МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Кряшены « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Кряшены (тат. керәшен от русск. крещён; крещёные татары, тат. keräşen tatarlar, керәшен татарлар) — этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие, живут в основном в Татарстане, небольшие группы в Удмуртии и в Башкортостане. ( на фото: Коллекция МАЭ РАН: № 1700-114. ID изображения: 3587117)
В настоящее время нет единого мнения о статусе кряшен: в советское время было официально распространено мнение, что кряшены являются частью татарского народа, этой же версии придерживаются татарские исследователи; в то же время заметная часть кряшенской интеллигенции отстаивает мнение о кряшенах, как отдельном народе.
Согласно традиционной точке зрения на проблему возникновения кряшен, формирование этой этноконфессиональной группы как самостоятельной общности происходило длительное время при участии финно-угорских и тюркских компонентов. В то же время, несмотря на то, что в период Волжской Булгарии и Золотой Орды известны тюркские феодалы и их окружение христианского вероисповедания, и то, что в более поздний период некоторые татарские аристократы переходили в православие, отдельного «кряшенского» этнического образования не было. Решающее же влияние на формирование кряшенов, как отдельной общности оказал процесс христианизации части татар Поволжья во второй половине XVI-XVII веках (сформировавшаяся в это время группа носит название «старокрещённых татар) и процесс христианизации нерусских народов Поволжья в первой половине XVIII века (новая группа татар, сформировавшаяся в это время, носит название «новокрещённых»).
Этнографы отмечают, что по особенностям языка и традиционной культуры можно выделить пять этнографических групп кряшен, каждая из которых имеет свои особенности и свою историю формирования:

  • казанско-татарская,
  • елабужская,
  • молькеевскуая,
  • чистопольская
  • нагайбаки (выделились в 2002 году в отдельную национальность)

Эти названия (кроме нагайбаков) достаточно условные: Казанско-татарская группа относилась к Казанской губернии (в Казанском, Лаишевском и Мамадышском уездах); Самарской; Уфимской; Вятской губерниям, в последней в Малмыжском уезде (это самая многочисленная и древняя группа). Молькеевские кряшены Казанской губернии жили в Тетюшском и Цивильском уездах (сейчас — Апастовский район). Чистопольская группа была сконцентрирована в этой же губернии, в районе Западного Закамья (Чистопольский и Спасский уезды), Елабужская группа относится к Елабужскому уезду (в прошлом Вятская губерния). Нагайбакская группа размещалась на землях Верхне-Уральского и Троицкого уездов.
По основным элементам культуры, кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны происхождением и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Исповедуют православие.

Ремесла и промыслы
Ведущую роль в хозяйстве кряшен играло земледелие с зерновой специализацией (рожь, пшеница, полба, овес, гречиха, ячмень, горох, чечевица).
Из технических культур возделывали коноплю, реже — лён.
Основным орудием вспашки оставалась до нач. 20 в. соха (суки).
Огородничество и садоводство были развиты слабо, ограничивались выращиванием картофеля, лука, иногда капусты, тыквы.
Животноводство было подсобным, содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней (о позднем появлении свиноводства свидетельствует тот факт, что эти животные не фигурировали в традиционных ритуалах и мясо животных в обрядовой пище не присутствовало).
Птицеводство практиковалось широко (куры, гуси, местами — утки и индейки).
Имелось пчеловодство; рыболовство и охота носили любительский характер.
Промыслы достаточно разнообразны: ткачество, плетение лаптей, обработка дерева, шерсти, кожи, рогожное производство и т. п.

Традиционное жилище
  Типы поселений: деревни, сёла (аул), в основном овражно-речного или долинного типа. В 19 в. преобладала линейная форма планировки деревень.
Усадебные постройки, образующие единый комплекс, состояли из бревенчатых изб — преобладали двухкамерные жилища (изба — сени), из целого ряда хоз. построек (клети, амбары, хлева, бани, кладовые, погреба и т, д.).
Крыши жилищ покрывались тесом и соломой, хоз. постройки, кроме того, лубом и камышом.
Традиционным было деление дома на две половины — белую (ак ой) и черную (кара ой). Почетным местом у кряшен. — наряду с тур (священное место напротив дверей у тюрок), было и местонахождение иконы (кояш почмак, тэре почмак).
Жилая часть комнаты делилась, как и у татар-мусульман, на две половины (муж. и жен.) перегородкой или занавеской (чаршау).
Во внутреннем убранстве жилища широко использовались домотканые полотенца с цветными концами, салфетки и др. Основной мебелью служили нары, полати и лавки. В кон. 19 в. проникли и некоторые детали городского быта (столы, буфеты, зеркала, часы и т. д.).

Традиционная одежда
Одежда разных групп кряшен имеет различия. Во второй пол. 19 в. одежда шилась из холста и пестряди (алача), а в кон. 19 — нач. 20 вв. распространились фабричные ткани. Но вплоть до коллективизации, фабричные ткани  использовались для изготовления праздничной одежды.
У кряшен в отличие от татар-мусульман, домотканая одежда из употребления вышла значит, позже. Комплекс одежды отличался от одежды татар-мусульман применением пояса (эзэр), который довольно рано вышел из употребления, но сохранился в одежде некоторых групп кряшен.
 Наиболее распространены рубахи туникообразного покроя, без плечевых швов, из белого холста (покрой общий для мужчин и женщин). Др. тип женской рубашки с отрезной талией, с украшением грудного выреза (изу), с оборками (у разных групп изу по форме различался; оборок также было больше или меньше у локальных подгрупп). Переход к городской одежде произошел на основе последнего типа жен. одежды через добавление кокетки и ряда др. усовершенствований.
(на фото: Девушки в праздничной одежде. Коллекция МАЭ РАН: № 1700-113. ID изображения: 3587115)

Замужние женщины под рубахой носили украшенные тамбурной вышивкой или аппликацией из кусков цветного ситца нагрудники (кукрэкчв).
У мужчин вышивались концы рукавов, подол, приполок рубахи женихов. Штаны — с широким шагом, одинакового покроя для обоих полов. У мужчин в нач. 20 в. получили распространение штаны город, типа — чалбар.
 Как у мужчин, так и у женщин были распространены передники. У женщин передник был частью праздничной одежды.
В качестве верхней одежды и для женщин, и для мужчин (до сер. 19 в.) использовался камзол, который у женщин имел приталенную форму. Праздничные камзолы, особенно у девушек, украшались аппликацией из цветных тканей, лент, серебряного позумента и т.д.
Характерная летняя одежда как девушек, так и молодых женщин — зилян (из холста). Позже его шили и из фабричных тканей. Праздничные зиляны, особенно у невест, украшались. В старину имелась и др. халатообразная одежда — джуа (чыба). У мужчин наиболее распространенная верх.няя одежда — казакин (с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником.
В весенне-осенний сезон носили чикмень (чикмэн) из сукна (у мужчин — прямоспинный, у женщин — приталенный), женщины также армяк (приталенный, из черного сукна). Муж. и жен. одежда — бишмети (бишмэт) из фабричных тканей на вате, шубы, полушубки, тулупы. У девушек шубы украшались прошивными цветными узорами или аппликацией. Широкое использование аппликации отличает от татар-мусульман.
Обувь: лапти (чабата) татарского образца, суконные чулки (тула оек), вязаные чулки, сапоги (в т, ч. чэрек башмак) и валенки, также валеные калоши — йон ката.
Головные уборы у мужчин в основном того же типа, что и у др. татар. Зимой шапка из овчины, иногда опушенная по краям мехом (камалы бурек). Бытовал широко и рус. малахай. Летом войлочные шляпы черного и серого цвета. Позже распространились город. фуражки. Национальные татарско-мусульманские типы головных уборов (тубэтэй, кэлэпуш) отсутствовали, У женщин также не наблюдалось целого ряда типов головных уборов (маленькие калфаки, камчат бурек, каттаджи и др.), которые, видимо, воспринимались как мусульманско-татарские. Девушки волосы не покрывали, женщины носили сороку (сурэкэ), бывшую сложным убором из волосника (мэланчек) и повязки (или покрывала в зависимости от возраста). Девичьи головные уборы: калфаки, носившиеся вместе с ука чачак — налобной повязкой и такъя — шлемообразной формы (у некоторых групп кряшен). Украшения весьма разнообразны — серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера, мелких кораллов и т, д. (головные повязки, накосники, серьги, шейные украшения, браслеты и т. д.).

Национальная кухня. Рецепты
Основа пищи — мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов — баранина, телятина, говядина. Свинина — не везде. Из птиц — мясо кур, гусей, уток. Конина употреблялась не везде. В отличие от мусульман кряшены широко использовали грибы. Специфика кряшенской кухни — приготовление студня (койка), Распространено использование в пищу крови животных (кан табэсе). Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык (вид кислого молока), творог (эремчек, сезмэ), разновидность сыра (чыгыт), но не везде. Осн. напиток — чай, также эйран (смесь катыка с водой), квас, пиво (сыра) — непременный напиток на свадьбах, медовые напитки (в т. ч. и алкогольные), самогон (кумышка).

Фольклор
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ФОЛЬКЛОР
Традиционно произведения начинаются с одноголосия, иногда через несколько тактов, иногда через период (8 тактов) другой голос присоединяется к первому и ведет свою линию интерпретации — то уходя, то возвращаясь, создает свой мотив внутри произведения, далее голоса — иногда по порядку, иногда все разом — подхватывают и поют хором. Песни могут быть обрядовыми, игровыми, застольными и т.д. Важно также сказать о существовании традиционной вокальной школы кряшен: это особый прием озвучивания тембра голоса, применение грудно-голосовых, носовых пазухов и дикционную чистоту, в результате позволяющую исполнять особо ровным звуком на широком дыхании и неустанно петь очень долгое время.

 Язык и письменность
В языке кряшен выделяется четыре говора:

  1. говор кряшен Нижнего Прикамья;
  2. говор заказанских кряшен;
  3. говор чистопольских кряшен;
  4. говор молькеевских кряшен.

Кряшены в основном говорят на среднем диалекте татарского языка. Говор молькеевских кряшен, является исключением, он ближе к западному диалекту татарского языка. Главные отличия языка кряшен — малое количество арабизмов и фарсизмов, сохранение архаичных старотатарских слов.
Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведётся на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-х годов XX века, когда на нём начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.