МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Вепсы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, веровани,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Вепсы (вепсск. вепся, бепся; устаревшее — чудь) — малый финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России. С апреля 2006 года входят в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Самоназвания — вепся, бепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад, До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права, община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу, и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была и единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.

У вепсов большая семья, состоящая из 3-4 поколений, просуществовала до коллективизации. Главой большой семьи был старейший мужчина, дед или отец – “хозяин” – ižand. Статус хозяина был очень высок – он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка – emäg, отвечала за домашние работы: уход за скотом (кроме лошадей), домом, приготовление пищи, шитье одежды. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла расчитывать на пожилое – заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение примака – kodivävu было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому браку по сватовству, еще в начале XX века существовали архаичные формы браков – “самоходкой”.

Религия, веровани,обычаи, традиции, обряды
Вепсы официально являются православными по вероисповеданию. Христианизация вепсов началась очень рано — на рубеже X-XI вв. Однако внедрение новой религии в народную жизнь оказалось длительным и незавершенным процессом. Вепсы верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: I) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация Веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие  Православная идеология в вепсском быту вынуждена была сожительствовать с мощным пластом прежних языческих верований, обрядов и культов; c одной стороны, ведя с ними открытую борьбу, с другой — приспосабливаясь к ним. Результатом этого противоречивого процесса явилось сложение своеобразного православно-языческого комплекса, который пронизывал всю народную культуру вепсов.

Источники почти не оставили сведений о древневепсских верховных богах. Известно только, что у вепсов, как и у других финно-угорских народов, в прошлом существовал главный бог неба. Имя его несколько отличается по звучанию в диалектах вепсского языка: dumal (сев.), gumou, jumou (сред.), jumaa (южн.). Он ведал погодой. От него происходили гром, гроза, радуга. Неслучайно поэтому вепсские названия таких природных явлений содержат имя этого бога: гром — gumalanguru (букв. божий грохот), гроза — gumalansa (божья непогода); радуга — jumalanheboine (божья лошадка), jumalankusak (божий кушак). В скандинавских и русских преданиях сообщается, что у заволочской чуди, в состав которой входила и древняя весь, существовал верховный бог Юмалла. Его изображение находилось в еловой роще: Весь он был слит из серебра, прикреплен к самому большому дереву рощи и держал в руках золотую чашу, куда чудь опускала ему жертвоприношения в виде серебра и золота. В процессе христианизации название dumal (gumou, jumou, jumaa) стало обозначать бога вообще, а его функции перешли св. Илье и частично св.Николе.

У вепсов, карел, финнов, эстонцев встречаются и другие одинаковые названия богов. За время многовекового самостоятельного развития у каждого народа за определенным божеством закрепились особые функции. Так, у карел в прошлом существовал бог любви — Lembi, у вепсов — lemboi — это черт, нечистый дух. У вепсов Иисус Христос обозначается термином Sund, у карел sundu — святочное божество, предсказатель будущего. Хорошо сохранившимся слоем вепсского язычества оказалась демонология. Самым популярным природным духом у вепсов до сих пор остается дух- хозяин леса, известный под множеством названий: mec (лес), mechiine, korbhiine (лесовой), mecamez (лесной человек), mecizand (лесной хозяин), kukeric.

Семейные отношения коллектива накладывали отпечаток на представления о духах: у хозяина (izand), как правило, есть жена-хозяйка — emag, а иногда и дети — lapsed. Вообще для вепсской традиции характерна парность мифологических персонажей. Хозяин леса являлся людям в разных обличьях: в виде пня, животного, человекоподобного существа. В сложении этого образа отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, дремучий лес полон опасностей, с другой — является кормильцем крестьянина. Отсюда и лесовик мог не только послать охотнику добычу, собирателю — много ягод и грибов, а пастуху — безопасность скота, но и сбить путника или скот с дороги, напустить на них диких зверей. Водяной (vedehiine — водяной, jarvenizand — хозяин озера, turzas) — второй по важности персонаж вепсской демонологии, олицетворяющий опасную водную стихию. В народных рассказах встречаются древние описания этого духа в виде быка, собаки, но чаще всего в виде голого человекоподобного существа с длинными волосами — водорослями. Примечательной особенностью вепсской мифологии являются объяснения смены сезонов, периодичности озер участием водяного.

Вепсы верили, что не только природные объекты, но и жилые и хозяйственные постройки заселены духами-хозяевами, которые добрее духов природы. Покровителем семьи считался pertizand с женой и детьми. Эволюция вепсских верований привела к тому, что от духа-хозяина избы постепенно отдифференциировались духи различных ее частей. В подполье, например, обитали karzinizand (хозяин подполья) и karzinemag (хозяйка подполья), во дворе — tannazizand и tannazemag, в хлеву — lavanizand и lavanemag. В ряде вепсских деревень сохранились представления о духе очага pacinrahkoi. Им часто пугали непослушных детей. Когда-то во время свадьбы этому духу подавали еду. Название rahko — очень древнее. У финнов и карел также известен дух rahko, который ведал лунными затмениями.

Божествам и духам вепсы посвящали различные ритуалы, в совокупности составляющие культы. Культ духов был в основном умилостивительным, то есть в форме жертвоприношений. Так, начало и окончание охоты на любого зверя, сбора ягод или грибов, рыбной ловли сопровождались жертвоприношением соответствующему духу-хозяину. Например, часть собранных ягод или грибов всегда оставалась на пне, перекрестке дорог или у придорожного креста как жертва хозяину леса. Перед рыбной ловлей мережами необходимо было опустить яйцо в воду для хозяина озера. Ригачной старушке (rihacakaine) перед началом молотьбы оставляли по углам риги гостинцы: кусок хлеба, горсть сахара и чая.
Общение с духами чаще всего осуществлялось через колдунов (noid). Колдуны были рядовыми общинниками, которым народ приписывал сверхъестественные способности (как вредоносные, так и позитивные) в управлении силами природы и людьми. Наряду с нойдами, еще в XY-XVI вв. среди вепсского крестьянства выделялся слой жрецов — арбуев, занимавшихся профессиональной культовой деятельностью. Арбуи предсказывали будущее, давали имена новорожденным, заключали браки, руководили похоронами. Слой арбуев появился в период перехода древневепсского общества от общинно-родовых к классовым отношениям. С распространением православия место арбуев постепенно заняли священники. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях. Теперешние нойды — это преимущественно женщины. К ним обращаются за помощью в случае пропажи людей и скота в лесу, болезни, порчи и т.д. Для успешной пастьбы скота при посредничестве колдуна заключается договор — отпуск — между пастухом и духом леса. В круг ритуальных обязанностей нойда входят также гадания, которые часто предваряют его деятельность в области поисковой, любовной и лечебной магии. Самым распространенным видом гаданий среди вепсских колдунов является раскладывание 41 камешка, которое, как и тексты заговоров, держится в большом секрете.

Образы некоторых животных и птиц занимали значительное место в древней религии вепсов. Царем все зверей считался медведь. В основе поклонения медведю лежали тотемические верования и промысловый культ. Вепсы признавали медведя существом, подобным человеку. Эти представления отразились в народных быличках о превращении новобрачных в медведей, в сказках о браке медведицы и охотника. Распространенный в некоторых вепсских деревнях запрет на поедание медвежатины, табу на произнесение имени зверя — яркие свидетельства существовавшего некогда культа медведя.
В пернатом царстве культовое значение приписывалось лебедю и журавлю. До сих пор среди вепсов сохраняется запрет на убийство и употребление в пищу мяса этих птиц, отступление от которого по народным убеждениям влечет беду.

В далеком прошлом у вепсов были распространены верования о превращении человека в птицу после смерти. Свидетельством тому являются многие факты вепсской культуры: причитания, надмогильные сооружения в виде вырезанных из дерева птиц, обычай поминовения предков в виде кормления птиц на могилах.

Для вепсов — типичных обитателей леса — характерны яркие представления, связанные с определенными видами деревьев и кустарников. Как и у многих финно-угорских народов, в верованиях вепсов выделялись ель, ольха, рябина, береза. К березе, например, как к культовому дереву было принято подходить в лесу и обращаться с просьбой послать здоровье. С можжевельником связаны анимистические верования. Это дерево сажали на древневепсских кладбищах (kamist, komist), напоминающих по форме курганы. В них по преданиям была погребена чудь, причисляемая местными жителями к своим предкам. Важные события в жизни деревни вепсы отмечали посещением древнего кладбища и украшением можжевельника разноцветными ленточками.

У вепсов известны и другие места культовой деятельности, возникшие на основе внехристианских верований: ручьи, камни. Впоследствии рядом с ними воздвигались православные часовни. Недалеко от с.Ярославичи, например, находится святое место pestor (пещера). Основой его послужил огромный камень с выемкой внутри в виде стоящего человека, у которого четко выделялись голова, ряса с крестом и ноги. В связи с этим камнем существовала легенда, что в нем, как в пещере, жил Микола-угодник. На основе легенды жители пристроили к камню часовню, в которой каменная выемка со вставленной в нее иконой стала служить алтарем. В заветный праздник Успения местные жители приносят в заветы или жертвы Миколе: полотенца, свечки, масло, шерсть, яйца, деньги — чтобы он избавил их от болезней и несчастий, сохранил скот.

Заветные праздники отмечаются и в других вепсских деревнях. Помимо жертвоприношений, они включают пение и чтение молитв; прохождение под иконами, омовение или купание людей в освященной воде. До середины 30-х годов XX вв. руководителем таких праздников был священник. В настоящее время его функции взяли на себя женщины, хорошо знающие молитвы.

В основе календарной обрядности вепсов лежит православный церковный календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев день, Иванов день. Но имеются локальные различия в значимости тех или иных праздников у разных групп. Так, у южных вепсов особую значимость приобрели Маковей (1/14 августа) и Sirґ ****, приуроченный к празднику иконы Казанской Божьей матери (8/21 июля), и Ильинская Пятница.

Как праздновалось Рождество?

Первый день Рождества и первый день Нового года вепсы праздновали очень широко.

Вечером накануне Рождества колядовали. Коляду кричали под окнами, колядующих (пели, в основном, дети) одаривали гостинцами. Исполнялись колядки как на вепсском, так и на русском языках:

«Коляда, коляда!
Подай пирога
Накануне Рождества!
Кто даст пирога — тому
Целый двор скота.
А кто не даст пирога —
Тому измажем ворота!»

После Рождества начинались Святки, которые продолжались до Крещения. Наиболее ярким явлением в вепсском святочном комплексе было ряжение, в котором принимали участие люди всех возрастов. Одевались «лошадью», «медведем», «журавлём», «быком», устраивали драматические представления. Например, «журавль» гонялся за присутствующими, норовя долбануть клювом. «Медведь» в вывернутой наизнанку шубе рычал и изображал, как малые ребятишки горох воруют, как девушки румянами красят лицо.

Распространено было переодевание мужчин в женщин, а женщин — в мужчин. Также изображали солдата, лесоруба, цыгана, всевозможных страшилищ: чертей, бесов, бук. Тот, кто выбирал подобный костюм, должен был в Крещение выкупаться в проруби. Ряженые своих лиц не показывали и все делали молча.

Во время святочных игр разрешались «незлые забавы», например, у соседа дверь подпереть с улицы или поленницу дров своротить.

Свадебная обрядность

Многие обряды, например, свадебный обряд, схожи с обрядами русского Севера. Вепсская свадьба сопровождалась целым комплексом обрядов, была событием веселым, многолюдным, интересным не только для родственников, но и для всей деревни.
Браки заключались в 15-17 лет. Перед сватовством юноша должен был получить благословение родителей на женитьбу.
Отношения двух сторон скрепляли особым обрядом — крещением глаз. Затем зажигали свечу перед иконой, молодые стояли на шубе, которая лежала мехом вверх, отец иконой благословлял молодых. Они целовали икону, кланялись отцу и матери, крёстному и крёстной.
Перед свадьбой устраивались вечеринки, где собиралась молодёжь, катания на лошадях и игры. Обязательно устраивали и девичью баню, куда с причитаниями и плачами вели невесту. Считалось, что в бане молодая девушка прощалась с «вольной волюшкой».
Венчались молодые в церкви. Когда молодые подъезжали к дому, их встречали стрельбой из ружей, на дороге горели костры, в которых часто жгли старые берестяные кошели, лапти. К дому жених нёс невесту на руках. На крыльце их встречали отец и мать с иконой. Жених и невеста целовали икону, кланялись в ноги родителям. Им на голову бросали куриный пух, чтобы жили они в дружбе и согласии, нарожали детей. Бросали также ячмень и перья из решета, чтобы жили богаче и легче. Первым в дом заходил дружка, совершая магические действия: три раза крестил кнутом двери и молодых. Затем молодых сажали на пуховые перины, гости, перекрестившись, заходили в дом.
Невеста, прощаясь с домом, подходила к печи, прикасалась к ней, просила прощения. Когда она приходила в новый дом жениха, то первым делом подходила к печи и просила у неё разрешения и согласия на житьё.

 Родильная обрядность
Родильная обрядность потеряла свою актуальность, но некоторые её элементы сохранились, в частности, запреты беременной, предохранение новорождённого от сглаза, лечение ряда детских болезней народными средствами, желание привить новорождённому положительные качества.
Хозяйничать беременная женщина должна осторожно — не бить животных, не сажать на яйца курицу, не ласкать кошек. Строго запрещалось убивать в лесу змею; увидев ее, надо сплюнуть три раза и быстро удалиться. Считалось, что быстрому и благоприятному разрешению родов способствовала тяжёлая физическая работа вплоть до самых схваток.
Самым известным способом помощи роженице считалось неожиданное брызганье ей в лицо изо рта. Вепсы очень боялись сглаза, поэтому начало родов скрывали даже от самых близких людей. Женщины уходили рожать в хлев, в подпол, в сарай, в поле, в лес. А чтобы ребёнок не плакал, ему мазали золой лицо, тем самым защищая от сглаза.

 Погребально-поминальная обрядность
Погребально-поминальная обрядность сохранилась до настоящего времени, в том числе и так называемые «весёлые» похороны, когда во время похорон и при поминках, по прижизненному пожеланию умершего, играют на тех же музыкальных инструментах, что и он, и исполняют его любимые песни. Во время следования с гробом на кладбище первому встреченному человеку делают подношение — пирог на полотенце (если умер мужчина) или на платке (если умерла женщина). Поминки справляются на 3-й, 9-й, 20-й, 40-й дни и через 1 год.
До сорокового дня в начале ХХ века на могилу втыкали палку, а только потом ставили крест. Иногда, у средних вепсов, могилу покрывали сверху широкой доской.
Южные вепсы на могилы детей вместо крестов устанавливали можжевеловые деревца.

Сохраняются многие языческие верования (почитание духов растений и животных).
Сохраняется почитание таких деревьев как ель, можжевельник, рябина, ольха. Без надобности деревья не портят, даже не ломают ветку. Если есть поблизости лужа, вепс никогда не будет мыть грязные сапоги в озере или реке, он помоет их в луже. С деревом, инструментами для его обработки, связан целый пласт вепсской духовной культуры. Топор был не только орудием труда плотника, лесоруба, но — и лечебным средством. Если у вепсского крестьянина болела спина, его клали на порог, брали метёлку и ударяли по ней топором, приговаривая при этом: «Что рубим?.. Прострел!.. Рубим на всю жизнь!».
Имеются древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья ozamadooћet. Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей.

Вепсы очень почитали и уважали своих стариков. Очень распространен был обычай «тайной милости»: помощь одиноким старикам. Под окнами их домов ставили молоко, хлеб и т.д. Проснулся утром — а под окном гостинец, и помощь получалась не оскорбительной. Вепсы говорили: «Молодости не воротишь, а старости не избыть».

Ремесла и промыслы
Основным занятием вепсов было земледелие с весьма архаичным способом землепользования – подсекой. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей в основном репу. Из технических культур – лен, коноплю, хмель. Но низкое плодородие каменистых и заболоченных почв, неблагоприятные погодные условия не обеспечивали существования вепсов только за его счет. Скотоводство играло второстепенную роль (ценилось как источник органических удобрений), хотя в некоторых местностях в конце XIX века разведение племенного скота для продажи в Петербурге давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, но и они приносили доход. Дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозились на петербургские рынки. Особенно славились шимозерские охотники, недаром Шимозерье было местом охоты царской семьи. Вепсы были известны в северном краю и как искусные ремесленники. До XVIII века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов. В некоторых вепсских деревнях имелись квалифицированные ремесленники, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия, так называемых “пищалей”, “пищалей винтовальных”, винтовок, а также различных изделий из серебра. Большую известность в XIX веке имела оятская керамика, центр которой находился в селе Надпорожье. Она распространялась в Олонецкой и Новгородской губерниях, Петербурге, и даже вывозилась в Финляндию. Гончарный промысел сохранился до 30-х годов XX века.
Важную роль со второй половины XIX века стали играть заготовка и сплав леса. Сплавщики, как правило, объединялись в артели, а лесорубы работали семьями. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.

Среди всех групп вепсов распространена художественная резьба по дереву, которой украшены различные предметы обихода, а также жилища (причелины, наличники, крыльца и проч.). Средние и южные вепсы предпочитают простые геометрические мотивы резьбы, у северных распространены более сложные фигуры (включая антропоморфные). Одежда и другие изделия из тканей украшены вышивкой (геометрические, растительные, зоо- и антропоморфные мотивы), выполненной двусторонним, стебельчатым или тамбурным швом красными или чёрными нитками. Интересна бытовая и особенно художественная керамика (декоративные фигурки животных, птиц, статуэтки).

Традиционное жилище
Вепсские деревни, как и почти везде на Севере, обычно располагались на сухих высоких местах, вблизи рек и озер. Жилые постройки вепсов сходны с постройками карел и северных русских. Более значительное влияние традиции русского зодчества оказали на архитектуру прионежских вепсов. В отличие от жилищ средних и южных вепсов, они более монументальны, многокамерны и сложны по плану. Самобытные особенности вепсского жилища сохранились в домостроительстве средних и южных вепсов. Только у этих групп вепсов встречаются постройки, имеющие оригинальную конструкцию, когда к традиционному жилищу, состоящему из избы и сеней под прямым углом к основной постройке примыкает дополнительная боковая изба. Из этнографической литературы подобный тип соединения жилых построек в единый комплекс известен, как древний тип финского жилья. Здесь бытовали и оригинальные способы рубки углов, как например, “koiran kagl” (собачья шея), а при возведении амбаров – обтеска углов в шестигранник. В качестве кровельного материала использовали солому, позже тес, дранку. Широко распространены были в прошлом потолки из круглых бревен, на смену которым пришли широкие тесанные доски.
В избе слева или справа от входа ставили печь, над шестком которой подвешивался котел. Рядом с печью устраивался вход в подпол, имевший форму рундука. Интерьер избы включал встроенные широкие лавки, полати над входом. Стол ставился у фасадной стены, там где размещался “божий” или “красный” угол с иконами. Деревянная лохань с рукомойником ставилась у печи. В средней части избы подвешивалась на деревянном оцепе лубяная или плетеная из щепы люлька. Деревянные кровати, лубяные короба, сундуки, шкафы-посудники дополняли обстановку.
Специфически вепсским элементом декора резных наличников у северных вепсов являются женские антропоморфные фигуры, трактуемые как изображения покровительниц дома. У средних вепсов подобный изображения известны на часовнях и церквях. В оформлении конструктивных элементов – “куриц” “конька-охлупня”, наличников, а также намогильных крестах встречаются изображения птиц и коней. Среди других архаических элементов геометрические рисунки: резные солнышки, треугольники, квадраты, прямоугольники, елочки.

Дети у бревенчатого амбара. Вепсы. 20-е гг. XX в. Фонды РЭМ.

Традиционная одежда
Традиционная одежда вепсов на рубеже XIX-XX веков имела много общего с карельской и северно-русской. Она шилась в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже – из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей.
Древнейший тип девичьей и женской одежды – юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти, состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи – станушку – шили из грубого льняного полотна, а верхнюю в конце XIX века уже из фабричной ткани. Подолы станушек украшались красной вышивкой. Верхние полушерстяные или шерстяные юбки имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой. У вепсов подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбки подвязывали пояса и передники.
Более поздний – сарафанный комплекс женской одежды, включал синий, кубовый сарафан – krasik, sarafon, который в начале XX века носили только пожилые женщины.

В начале XX века на смену юбочному и сарафанному комплексу пришла так называемая парочка, состоявшая из верхней кофты-казачка и юбки из фабричных тканей. В качестве украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин – сороки, сборники, повойники шились из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшенных вышивкой из золотых нитей, бисером и блестками.

Мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Рубахи-косоворотки (kosarind) шились из льна, кумача, пестряди, штаны из светлой и полосатой ткани. Мужской костюм дополнялся шейными платками. На свадьбу жених надевал белую льняную рубашку и белые порты с бахромой, украшенные по низу штанин красной вышивкой.

Непременными деталями мужского и женского костюмов были длинные плетеные или тканые пояса с кистями на концах. В холодное время года носили тулупы, зипуны из шерстяных и полушерстяных тканей, балахоны, кафтаны, кофты. Женщины надевали поверх головного убора теплые платки. Основной обувью юыли сапоги, в летнее время для работы использовали берестяные лапти – virzud и stupnäd. Специфический способ вязки рукавиц и носок одной иглой сохранился вепсов до сих пор.

Многие предметы традиционного костюма обладали сакральной функцией. Оберегами были пояса, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, повязывали под одеждой пояса из рыболовных сетей с оберегом из высушенной щучьей головы. Сложный символический характер имел обычай вытирать новобрачную подолом рубахи свекрови (привить послушание), заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери (для усиления родительской любви), гадания с обувью. Из древности сохранился обычай шить похоронную одежду из светлой (белой) ткани.

Национальная кухня. Рецепты
Основу пищевого рациона у вепсов составляли мучные продукты, главным из которых являлся хлеб (leib). Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Пекли также лепешки из истолченных в ступе сушеных стеблей трубчатых растений, замешивая их на простокваше.

 Для вепсской кухни, как и для карельской и севернорусской, характерно изобилие изделий из кислого и пресного теста: пирогов, пирожков, калиток, блинов и т.д. Их формы и рецепты имели некоторые локальные различия. Из кислого ржаного теста пекли хлебцы без начинки (cupnik, testänik, kos’ak), а также «помазухи» (levas) — круглой формы открытые пироги с начинкой из толокна (taakun] или манной крупы, заправленных яйцом. Пекли также «колобы»: тесто раскатывали на лепешки, в середине которых делали ямку для начинки из толокна, сметаны и яиц.

 Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки. Для калиток делали пресное тесто из ржаной муки, замешивая его на молоке, простокваше или воде. Тесто раскатывали («екали») на очень тонкие лепешки — сканцы (valik, skanc). На сканцы клали различную начинку: вареный толченый картофель, кашу, творог, капусту, горох, толокно. В начинку добавляли молоко, по возможности — яйцо, масло, сметану. Края сканца защипывали так, что вокруг начинки образовывался бортик.

 Южные вепсы наряду с «тонкими калитками» (häikad suusnad) пекли и «толстые» (jamedad suusnad). Тесто для них ставили из пшеничной муки на дрожжах (sepid) и на молоке. Начинку готовили такую же, как и для тонких калиток. Мясо (liha) обычно ели только в период тяжелых физических работ: сенокоса, разработки подсеки, лесозаготовок, хотя такая возможность была и не у всех. На мясе варили супы, его также жарили, использовали для начинки пирогов, вялили. В феврале — начале марта, в весенний забой скота, куски говядины или баранины солили и подвешивали с помощью деревянных крючков на длинную жердь, закрепленную под застрехой (räustaz) на фасадной стороне избы. Готовое к употреблению вяленое мясо (ahavoicetud liha) завертывали в тонкую, редкую ткань для предохранения от мух и вешали на чердаке, где оно могло храниться до 2 лет. Вяленое мясо использовали для приготовления супов, холодца или ели просто так. В осенний забой скота мясо обычно засаливали в бочках. Употребляли в пищу также дичь. В некоторых вепсских деревнях мясо зайца и медведя до начала XX в. не ели.

 Рыба, которую очень любили, играла вообще большую роль в питании. Ее вялили, жарили, готовили из нее супы. Очень любима была уха (kalasti, lem, lemuz), которую варили из свежей рыбы. Зимой была обычной уха из сущика -мелкой сушеной рыбы (ср. в. — maimlemuz, maimsti, maimkiitmine, сев. в. — maim-kas). Предварительно ее размачивали в воде, при варке в уху добавляли картофель. Сушили в основном мелочь, которую, не очищая, раскладывали в печи на застеленном соломой противне.

 Значительное место в рационе вепсов занимали молоко и молочные продукты. Весной, когда подходили к концу запасы продовольствия, даже в дни постов приходилось питаться молоком. Его употребляли в свежем (resk maid), кислом (muiged maid), топленом (hauduted maid) виде. Из молока делали простоквашу. Из простокваши делали творог. Сыворотка из-под простокваши (maidvezi, rahtvezi) хорошо утоляла жажду, ее часто брали с собой на сенокос. Добавляли сыворотку и в тесто при выпечке хлеба. Из сливок получали сметану, сбивали сливочное масло (voi). Очень вкусным считался творог, запаренный с остатками топленого масла (ahkud).

 Самым популярным овощем была репа, которую ели в сыром виде, ее также парили, сушили, вялили. Для парения репу клали в печь, замазывали заслонку глиной и держали так в течение суток. Так же готовили и брюкву. Из репы с ржаной мукой средние вепсы варили репную кашу -lohkii, lohkoikas. Пареную репу частью сушили для изготовления сусла (susl) и делали из нее репный квас (repot). У северных вепсов из вареной репы приготовляли repoi, а из су-щеной — квас (suloi), который был слаще. Сушеные овощи молодежь брала жевать на «беседы».

 Постепенно, с XIX в. в рацион питания вепсов стал входить картофель. Он использовался для супов, начинки для разных пирогов и калиток, приготовления запеканки. Вареный картофель подавали на стол как целыми клубнями, так и в толченом виде. Немалое место в питании занимали плоды собирательства, тем более что леса и болота изобиловали грибами и ягодами. Из напитков вепсам, кроме молока и сыворотки, были известны различные квасы, чай (cai). Чай раньше пили только по праздничным дням. Обязательным напитком на любом празднике у вепсов было пиво (olud). Процесс приготовления этого напитка отнимал много времени, что отразилось в поговорке: «Нету дела — завари пива». Солод для пива северные и средние вепсы готовили из ячменя, а южные — из ржи. К солоду иногда добавляли соответственно ячменную или ржаную муку. Пиво варили в деревянной кадке (oludlac), опуская туда нагретые на костре камни. Аналогичным способом готовили пиво и соседние русские. По мнению русских, вепсы варили и употребляли пиво в больших количествах. Пиво приготовлялось в торжественной обстановке, с соблюдением особых ритуальных действий. Пили пиво из точеной расписной деревянной чашки (stauc), которую за столом передавали друг другу. Говорили, чтобы быть навеселе, «надо уметь 1-2 ведра пива в животе носить».

 У северных вепсов традиция «пивных праздников» была менее развита, очевидно, поэтому здесь не сохранился и термин olud, как у других групп вепсов. Здесь оно называлось пиво (pivo) и его варили только в очень важных случаях: например, к свадьбе, причем это делали приходящие в деревню пивовары. 

Калитки по-вепсски
К
алитки — традиционная старокарельская и вепсская выпечка. Их делают различной формы: круглые, овальные, четырех-, пяти-, шести- и даже семиугольные. Края либо защипывают, либо загибают. Чтобы испечь калитки, нужно взять семь продуктов: муку, простоквашу, соль, молоко, масло, сметану и для начинки — картофель, крупу, толокно. Для приготовления теста в миску наливают один стакан простокваши (её можно заменить свежим молоком или сметаной), добавляют немного воды, соль и хорошо размешивают. Затем всыпают муку, лучше ржаную, и замешивают густое тесто. Его выкладывают из миски на доску и месят до тех пор, пока не перестанет приставать к рукам и доске. Дают тесту ещё немного постоять.  После этого скатывают в колбаску, отрезают от неё одинакового размера кусочки, делают шарики, а из них — небольшие лепёшки (7-8 см в диаметре).  Их укладывают в стопку, присыпая мукой, чтобы тесто не высохло.
Из стопки берут по одной лепёшке и раскатывают тонкие сканцы толщиной 1-1,5 мм и диаметром 30-35 см. Готовые сканцы также укладывают друг на друга и присыпают мукой, чтобы они не слиплись.
Начинка может быть из крупы (варёной или мочёной), толокна, картофельного пюре. Крупяную начинку готовят из ячневой и пшённой крупы. Ячневую крупу не отваривают, а с вечера замачивают в простокваше с небольшим количеством топлёного масла. К утру она становится мягкой и чуть кисловатой на вкус. Чтобы калитки не были кислыми, иногда добавляют пресное молоко. Ячневые калитки вкусны и в холодном виде.
Пшено для калиток промывают, отваривают в молоке, солят и добавляют сливочного масла. Начиняют калитки и рисовой кашей, сваренной на молоке, и толокном, густо смешанным со свежей подсоленной простоквашей или сметаной.
Для картофельного пюре, используемого в начинке, картофель варят в «мундире». Горячий картофель быстро очищают, разминают толкушкой, добавляют горячее молоко, сметану, соль, желтки яиц, сливочное масло. Пюре не должно быть очень густым.
Олонецкие и тихвинские карелы и вепсы пекут калитки с творогом.
Прежде, когда у хозяйки начинка кончалась, а калитки еще оставались, на скорую руку делали ячменную муку тонкого помола, смешивали с простоквашей, молоком или сметаной и этой массой начиняли сканец.
Края калиток защипывают или загибают, смазывают подсоленной сметаной, смешанной с сырым желтком, и выпекают в духовке 10-15 минут. Горячие калитки обильно смазывают сливочным маслом.
Калитки пекли по воскресеньям, а также в праздничные дни. Ели их с молоком, ухой, супом.
Калитки и в наше время очень популярны в крае. Их делают повсюду, и не только карелки, но и представители других народов, живущих в Карелии.

Сканцы по-вепсски
Сканцы — традиционное праздничное блюдо карел и вепсов, в настоящее время почти забытое. Сканцы готовили из ржаной или ячневой муки, просеянной несколько раз. Замешивали густое тесто на воде, простокваше или снятом молоке, подсаливали. Из теста делали такие же лепёшки, как для калиток. Из них раскатывали скали — очень тонкие лепешки. Карелы говорили, что хороший сканец, если подуешь, должен подняться над столом.
Пекли сканцы на углях перед устьем печи. Иногда угли разгребали и выпекали сканцы прямо на поду печи. Сейчас можно использовать для этих целей сковороду.
Готовые сканцы смазывали с одной стороны растопленным сливочным маслом и складывали стопкой. Начиняли их сваренной на молоке кашей уже в процессе обеда, когда суп был съеден. Из печи доставали мешок с кашей, покрывали ею сканцы, затем сворачивали их по краям и ещё раз пополам. Получалась своеобразная трубочка, которую обильно смазывали маслом. Когда ели сканцы, было принято переламывать их пополам. Того, кто этого не делал, считали жадным. Ели сканцы, макая в растопленное сливочное масло или подогретую сметану. Запивали холодным или творожным молоком.

Щавелевый суп (Sol’heinkeitoz)
Довести воду до кипения, бросить в неё нарезанный щавель, картошку, перловку, укроп, зелёный лук, и варить. Посолить.
Подавать со сваренными вкрутую яйцами и сметаной.

Крапивный суп (Sihlaižkeitoz)
Листья крапивы ошпарить кипятком, нарезать полосками и бросить в кипящую воду. Добавить перловку, картошку, укроп, посолить и варить.
Подавать со сваренными вкрутую яйцами и сметаной.

Крестьянский суп (Küläkeitoz)
Мясо с костями положить в чугун и поставить в печь. Как закипит, положить картошку и перловку, одну луковицу, разрезанную пополам, и посолить.
Варить до готовности, чтобы всё в супе пропарилось и кости распарились.

Уха (Lem’ (Kalalem’)
Рыбу чистят и режут кусками. Воду доводят до кипения, забрасывают в неё нарезанную картошку и луковицу. Когда снова закипит, бросить рыбу и варить полчаса. Бросить лавровый лист и чёрный перец.
Осветляют яичным белком либо рыбьей икрой.
Северные вепсы клали в тарелки с ухой нарубленный зелёный лук (гораздо реже — репчатый).

Уха из сущика (Lem’ maimaspäi)
С вечера сущик кладут в воду, утром ставят на огонь и доводят до кипения. Затем кладут мелко нарезанную картошку и полчаса варят. Добавляют лавровый лист и чёрный перец.
В тарелку при подаче хорошо положить нарубленного репчатого лука.
Этот рецепт записан у хозяйки, не имеющей печи.

Летний холодный суп из черники с луком (Mustikvedelvalatudluk)
Зелёный лук растирают с солью, добавляют размятую чернику, холодную воду. Едят с чёрным хлебом.

Мясо с картошкой (Liha kartohkanke)
Мясо нарезать и жарить на плите в сковороде – на сале или масле. Потом положить в чугун с картошкой и луковицей, залить водой, посолить и варить. Можно для густоты положить муки.

Загуста (Korboi, pudr)
Овсяную либо ржаную муку, помешивая, всыпают в кипящую воду. Едят с ягодами. Если едят с брусникой, называется boltahtaz.

Толокно с брусникой (Taukun bolanke)
Размешивают варёное толокно с брусникой, добавляют сахарный песок, размешивают.

Колбаски с толокном (Toukun kiškiš)
Тонкие кишки моют и набивают толокном крупного помола, завязывают и жарят в большом количестве масла.

Кисельовсяный (Kagrtisel’ (Kargasine tisel’)
Кисель теперь делают из геркулеса с крахмалом, а раньше делали из овса. Замачивают геркулес (полпачки) на день с чёрным хлебом (лучше домашним). Потом процеживают, ждут, пока осадок осядет, а воду сливают.
Кипятят воду с солью, кладут туда осадок и столовую ложку крахмала. Варить недолго. Полить растопленным маслом. 

Яичница (Munapirg)
1 вариант: Берут несколько сырых яиц, разбивают и смешивают с холодным молоком, размешивают, выливают на сковороду, смазанную маслом, и ставят в горячую духовку до готовности.

2 вариант: Заранее готовят картофельное пюре. В него разбивают несколько яиц, наливают немного молока, сливочного масла, солят и перемешивают. Выливают на сковороду, смазанную маслом, и ставят в горячую духовку до готовности.

Сушёная селезёнка (Kuidud pärm)
Селезёнку солят и сушат на противне (в печи).
Получаются «тянучки», которые любят дети, как и сушёные овощи (репа, морковь).

Капуста с клюквой (Kapust garblonke)
Крупно нарезанную капусту варят в воде с сахаром в печи. Потом капусту мелко нарезают и заливают водой с размятой клюквой («клюквенной водой»).

Соус: луковое маканье (Lukpainatoz)
Нарезают зелёный лук (можно и репчатый), в миску наливают холодную кипячёную воду. Добавляют соль по вкусу, растительное масло (нерафинированное!).
В миску бросают лук. Едят с хлебом или картошкой.

Колобы (Kolobad, plotud)
Поставить с вечера опару: стакан воды, 20 – 30 грамм дрожжей, сахар замесить с мукой, молоком и щепоткой соли. Поставить в тёплое место до утра.
Сделать комочки или лепёшки. Сверху кладут начинку и ставят в печь.
Начинка: если мука пшеничная, то творог с яйцом и сметаной (или маслом), если ржаная, то — толокно или тёртая варёная картошка с маслом и простоквашей.

Сметанный пирог (Pirg kandatesenke)
Тесто, как у колоба, из белой муки (см. выше).
Делают лепёшки, края немного загибают вверх, покрывают густой сметаной, взбитой с яйцом, сверху насыпают сахарный песок. Пекут до готовности. Начинкой могут служить также ягоды – малина, клюква, черника – с сахаром, либо творог, протёртый с яйцом, сметаной и сахаром.

Пироги для зятя (Pirgad vävule)
Рецепт из газеты «Kodima»
Делают масляное тесто. Берут одно яйцо, разбивают, добавляют столовую ложку сметаны, сливок и воды, растопленного масла, столовую ложку сахара и щепотку соли.
Приготавливают густое тесто и дают ему постоять 10 – 15 минут, потом делают из него тонкие лепёшки. Лепёшки посыпают сахарным песком, сгибают пополам и защипывают. Жарят в масле на сковороде.

Хлеб (Leib)
Делают закваску: разводят воду с мукой на сутки, потом кладут ещё муки, месят, солят, раскатывают в форме ковриги, дают подняться на 1 – 2 часа, ставят в печь на 2 часа (если хлеб большой) или меньше.

 Kurnik – Курник
Полкилограмма мяса пропустить через мясорубку и посолить. Добавить нарубленную луковицу и, если мясо постное, растопленное масло (постное масло не годится).
Сделать тесто: маргарина две пачки по 200 грамм, молока три четверти стакана, полпачки дрожжей смешать с двумя яйцами, посолить, положить две большие ложки сахара. Замесить и оставить в тёплом месте.
Предварительно дрожжи, особенно, если мороженные, подогреть ирастереть, смешать с ложкой муки.
Раскатывают лепёшку на противне, кладут начинку на половину, другой половиной накрывают и защипывают. Сверху мажут яйцом.

Топлёное молоко с черёмухой (Maid tomičunke)
Соцветия черёмухи положить в кастрюлю с молоком и запечь в печи.

 Фольклор
Фольклор существует на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень в результате переселения рода, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди, как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и “хозяев” дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы – подарка “хозяину” стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используется вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари – noidad, которые специализировались в узких областях магии – лечебной, любовной, промысловой.

В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, песни, сказки, дразнилки, потешки, так называемые короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языках, в лесу во время сбора малины, на сенокосе.

Хранителями и исполнителями вепсской музыкально-поэтической традиции сейчас в основном являются пожилые женщины, объединяющиеся для пения в ансамбли до десяти человек.

 

Медведь и лиса.
Вепсская сказка

Встретились в густом лесу медведь и лиса. И спрашивает медведь:
Ну, как поживаешь, лиса?
Да живу, видишь, стараюсь своим хвостом для тебя тропинку расчистить и платы не про­шу.
Да неужели с меня плату брать, — говорит медведь, — если я в нашем лесу как царь, все меня боятся. Да и одной силы сколько! — хва­лится медведь.
И пошли они вместе бродить по густым ле­сам. Идут они и попали как-то на муравейник. Лиса и говорит:
Ну-ка, медведь, прищурь свои глаза и по­смотри, как муравьи таскают камни ростом с себя.
Тут он прищурил один глаз, а вторым ви­дит: правда. Ухватился и он тоже лапами за ка­мень, величиной с него, лежавший тут же рядом. Сколько ни тужился, ни ворочал, а одолеть никак не смог. Лиса и говорит:
— Вот ведь каков ты, медведь. Говорил, всех сильнее ты, а может быть, ты слабее меня.
И пошли они дальше. Идут-идут они и на­ткнулись на женщин-грибников. А женщины как увидели медведя — и давай кто во что го­разд: одни в ведра барабанить, другие кричать во все горло. Медведь испугался, видит, что тут творится, да и наутек. Бежал-бежал, спотыка­ясь, как полоумный, и свалился со скалы. Толь­ко его и видели, медведя-то. А лиса присела под сосну да с ухмылкой смотрит на все, что делается вокруг

Язык и письменность
Вепсский язык (вепсск. Vepsän kel’) — язык вепсов, входит в северную подветвь прибалтийско-финских языков.
Некоторые исследователи, впрочем, выделяют его в особую — восточную подветвь прибалтийско-финских языков.
Включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под угрозой исчезновения.

Вепсский язык имеет три живых диалекта:
— северный (Республика Карелия, прибрежная полоса Онежского озера к северу от Вознесенья);
— средний (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы Ленинградской области, Вытегорский и Бабаевский районы Вологодской области);
— южный (Бокситогорский район Ленинградской области).

Средний диалект выделяется более географически, так как в нём имеется ряд значительно отличающихся говоров и их групп (например, белозерские говоры, имеющие между собой значительные фонетические и морфологические различия, шимозерский говор, группы оятских говоров, юго-западные или капшинские говоры и др.). Среди не так давно вымерших диалектов выделяется исаевский — на юго-запад от Каргополя (вымер на рубеже XIX—XX веков; основной исследователь — Ялмар Басильер, основная работа — «Vepsäläiset Isajevan Voolostissa», 1890).

В 1930-е действовала письменность на латинской основе, использующая следующий алфавит:

A a

Ä ä

B b

C c

Ç ç

D d

E e

F f

G g

H h

I i

J j

K k

L l

M m

N n

O o

Ö ö

P p

R r

S s

Ş ş

T t

U u

V v

Y y

Z z

Ƶ ƶ

ı

 

 

В 1937 году была попытка перевести вепсскую письменность на кириллицу, но ни одной книги на кириллице в те годы не вышло.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов вепсская письменность была возрождена. В 1989 году были утверждены два варианта вепсского алфавита – на латинице и кириллице. Их применение, однако, было различным. За следующие 18 лет был издан лишь один букварь на основе кириллицы, а вся учебная и художественная литература издавалась и продолжает издаваться на латинской графике. Практика показала, что алфавит вепсского языка на основе кириллицы остался не востребован.
В 2007 году был утверждён и используется алфавит на основе латиницы с добавлением дополнительной диакритики:

A a

B b

C c

Č č

D d

E e

F f

G g

H h

I i

J j

K k

L l

M m

N n

O o

P p

R r

S s

Š š

Z z

Ž ž

T t

U u

V v

Ü ü

Ä ä

Ö ö

 

 

 

Краткий разговорник:

Tervhen!  — Здравствуйте!
Nägäemoi! — До свидания!
Kaiked hüväd! — Всё хорошо!
Prošti! Proštkat! — Извините!
Hüvä!- Спасибо!
Pagiredik lüšdiks? — Говорите по-вепсски?
Ka — Да.
En — Нет.
Uden vodenke! — С Новым годом!