.

Приметы лета
Стриж гнездится высоко – дождливое лето будет.
Кузнечики стрекочут, значит, трава поспела.
Лето с оводами – хлебный год.
Если во время жатвы мышиное гнездо на земле – сухая осень будет, если на траве – дождливая.
Если в первый день Успенского поста дождь, то будет две недели дождить.
Если в Ильин день (2 августа) погода хорошая, то вся осень будет хорошей.
На Илью до обеда — лето, после обеда – осень.
Если до Ильи сено сохнет на земле, то после него, хоть вешай на кусты — сгниёт.

 Приметы осени
На Семёнов день (14 сентября) вёдро – на бабье лето вёдро, и лето следующего года тоже вёдро.
На Семёнов день дожди – конец осени будет дождливым. Быть осени дождливой, коль рябина уродилась.
Осенью преобладает южный ветер – весной будет преобладать северный.
Журавль кличет – к заморозкам.
Если после заморозков дождь, то будет длинная осень. Как улетят гуси, так скоро жди снега.
Если осенью гуси летят высоко, то снегу будет много, если низко – мало.

Приметы седой старины
Если заходишь в новый дом, то надо что-нибудь с  собой занести, хоть полено, лежащее перед окном.
Курица клюв разевает – перед новым покойником.
Кукушка в деревню летит – дурную весть несет.
На крышу дома промысловая птица сядет – не к добру.
Если покойник умрет и не застынет, новый покойник будет.
Мышь в одежде – не к добру.
Если что-то шьёшь на себе, прикуси кончик воротника или держи короткую ниточку в зубах, чтобы счастье не пришить.
Уголёк из печки выпадет – гость придет. Коленки чешутся – будет свадьба.
В баню парный веник унесешь, не разъединишь их – двойню родишь.
Если у беременной меж глаз на лбу набухает вена, то сын родится. В правом ухе чешется – к теплу, в левом – к холоду.
Если кошка в теплый день спит на печи – похолодает, если в мороз просится на улицу – потеплеет.
Перед дождем собака траву ест.
Свинья сидит – к хорошей погоде. Если грабли несешь на сенокос зубьями вверх, дождь пойдет.
Ветер с востока дождь гонит.

В народной культуре коми мистическая загадочность встречи мужчины и женщины, которым Богом и судьбой предназначено стать парой, продлить крестьянский род и приумножить духовный опыт своего народа, своеобразно проявлялась в обрядовых играх и развлечениях молодёжи. В прошлом в жизни деревни им отводилось особое место и время. Парни и девушки знакомились друг с другом на зимних посиделках и во время летних гуляний, которые устраивались в дни православных праздников. Летом гуляния проводились в день Святой Троицы, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, дни святых апостолов Петра и Павла, пророка Илии. Для гуляний обычно выбирали самый красивый луг на берегу реки или озера поблизости от деревни. Смена пар в хороводе, игра в нападение разбойников и множество других шуточных забав по сути подготавливали молодых людей к серьёзному выбору своей «половины», внутреннему узнаванию суженой или суженого.
В деревнях на берегу Сысолы в Ильин день по завершении сенокоса можно было увидеть парней и девушек, с увлечением играющих в «Кыйöм-вийöм» — «Охоту». Пророк Илья почитался коми и русскими крестьянами как небесный помощник земледельцев, в христианской традиции славился как ревнитель о чистоте веры в Единого бога. К Ильину дню сено уже было убрано в стога, хлеба вызревали и потому дозволялось веселиться, шуметь, дудеть в дудки и свистульки, не боясь вызвать непогоду и неурожай. “ И голос мой звучит как лебединая дудка в Ильин день, и радостно свистеть мне в эту дудочку”- пели девушки на лугу. Под весёлые трели они брали в руки шесты, на которых прежде переносили копны сена и становились парами. По живому коридору убегала девушка с белым платком — «дичью» в руках, а за ней гнался удалой «охотник» — парень. Девушки, пропуская подругу, всячески мешали парню, преграждая ему дорогу шестами, и он должен был проявить всю свою ловкость и сноровку. Если парень догонит девушку и выхватит у неё платок, то он отдаёт его только за поцелуй. А если девушка убежит, то парень будет осыпан градом насмешек, но сможет попытать силы в другой игре. Кроме открытых выражений симпатий в среде коми крестьян применялись тайные приёмы привораживания.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Свадьба — важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. В традициях коми, как и других народов, свадебный обряд превратился в величавое действо со своей последовательностью ритуалов. Каждый из них стал своеобразной заповедью духовного благополучия рода и семьи. Их соблюдение должно было обеспечить гармонию земных и небесных законов в жизни молодых. В прошлом свадьба у коми крестьян длилась 2-3 недели и включала в себя сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церкви, пир в доме невесты и в доме жениха в день венчанья, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты. Мудрость народа нашла такое сочетание форм, красок и звуков, что подлинный свадебный обряд преображал молодых, тонко и незаметно изменяя внутренний мир всех участников торжества.
Главными действующими лицами свадьбы были жених верöс пу и невеста гöтыр пу, вокруг которых и разворачивалась «свадебная игра» (свадьба ворсöм, кöлысь). Наиболее сложной являлась роль невесты, требовавшая основательной, а главное длительной подготовки. Прежде всего, это касалось свадебных нарядов, подарков, которые девушка, как правило, изготавливала сама, причем задолго до свадьбы. Кроме того, невеста должна была знать причитания и уметь их исполнить, поскольку само причитывание (лыддьöдöм) требовало определенного актерского мастерства.
Жених и невеста совместно или порознь участвовали в многочисленных обрядовых церемониях, однако активные действия по развитию сценария свадьбы были закреплены за другими свадебными чинами. В начале свадьбы наиболее активными были роли сватов, родителей жениха и невесты, затем — крестных родителей жениха и невесты, подруг невесты и дружек жениха. Дружка возглавлял свадебный поезд и руководил обрядовыми церемониями. У коми-зырян р. Вашка и у коми-пермяков место дружки занимал колдун (к-з. видзысь; к-п. вежливец), в обязанности которого входило не только руководство церемониями, но и охрана брачующихся от воздействия злых сил.
В некоторых местах поезд замыкал особый персонаж пон бöж кералысь «отрубающий хвост собаке».
Со стороны невесты за соблюдение всех обязательных церемоний и руководство ими отвечала ее крестная мать. Она представляла невесту во время церемоний, за столом ее место было по правую руку невесты, помогала переодеваться, причитала вместе с ней, мыла невесту в бане, выводила ее к венцу. Помимо обрядовых действий, исполняемых основными свадебными персонажами, в свадебный сценарий были включены и театрализованные маскарадные представления и игрища.

РОДИЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
В старину семьи коми крестьян были большими, иметь 5-8 детей считалось нормой. Конечно, родители желали, чтобы дети росли здоровыми, поэтому еще до родов беременную женщину оберегали, но не столько от тяжелой работы, сколько от сглаза и порчи. Чаще всего женщины рожали детей в бане, которая по поверьям коми находилась на границе мира живых и мира предков, и в силу этого служила своего рода домашним святилищем. Новорожденного подхватывала на руки бабка повитуха со словами: «Благослови, Христос, долголетия и счастья, выживет пусть…» Через некоторое время младенца крестил священник в храме, а у старообрядцев – наставник. Таинство крещения в христианской традиции омывает ребёнка от первородного греха и возрождает благодатью Святого Духа по вере его родителей, чтобы он мог жить в согласии с Богом. Души же младенцев, умерших некрещеными, по верованиям коми могли стать бесами.

Грудных детей и детей постарше довольно часто парили в бане. «Когда в бане моют грудного ребенка, сажают себе на колени, ножки парят и приговаривают:
Ножка, ножка, бегай,
В морошковое болото,
В черничную рощу,
В грибной лес».

«Во имя Отца и Сына и Святого духа
Раба божья (называют имя) —
Йи кодь ён да ва кодь визув.
(Крепкая как лед да быстрая как вода)».

Грубые слова, излишнее внимание чужих людей по народным поверьям могли повредить слабому ребёнку, а то и привести к болезни. Если ребёнок заболевал, то приглашали опытную многодетную женщину, а в тяжелых случаях знахаря – «тöдыся». Он лечил ребёнка магическими способами: лил через сито на младенца заговорённую воду, рассекая поток серпом, или протягивал ребёнка через отверстие хомута, что должно было обозначать рождение заново. Иногда знахарь укладывал младенца под корыто и рубил на корыте ветки, как бы разрубая злого духа болезни. В самых трудных случаях болезнь объясняли тем, что банный дух  «пывсян айка» подменил младенца, оставив вместо него полено. В 1870-х годах К. Попов писал, что, по поверьям коми, «банные духи злее всех нечистых, людей, которые решаются мыться в бане одни, особенно вечером или ночью, или отправляются в неё не благословясь, они замаривают до смерти, запихивают их под полки или в печки (под каменки), а иногда обдирают с них кожу».
Как все матери, коми женщины самоотверженно боролись за жизнь своих детей, верили в возможность чуда исцеления и всеми способами искали пути к нему. По преданиям помощь приходила после молений перед чудотворным образом Божьей Матери или кого-то из святых, после паломничества к целебному источнику, прославленному благодатью явления Богородицы или по молитвам местного подвижника веры. Для того чтобы произошло исцеление, требовалось глубокое раскаяние родителей, их смирение и терпение. О чудесных исцелениях безнадёжно больных детей рассказывают легенды и былички коми.

ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ
Зырянское слово «горт» означает «дом» и «гроб». Дом для зырянина есть место, где он находит отдых и покой после трудов жизни и где сосредоточена его религиозная и семейная жизнь. Гроб служит ему тоже местом отдыха уже после смерти, куда он возвращается, утомленный с охоты или рыбной ловли, и тоже домом, с которым связана его религия и его семья. По верованию зырян, смерть есть не что иное, как прямое продолжение земной жизни.
«Лов» – жизнь, душа человека – после смерти тела не погибает, а продолжает существование на земле, которое длится очень долго, пока душа не улетит на другую планету. Она сохраняет все отличительные черты своего характера, свои симпатии, вкусы, любовь к тому или иному роду занятий. И согласно с его вкусами, наклонностями живые предоставляют покойнику те радости, какие ему были милы на земле: охотника приглашают на охоту, рыболова на рыбную ловлю, просят отведать свежей ухи – любимое зырянское кушанье; зовут в баню попариться мягким веничком. Она является невидимым спутником живых, дорогих ему лиц, но далеко не безучастным. Она помогает им в их делах: охраняет скотину от нападений хищных зверей, загоняет дичь в ловушки, рыбу в сети. Она нуждается в пище и жилище: без пищи и крова она чувствует холод и голод. Душа питается «ру», т.е. паром кушанья, а не самим кушаньем. Поэтому зырянин, большею частью, приглашает души усопших отведать горячие или холодные кушанья, которые дают пар. Зырянин никогда не позволит приглашать «вошйыны» (т.е. прийти покушать) усопшего к тем блюдам, которые ему не были милы на земле, а в постные дни не предложит скоромных кушаний.

ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
За гробом душу ждет возмездие, которое значительно зависит от совершенных на земле поминок. Поминки устраиваются в интересах как живых, так и усопших. Живые стараются умилостивить сердце усопшего, особенно врага. Они боятся своим невниманием вызвать гнев усопшего. Обиженный усопший насылает на живых несчастья, иногда уходит преждевременно на другую планету и тем лишает живых своего покровительства. Поминки избавляют усопшего от голода, холода, дают ему бодрость, делают его сердце добрым сострадательным. Тогда он довольный и радостный, разгуливает по полям, лесам, помогая живым радуясь их радостью. Злого человека поминки избавляют от наказаний, какие он испытывает за гробом.
Зырянин боится … всех вообще усопших. У каждого покойника он просит прощения, умоляет его не вредить ему, уверяет, что он не хотел ему зла. Когда же дружба приобретена, то друзья не только не вредят ему, но и покровительствуют. Усопший помогает живому в охоте, рыбной ловле, дает хороший урожай, охраняет скотину от хищных зверей, защищает родных от злых людей, смягчает сердца грозных судей… Он – дух-покровитель. Он волен в жизни и смерти своих родных. В трудных случаях зырянин возлагает всю свою надежду на усопших предков. …Усопшие, по верованию зырян, стоят на границе к обожествлению их.
Однако не все усопшие имеют одинаковую силу, а только следующие три категории усопших: 1. Кто много при жизни сделал добра, тот из загробного мира может делать добро на земле. Он и в тот мир уносит свое доброе сердце. 2. Кому много приносят даров, тот может сделать много добра. Дары наполняют любовью сердце усопшего. 3. Добрая жизнь живых доставляет удовольствие усопшему. Он радуется радостью живых. Радость наполняет его любовью, и усопший может сделать много добра.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово коми встречали радостно и весело. К Рождеству возвращались из дальних угодий после 2-3 месяцев отсутствия охотники с добычей. Женщины наводили порядок в доме, варили пиво, готовили угощенье. Перед праздником соблюдали пост.
В ночь с 24 на 25 декабря все, кроме маленьких детей и немощных стариков, собирались в храмах на торжественную всенощную службу. Поутру появлялись группы детей и подростков с зажженными свечами в руках, с яркой бумажной звездой, «вертепами» — фонариками с вставленными в них картинками из Священного Писания, переходили от дома к дому и пели молитвы, прославляя Иисуса Христа. Детей благодарили и угощали выпечкой.
Две недели длились святки — дни, когда можно было отдыхать, есть, пить, веселиться от души. Каждый из святочных вечеров отводился под определенные игры, развлечения, гадания. Многие из них проводились только раз в год на святки. Парни и девушки «рядились» — переодевались в цыган, разбойников, «йöгра-яран» — ненцев-манси, коней, медведей, журавлей и ходили по домам односельчан. Гостеприимным хозяевам «ряженые» желали богатства и процветания, а с жадными, угрюмыми могли сыграть шутку. Во время святочных посиделок много пели, плясали, молодежь разыгрывала сцены и игры, которые давали возможность найти свою пару, кому на год, а кому на всю жизнь. Святки завершались 6 января праздником Крещения Господня.
Во время святочных гаданий дозволялось соприкоснуться с загадками потустороннего бытия. Контакты с могущественными силами несли в себе опасность для живущих, поэтому надо было соблюдать меры предосторожности. Гадали на святки в основном девушки и парни — о суженом, о судьбе, о своем предназначении. Люди постарше желали узнать, каков будет урожай в новом году, удачна ли будет охота, не ожидает ли семью пожар, чья-то смерть. Гадать полагалось на перекрестках дорог, в банях, овинах, нежилых домах, строящихся домах, у колодцев, в местах, где граница между мирами была слабее. Гладь зеркала также отворяла дверь в невидимый мир. Тайна смерти, тайна неведомых и невидимых миров притягивала коми также сильно, как и другие народы. Самыми верными и самыми опасными считались гадания «с покойником». В них участвовали одни мужчины, которые проходили испытания силы своего духа. Считалось, что человек мог пережить смерть внутри себя и переродиться заново. В таком случае можно было обрести подлинные знания о будущем и необычные способности.
!Покойники, кроме этого, по представлениям коми являются вещими. Этим свойством в некоторых случаях стараются воспользоваться. Существует гадание «с покойником»! Один из гадающих изображает покойника. Его сначала обмывают, потом обряжают и укладывают в передний угол, аналогично настоящему покойнику. В руки ему дается горящая свечка. Все остальные гадающие заходят в голбец, держась за мизинцы, и оттуда поодиночке выходят через избу в сени. «Покойник» должен наблюдать за выходящими и угадывать, у кого была какая внешность. Иногда лежащий наблюдает через систему зеркал. В последнем случае одно зеркало ставится у изголовья, в котором отражаются выходящие из голбца. Гадающий же смотрит уже отражение, отраженное в свою очередь в другом зеркале размещенном у него на груди. Считается, что будущая судьба человека символически выражается на его внешности заранее: одни должны выходить с гробом, другие с венцом, третьи с ребенком и т.д. Мнимый покойник будто бы видит это и должен рассказать каждому гадающему свое о нем впечатление. Существует поверие, что если мнимому покойнику сказать «прöсти-бласлöви», или же воткнуть во время лежания в стену иголку (без ушка), то гадающий уже не встает, а на самом деле умирает.

Ремесла и промыслы
Главными занятиями у коми были земледелие (трехполье в сочетании с подсекой) и животноводство. Специфической отраслью скотоводства у северных коми (ижемцев) было оленеводство. Заниматься оленеводством ижемские коми стали не ранее конца XVII века, по некоторым данным, в середине столетия. Заимствовав оленеводческий комплекс у ненцев, северные коми внесли в него ряд усовершенствований и к концу ХIХ в. по праву считались крупнейшими оленеводами Европейского Севера. Отличительной чертой ижемского оленеводства была его высокая товарность, хорошо поставленная селекционная работа, оптимальный половозрастной состав стада. Выпас производился крупными стадами численностью около 2 тысяч голов с помощью оленегонных собак и при круглосуточном надзоре пастухов.
Пашенное земледелие базировалось на удобрении почвы навозом. Основные культуры — ячмень, рожь, лён, конопля, репа. При обработке земли на подсеках использовались ручные орудия — нечто среднее между топором и секирой, для заделывания семян применяли борону-суковатку. Основным пахотным орудием была соха с двумя железными ральниками. В начале ХХ в. у коми получили распространение вятские косули и другие сохи-односторонки, плуги имелись только у некоторых зажиточных крестьян в южных районах. В конце ХIX — начале ХХ вв. широко распространились бороны с железными зубьями, которые использовались на тяжелых почвах. Пахота считалась мужской работой, боронили обычно подростки. Сеяли вручную из берестяных лукошек, преимущественно мужчины. Женщины производили ручную уборку зерновых серпом. Сжатый хлеб связывали в снопы и складывали в суслоны, в зароды или скирды. На подсеках сжатый хлеб оставляли в снопах часто до зимы, а иногда его и молотили там. В северных районах, где зерновые часто не дозревали, их развешивали в снопах на пряслах. Перед молотьбой снопы сушили в овинах. Молотили вручную цепом или кичигой (деревянным молотилом с выгнутым плоским концом) на специальном току, устроенном на гумне. Провеивали зерно при помощи специальной лопаты. Мололи зерно для личных нужд на ручных жерновах, а в южных районах — на водяных мельницах. Для приготовления круп в каждом хозяйстве имелась деревянная ступа. Несущественное товарное значение земледелие имело лишь в южных районах Коми края, на севере регулярно производился закуп недостающей земледельческой продукции.
Вспомогательное, но существенное значение в рамках традиционного хозяйственного комплекса коми имело собирательство. В значительном количестве каждая крестьянская семья запасала на зиму различные ягоды. Их употребляли в пищу в сыром виде, как начинку в пирогах, делали варенье, кисели, собирали для продажи. У печорских коми существенное значение имел сбор кедровых орехов. Повсеместно в большом количестве весной запасали березовый сок. У всех этнографических групп коми (кроме северных коми оленеводов) была распространена заготовка на зиму грибов (засаливанием и сушением). Большое значение приобретало собирательство весной и в начале лета, когда наблюдалась общая нехватка продуктов питания. В это время, преимущественно детьми, производился массовый сбор различной зелени. К особой разновидности собирательства можно отнести заготовку т.н. пищевых суррогатов (различных примесей к муке), особенно распространенную у северных и восточных коми. Основной суррогатной добавкой традиционно служила пихтовая кора.
Наиболее массовое распространение у коми издавна имели деревообрабатывающие ремёсла: художественная обработка дерева, резьба и роспись по дереву. Плетение из ивовых и черёмуховых веток, бересты.
В XIX в. получили развитие такие промыслы как портняжное, шерстобитное, пимокатное, коновальство, углежжение, заготовка руды для нужд металлургических заводов. Традиционные ремесла у коми в XIX — начале ХХ вв. в значительной мере оставались еще в рамках домашней промышленности как подсобные внеземледельческие занятия. Проникновение капиталистических отношений в сельское хозяйство крестьян в пореформенный период стимулировало изготовление продукции на заказ, образование слоя кустарей-ремесленников, появление мануфактур. Дифференциация ремесел и других видов домашнего производства происходила замедленными темпами, уровень развития и формы организации труда различных ремесел имели существенные отличия. Распространенные у коми прядение и ткачество и в начале ХХ в. не поставляли продукцию на рынок, в то же время крашение домотканных холстов уже вышло из рамок домашней промышленности. Окраской сукон, холстов и их набивкой занимались специалисты-ремесленники, бравшие заказы от местных крестьян. К группе ремесленников можно отнести и скорняков-овчинников, которых насчитывалось в начале ХХ в. по 2-3 человека в каждой волости. Работали по заказу на материале потребителя также сапожники, валяльщики. Преимущественно на рынок поставлялась продукция бондарного, ложкарного, рогожного и некоторых других производств. некоторые ремесла; например, шитье одежды, получили характер отхожих промыслов. Отдельные ремесла (кожевенное, замшеделие) к началу ХХ в. приобрели характер капиталистической мануфактуры. Выделка кож стала производиться преимущественно на кожевенных заводах. В Печорском крае в 1900 г. было 62 замшевых «завода» — специальных изб, оборудованных для выделки оленьей замши. На некоторых из них применялось даже разделение труда. Характер домашнего производства сохраняло у коми гончарство, изготовление берестяной и деревянной посуды. Поставкой изделий на рынок занимались лишь отдельные кустари-ремесленники. Слабо дифференцированы были столярное и плотничье ремесла. Преимущественно для себя изготовлялись и лодки, сани, лыжи и другие средства передвижения. Обработка металлов была мало развита. Из других ремесел следует отметить верхнемезенских коновалов, ремесло которых было потомственным и переходило по наследству по мужской линии. Технология, инструментарий и продукция коми традиционных ремесел были достаточно универсальны для всего Русского Севера. Можно выделить архаическую технику ленточно-жгутового налепа при производстве гончарной посуды. Этническая специфика находила отражение в традиционном геометрическом орнаменте, которым украшались деревянные и берестяные предметы утвари, текстильном орнаменте, оригинальные зооморфных сюжетах росписей по дереву и меховой мозаики у северных коми.
Издавна коми крестьяне владели навыками смолокурения, и каждое хозяйство собственными силами обеспечивало свои потребности в этом продукте. В конце XIX в. первостепенное значение приобрели заготовка и сплав леса.
Распространённым видом женского рукоделия было ткачество. На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст для рубах, узорные браные полотенца. Материалом для тканья были лён и конопля.
Основными изделиями нестаночного ткачества были пояса.
Значительную роль играли охота и рыбная ловля. Один из исследователей быта народа коми, К.Попов, так писал в конце XIX века: «Если бы нужно и можно было писать историю зырян, то надо бы было писать историю их охоты». Подобное утверждение, конечно же, несколько преувеличивает значение охоты в жизни коми, но тем не менее, нисколько не уменьшает того вклада, которое внесло промысловое население в традиционную культуру народа коми. Специфическая модель комплексного присваивающе-производящего хозяйства, присущая коми, сочетающая земледелие и скотоводство с охотой, рыболовством и домашними ремеслами, оказалась наиболее адаптированной для территории Коми края с его достаточно суровым климатом. То существенное значение, которое занимали охота и рыболовство в хозяйстве коми, позволило сохранить все многообразие промысловой культуры в относительно мало измененном виде вплоть до начала XX века.
Специфические особенности жизни промысловиков коми: длительное пребывание вдали от дома, тяжелые условия охотничьего быта, постоянная борьба с суровой природой Севера, послужили причиной возникновения и сохранения ряда правовых норм и правил — своеобразного неписаного морального кодекса, регламентирующего все стороны взаимоотношений как между самими охотниками, так и с природой. Ознакомление с промысловой моралью начиналось в процессе обучения ребенка охоте. Правила эти предписывали уважение к чужой собственности, бережное отношение к лесу и его обитателям, достойное поведение в промысловом коллективе, честность при разделе добычи. Среди коми охотников особенно ценились такие черты характера как взаимовыручка, верность данному слову. Тесную связь с промысловой моралью обнаруживают религиозные воззрения коми, связанные с промысловыми культами — почитание и одушевление отдельных видов деревьев, зверей и птиц, огня.
Промысловый сезон у коми охотников подразделялся на два периода: осенне-зимний (арся вöралöм) и весенне-зимний (тöвся-тувсовъя вöралöм). Начало сезонов у коми обычно было приурочено к постоянным церковным праздникам. В первые месяцы осеннего сезона (начинался с Успения, 28 августа н.ст.) до наступления холодов, промысел чаще всего велся в ближних угодьях на боровую и частично водоплавающую дичь. Во вторую половину — в основном на пушных зверей и частично на боровую дичь. В конце ноября и в декабре (ближе к Николе зимнему, 19 декабря н. ст.) охотники с добычей возвращались домой. На весенне-зимний промысел коми охотники выходили в январе (после Крещения, 19 января н. ст.). Охота велась преимущественно в дальних угодьях, в основном артельным способом, на пушных, реже — на копытных животных и боровую дичь. Основными объектами промысла в оба периода были рябчик, тетерев, глухарь, различные виды уток и гуси, в тундре — белая куропатка; из пушных — белка, заяц, горностай, норка, куница, лисица, песец, реже — рысь, выдра, росомаха, волк и медведь. Из копытных добывали лосей и диких оленей.

Традиционное жилище
Традиционными поселениями коми в XIX — начале XX вв. являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд). Обычно они располагались на берегах рек и имели рядовой тип застройки, в один или несколько рядов. В конце XIX — начале XX в. распространяется уличная планировка. Дома были фасадами ориентированы на реку или на юг.
Традиционный тип расселения на юге — гнездовой, на севере отдельные поселения удалены друг от друга на значительные расстояния.
Некоторые крупные сёла растягивались на несколько километров в длину. Обычно они образовывались в результате срастания нескольких мелких поселений.
Кроме сельских поселений, на территории расселения коми появились посёлки при предприятиях. Единственным городом был уездный центр Усть-Сысольск.
В советское время возникли многочисленные посёлки городского типа и города.
У коми различают два типа изб: сысольскую и вымскую избу. Первый тип представляет собой квадратное сооружение, состоящее из двух равных по площадям частей — жилой и хозяйственной. Обе половины тесно примыкают друг к другу, но каждая имеет отдельное односкатное покрытие. Скат кровли жилой части устраивается несколько круче, чем дворовый и своим верхним краем нависает над местом соединения постройки, нижним же краем выходит на улицу.
Жилая половина, состоящая из двух самостоятельных изб-четырёхстенков — зимней избы и летней, стоит на высоком подклете. К задней части изб примыкает трёхстенный сруб крытого двухъярусного хозяйственного двора, верхняя часть которого использовалась под сарай для сена и громоздкой хозяйственной утвари. Нижний ярус выполнял функции скотного двора.
Второй тип дома, названный вымским домом-комплексом, господствовал в середине XIX — начале XX века по Средней Вычегде и Выми. В отличие от сысольского типа дома передний фасад вымского дома — фронтальный, кровля над жилой частью и хозяйственным двором, расположенным по одной оси за жильем, общая, двухскатная. Стык кровли закрыт охлупнем, обеспечивая зажим верхних концов досок. Жилая половина вымского дома, так же, как и сысольского, состоит из зимней и летней изб, разделённых сенями. Однако их внутреннее пространство организовано по-другому. Печь расположена не против входа, а рядом с ним, и устьем обращена к окнам лицевой стены избы. Окна вымского дома смещены от центра дома к внешнему углу и расположены на одном уровне.

 

 

 

 

Традиционная одежда

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).
Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой — овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины — мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.
Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой — овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин — шапки, шляпы и картузы.
Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.
Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.
Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур. 

Национальная кухня. Рецепты
К традиционной пище коми относился широкий ассортимент блюд из растительных, мясных и рыбных продуктов — продукции различных отраслей комплексного хозяйства. Питались коми три раза в день. В будни на стол подавалось 3-4 блюда, а в праздничные дни солидным считался обед из 17-18 блюд, нередко их количество превышало два с половиной десятка.
В промысловых районах основным источником питания были мясо и рыба, продукты собирательства. В земледельческих районах — злаковые и продукты скотоводства. Коми выращивали репу, брюкву, морковь, капусту, картофель.
В качестве первого блюда были общераспространены щи и различные супы (яя шыд). Особенно популярны были кислые щи (азя шыд), а летом — холодные мучные болтушки на основе хлебного кваса. Обыденным вторым блюдом у коми была каша из ячневой (реже перловой) крупы.
Наиболее распространенным продуктом питания была рыба, ее употребляли в вареном, соленом, сушеном, жареном, свежемороженом виде, использовали как начинку для пирогов. Рыбный пирог черинянь был обязателен и в праздники. Одно из традиционных блюд — рыба печорского засола. Рыбу слабо засаливали, складывали в бочки и оставляли в тёплом месте, обычно в бане. Рыба заквашивалась, приобретала сильный и резкий запах. Заквашенную рыбу ели ложками.
Мясо как второе блюдо использовалось реже, обычно для этого шло мясо из поданного на первое супа. Чаще было мясо на столе у северных коми-оленеводов и у охотников. Из овощей в питании использовались брюква, репа, редька, лук, капуста, со второй половины XIX в. — картофель.
Значительное место в пищевом рационе занимала выпечка: хлеб, сочни, оладьи, пироги, шаньги и др.
Обязательное и ведущее место в пищевом рационе у коми занимала выпечка. Хлебные изделия пекли из ржаной и ячменной муки, используя дрожжевое тесто. Пекли нередко с различными добавками из рябиновой коры, листьев рябины и малины, соломы, борщевика (азьгум) и лебеды (пoттурун). Для повседневного питания служил круглый подовый хлеб, ржаной или ячменный. В праздничные дни выпекали сочни, оладьи, калачи, разнообразные пироги и пирожки с начинкой. Очень популярны были у коми всевозможные шаньги (лепешки с начинкой). На праздники пекли также блины, чаще всего из ячменной муки. Ели их с маслом и сметаной.
Ячменная и ржаная мука использовалась для приготовления выпечных изделий: ярушников (ид нянь), шанег (кыз ку, рыська шаньга), сочней, пирогов, а также пельменей (пельмень). Из муки (пызь) и крупы (шыдoс) варили каши (рок).
Использовались молоко и молочные продукты: молоко (йoв), творог (рысь), сметана (нoк), простокваша (шома йoв), масло (вый).
Традиционные напитки — хлебный квас (ырoш, сюкoсъ), сусло (чужва), пиво (сур), березовый сок (зарава). Из пареной репы варили взвар. Повсеместно был распространён чай, который заменяли растительные настои.
Традиционный коми напиток — сур. Для приготовления коми пива использовали большие деревянные чаны ёмкостью до десяти и более вёдер. Вначале мелко измельчали солод и заливали его кипятком. Солода требовалось очень много, до четверти планируемого объёма пива, так как коми не использовали другие сбраживающие продукты. В остывшее сусло вливали настой хмеля, затем сусло, очистив от сора, переливали в бочонки (лагун) и снова добавляли настой хмеля. В остывшую массу вливали воду и получали нечто похожее на хлебный квас (ырoш), а лагуны ставили на тёплую печь и бдительно наблюдали, чтобы забродившее пиво не выбило деревянную пробку и не вылилось. Домашнее пиво обязательно присутствовало на праздничном столе.
Имелись обрядовые блюда. Так, после завершения сенокоса, из ячменной муки, обжаренной на масле, варили обрядовую кашу (чомор, косаа рок), готовили жареные колобки и калачи (печенича).
Современная пища коми наряду с покупными продуктами, включает некоторые традиционные блюда, прежде всего выпечные изделия, овощи, молочные продукты, ягоды и грибы

Сола тшак (Грибы соленые со сметаной)
Грибы соленые 100 г, лук репчатый 20 г, сметана 15 г.
Соленые грибы промывают, отжимают, нарезают на 3-4 части (мелкие грибы не режут), смешивают с мелко нарубленным репчатым луком и заправляют сметаной.

Йола кукань яй (Телятина в молоке)
Телятина 200 г, молоко 100 г, соль.
Телятину рубят на кусочки весом по 30- 40 г, посыпают солью, кладут в порционный (глиняный), горшочек, заливают молоком и варят на слабом огне до готовности. Подают в том же горшочке.

Моркова кушман (Редька, тертая с морковью)
Редька 70 г, морковь 60 г, сметана 20 г, уксус 2 г, сахар 2 г, соль.
Редьку и морковь моют, очищают от кожицы, измельчают на крупной терке, солят. Добавив сахар и уксус, заправляют сметаной и тщательно перемешивают
.

Картупеля нянь (шаньги с картофелем)
Для теста: мука 120, сахар 3, дрожжи 1, маргарин 5, вода 50, соль; картофель 150, молоко 20, сметана 20, яйцо 1/2 шт, масло сливочное 10.
В теплой воде или молоке растворяют сухие дрожжи, соль, сахар. Готовят дрожжевое тесто густой консистенции. Формуют шарики и раскатывают их в лепешки. Отваренный в небольшом количестве воды картофель тщательно разминают и, добавив горячее молоко, массу взбивают. На середину шаньги кладут картофельное пюре, поверхность разравнивают и смазывают яично-сметанной смесью. Изделия выпекают при температуре 200-220 градусов и смазывают растопленным маслом.

Оленина тушеная с картофелем
Оленина 150, картофель 150, лук репчатый 50, жир олений 10, брусника или к юква 50, перец молотый черный, соль
Подготовленное мясо рубят на кусочки косточкой, кладут в смазанный жиром глиняный горшочек и тушат в жарочном шкафу в собственном соку до полуготовности. Добавляют нарезанный крупными ломтиками картофель, рубленый репчатый лук, а через 10-12 мин — протертые ягоды брусники или клюквы, специи и тушат до готовности.

Коми борщ
Говядина 100, картофель 100, свекла 75, морковь 15, лук репчатый 15, пшено 15, простокваша или кефир 70, сметана 10, перец молотый черный, лавр, соль.
Говяжью грудинку рубят на куски по 40-50 г, заливают холодной водой и варят 30-40 мин. Затем кладут пшено, нарезанные тонкими ломтями свеклу, морковь, картофель, а перед концом варки — кефир и специи (лавр, черный молотый перец), соль. Подают блюдо в той же посуде (чаще всего это глиняный горшок). При подаче посыпают рубленым репчатым луком и заправляют сметаной.

 Фольклор
В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды; сказки и песни; пословицы и поговорки.
У коми распространены мифы о сотворении мира в результате борьбы двух божеств, Ена и Омöля, двух братьев-демиургов, носителей энергий созидания и разрушения.
Основой коми эпоса являются сюжеты борьбы народа за свою независимость. Различают десять основных персонажей локальных коми преданий. Наиболее известны Яг-Морт, Пера-богатырь, Кöрт-Айка, Шыпича, Йиркап.
Христианских легенд немного.
Различают три группы преданий, в которых образ чуди является основой:
1. Чудь воинственная. Она воюет то между собой, то — против коми, поселяющихся на места, ранее уже освоенные чудью.
2. Чудь-язычники. Они гибнут или бегут с насиженных мест от христианизации.
3. Чудь как категория людей, объединившихся по роду деятельности (шайка разбойников) или как существа, наделённые сверхъестественными свойствами.

Как Пера к царю ходил
Однажды к Пере приехали на паре коней. Прислал царь  просить Перу. Пера, дескать, зовут к царю. Пера, говорят, ответил: я, дескать, на сани с лошадьми не сяду. Мне, дескать, только скажите, в каком направлении идти. — На запад, дескать, надо идти, — ответил посланцы.
Пера встал на лыжи и пошёл. На неделю раньше Пера прибыл к царю, чем те, что приехали на паре лошадей. Царь ему сказал: неприятель, дескать, пускает на мои войска колеса и губит людей; ты, дескать, эти колёса, когда они катятся, поймай. Пера пошёл, схватил катящиеся колёса и сломал. Царь очень хорошо угостил его в своём дворце и говорит: «Давай, ложись на мою постель и спи».
На следующий день царь встал и спрашивает у Перы: «Каково спать на моей постели?» — «Хуже, чем около моей нодьи», — отвечает Пера. «А покажи мне, какова твоя нодья?» — заинтересовался царь. Пера разжёг нодью под окном дворца и стал там спать. У моей нодьи, дескать, лучше всего спать.
«Что тебе в награду?» — спрашивает царь. «Мне нужна только роща Рупта, кроме неё мне ничего не надо», — отвечает Пера.
Царь дал ему рощу Рупту навеки. Пера отправился обратно в свою рощу Рупта.
Коми народные танцы синкретичны. В них переплетаются слова, музыка, движения. Сюжеты танцев отражают картины из жизни народа. Особая роль в создании неповторимых пластических мотивов принадлежит национальному костюму.
В быту танцы тесно связаны с годовым крестьянским циклом, часто приурочены к определённым обрядам, празднествам, ритуалам. В зависимости от времени года выбирается место для игрищ, танцевальных гулянок, вечеринок. В избах, как правило, исполняются сольные танцы с небольшим количеством участвующих, на открытом воздухе те же танцы становятся массовыми. Часто хореографический рисунок диктуется рельефом той местности, на которой он исполняется.
Связь танца с трудовыми процессами, в частности с сенокосом, проявилась в летних луговых плясках. Ни землепашество, ни лесозаготовка, ни охота и рыболовство не нашли своего отражения в содержании народных танцев. Подавляющее большинство сюжетов посвящено лирико-любовной и семейно-бытовой тематике, что обусловлено их тесной связью с народными песнями. Эта связь не во всех танцах одинакова. В одних из них текст песни, её ритм, мелодия полностью определяют содержание, форму и характер танца, но нередко текст песен случаен, и танец развивается самостоятельно, по своим законам, опираясь на музыкальный ритм песни.
Танцы четко делятся на исполняемые старшим поколением и молодежью. Открытое проявление чувств, симпатий друг к другу в молодёжных танцах не принято, здесь старательно скрываются истинные привязанности. Поэтому в танце появляется подтекст, второй план, что придаёт ему особую привлекательность и смысл.
Часто женщина не имеет права войти в танец без приглашения партнера, поэтому существует множество вариантов приглашений на танец, поклонов, наборных фигур. Преобладают парные танцы или танцы в тройках, когда один юноша танцует с двумя девушками. Множество женских хороводных танцев, в которых мужчина может участвовать лишь в качестве солиста. Чисто мужские пляски крайне редки.
                                                   «Доли-шели»
«Доли-шели» — игровой хоровод весенне-летнего цикла, в котором разыгрывается сюжет коми народной песни «Паськыд гажа улича». Перед началом хоровода танцующие делятся на пары. Каждая пара в дальнейшем станет солирующей, и хоровод будет играться столько раз, сколько пар образовалось на гулянии. Не имеющие пар, но желающие принять участие в танце-игре, могут становиться в круг без пары. Кругов в хороводе два: внешний «Круг-улича (улица)» (стоят только юноши лицом к девушкам ) и внутренний «Круг-горт(дом)» (стоят только девушки спиной к центру). Солистка-девушка изображает роль невесты, входит в круг внутренний. Пространство между двумя кругами выполняет роль «улицы», на которую юноша-солист будет вызывать свою «невесту». «Круг-горт» двигается по часовой стрелке, а «Круг-улича» — ему навстречу. С каждым новым куплетом направление движения кругов меняется.
Во время первого куплета оба круга приходят в движение. Солистка прохаживается внутри «круга-горта». Во время второго куплета круги меняют направление движения. Солистка продолжает гулять в доме. В продолжение третьего куплета круги меняют направление движения. От круга парней отделяется один юноша и начинает ходить вокруг «дома», высматривая девушку. В течение четвёртого куплета юноша стремится проникнуть в «дом», но путь ему преграждают девушки. Юноша должен найти способ преодолеть сопротивление и проникнуть в «дом»: задобрить одну из девушек подарком, остроумно пошутить или обмануть, но не применять силу. Пятый куплет знаменует проникновение юноши в «дом», юноша кланяется девушке и предлагает ей руку. Она подаёт ему руку с ответным поклоном. Парой они прогуливаются внутри круга.
Весь шестой куплет парень стремится увлечь девушку «на улицу», но она жалуется ему на то, что родители строго следят за ней и не выпускают из дома. На это время круги останавливаются, хороводницы разъединяют руки, давая возможность «жениху» и «невесте» пройти на «улицу». Седьмой куплет знаменует поцелуй «жениха» и «невесты». На восьмом — она возвращается в круг девушек, а он становится в круг парней.
Затем хоровод начинается сначала. Роль «жениха» и «невесты» будет исполнять другая пара солистов
Коми фольклор дает представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей и их социализации. Красочен и глубоко символичен коми орнамент. Лучшие образцы вышивки, узорного вязания, меховой мозаики у северных коми, набойки, резьбы по дереву и кости представляют из себя подлинные шедевры народного искусства. Украшались орнаментом и многие утилитарные предметы: берестяные и гончарные сосуды, одежда и обувь, прялки, солонки и др. Традиции народного искусства широко используют в своем творчестве современные народные мастера-прикладники, коми художники и графики.  

Язык и письменность
Язык коми (коми коми кыв) — язык народов коми-зырян и коми-пермяков. Распространён в Республике Коми и Пермском крае, частично на северо-востоке Кировской области, на Кольском п-ове и в разных районах Сибири. Число говорящих 311,6 тыс. чел. (2002, перепись).
Коми — один из двух пермских языков (финно-угорская ветвь уральской семьи) Представлен тремя крупными наречиями, каждое из которых имеет свой литературный стандарт:верное (литературный коми-зырянский язык),

  • южное (литературный коми-пермяцкий язык),
  • коми-язьвинское (письменность с 2003 года).

Письменность для языка коми впервые была создана святым Стефаном Пермским в конце XIV века на оригинальной графике, отдельные буквы которой, однако, по начертанию восходили к кириллице. Этот алфавит, называвшийся абур или анбур, ограничено использовался до XVI века. До наших дней сохранилось несколько икон с надписями на абуре.
В XVIII—XIX веках был создан ряд графических систем для коми-зырянского и коми-пермяцкого языков. Все они имели в своей основе кириллицу. На них выпускались практически исключительно книги религиозного содержания и школьные учебники. До 1918 года не существовало не только стабильной орфографической нормы, но даже постоянного алфавита. В большинстве случаев коми алфавит представлял собой русский алфавит с добавлением нескольких знаков для специфических звуков коми языка — ӧ, ӵ, ӝ, ӟ, ӂ, з̆ и других.

 

Латинизированный алфавит коми (1930—1936)

В 1918 году для коми языка был утверждён алфавит Молодцова на основе русской графики: А/а Б/б В/в Г/г Ԁ/ԁ Ԃ/ԃ Е/е Ж/ж Җ/җ Ԅ/ԅ Ԇ/ԇ І/і Ј/ј К/к Л/л Ԉ/ԉ М/м Н/н Ԋ/ԋ О/о Ӧ/ӧ П/п Р/р С/с Ԍ/ԍ Т/т Ԏ/ԏ У/у Ч/ч Ш/ш Щ/щ Ы/ы. Вскоре была составлена и утверждена орфография коми языка. На этом алфавите было издано много учебной и художественной литературы, издавались газеты. В 1930 году этот алфавит был заменен латинизированным. Однако, в 1936 решение о переводе письменности коми на латиницу было признано ошибочным и вновь был введён алфавит Молодцова. Через два года он был заменен на более стандартный русский алфавит с добавлением графем Ӧӧ, Іі и диграфов дж, дз, тш. Этим алфавитом коми-зыряне и коми-пермяки пользуются до сих пор.
Буква Іі («твердая и») используется после букв д, з, л, н, с, т для обозначения их твёрдости (перед «обычным» и они мягкие). Буквы з, с перед последующим гласным переднего ряда (и, е) и мягким знаком обозначают альвео-палатальные («мягкие») согласные (как русское щ).

Сравнительная таблица алфавитов коми

Кириллица
Кастрена (19 в.)
Кириллица
Шёгрена (19 в.)
Алфавит
Молодцова
Латиница
1930-1936
Кириллица
с 1938
a a a a а
б б б в б
в в в v в
г г г g г
д д ԁ d д
дј д̀ ԃ д (мягкое)
дж дж җ з дж
дз дз ԅ ӡ дз
    је je е
    јо jo ё
ж ж ж ƶ ж
з з з z з
зј з̀ ԇ з (мягкое)
і і і i и, і
ј ј ј j й
к к к k к
л л л l л
лј л̀ ԉ л (мягкое)
м м м m м
н н н n н
нј н̀ ԋ н (мягкое)
о о о o o
ӧ ӧ ӧ ә ӧ
п п п p п
р р р r р
с с с s с
сј с̀ ԍ ş с (мягкое)
т т т t т
тј т̀ ԏ т (мягкое)
у у у u у
      f ф
      x х
      c ц
ч ч щ є тш
чј ч̀ ч ç ч
ш ш ш ш
        ъ
ы ы ы ь ы
        ь
е е е е э
    ју ju ю
    ја ja я

Краткий разговорник:
Аддзысьлытöдз! Видза колянныд! — До свидания!
Видза корам! — Добро пожаловать!
Аттьö — Спасибо.
Бур лун! — Добрый день!
Прöща кора! — Извините! 
Нянь-сов! — Приятного аппетита! 
Тi сёрнитанныд комиöн? — Вы говорите по-коми? 
Ставыс бур — Всё хорошо.
Выль воöн! — С Новым годом!
Да — Да.
Абу — Нет.