МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Бесермяне « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Бесермяне (самоназвание — бесерман; удм. бесерман) — малый народ России, дисперсно проживающий на северо-западе Удмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень — мононациональны.
Говорят на наречии удмуртского языка финно-угорской группы уральской семьи, в общем близком к южным говорам удмуртского языка, что имеет объяснение в этнической истории бесермян.
Верующие бесермяне — православные христиане; народная религия бесермян очень близка к народной религии удмуртов, включая в себя также некоторые элементы исламского происхождения.
Русские летописные источники XIII -XV вв. фиксируют народ под названием Б. на Волге и в нижнем течении р.Камы. Подтверждением раннего расселения бесермян на территории Заказанья служит и сравнительный анализ материальной культуры, прежде всего — костюмного комплекса.  Бесермян в бассейне Чепцы письменные источники отмечают в XVI- начале XVII столетий в соседстве с удмуртами, татарами и русскими и часто называют их «чуваша», позднее за ними окончательно закрепляется этноним Б. Имеющиеся письменные и полевые источники позволяют предположить, что бесермяне. — это группа юж. удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюркское влияние. В формировании бесермян определенную роль сыграл религиозный фактор: в Волж. Булгарии часть южноудмуртского населения приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удмуртского этноса, и постепенно получила название «бесерман», очевидно, восходящее к «мусульман». После падения Волж. Булгарии Б. переселились вверх по Вятке в низовья Чепцы.Окончательное формирование этнической группы произошло именно на р.Чепце после переселения с территории Заказанья. Несмотря на компактное проживание, у бесермян., по мере расселения по Чепце и ее притокам, сформировалось несколько локальных групп, в пределах которых сложились свои незначительные особенности в говорах, в музыкальном фольклоре, обрядах и материальной культуре.
Традиц. культура типична для народов Сев. Поволжья, близка к северо-удмуртской.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Религия бесермян — православие, но сохраняются элементы мусульманских и традиционных верований.
Сохранялись многие семейно-родовые культы, в частности, почитание воршудов, под которыми понимался как сам род, так и его священные реликвии (их хранили в куале), и божества-покровители рода или семей, входящих в него, и совокупность родовых представлений и обрядов. В то же время воршуд обозначал связанных с данным культом экзогамное объединение родственников.
Сохраняются элементы традиц. пантеона, близкого к удмуртскому, культ предков, почитаемые места молений (священные рощи, родники, деревья), календарные (святочные обходы деревни ряжеными — вожо и др.), свадебный (сватовство, приготовление и осмотр приданого, пиры в доме жениха и невесты, одаривание и трудовые испытания молодых, послесвадебные визиты) и др. обряды, свадебные, похоронно-поминальные и рекрутские напевы-импровизации (крезь).  Танцы — одиночные, реже — парные под пение или наигрыши на гармонике. В прошлом была распространена волынка (быз). Весной устраивали праздник плуга (Акаяшка), с 1990-х гг. возрождается летний праздник (моление о дожде) Корбан, сопровождающийся жертвоприношениями животных и др. Местами существует обычай приглашать мулл из татарских деревень на первый выгона скота. 
Для бесермян характерны различные обряды: свадебные, календарные, семейные и т.д.
Во время календарных и семейных обрядов готовят ячневую кашу на мясном бульоне,  на Рождество — пресные сочни (кварнян).
Многие обычаи и обряды сохраняются в бесермянских семьях и по сей день. Например, свадебный обряд. При сватовстве парень крал девушку, прятал в амбар. Родственники считали её помолвленной, уже не своей. После играли свадьбу.

Ремесла и промыслы

Основное занятие бесермян — пашенное земледелие. Выращивали рожь, овёс, ячмень, коноплю и овощные культуры (репу, морковь, капусту, брюкву). Изо льна готовили домотканые холсты, плели рогожи. Из семян конопли и льна выбивали масло.
У бесермян получило широкое развитие животноводство. Оно давало тягловую силу, продукты питания, сырьё для изготовления одежды и хозяйственных предметов, удобрение. Из шкур готовили кожу для обуви, которую сами же и шили. Сыромятную кожу использовали для изготовления хомутов. Из шерсти катали валенки, пряли нити, а затем вязали варежки и носки, ткали суконное полотно. Различные поделки изготавливались из кости и рогов: гребешки, пуговицы, рукояти, ложки.
Хорошим подспорьем в хозяйстве служили бортничество, охота, рыболовство. Были распространены отхожие промыслы на сельскохозяйственные работы и извоз.
Жильё, домашнюю утварь, средства передвижения, орудия труда бесермяне изготавливали из дерева. Из бересты плели лапти, как из бересты, так и из лозы — пестеря, корзины. Из глины изготавливались горшки, чашки, корчаги.
С древних времён бесермяне научились получать металл из болотной руды и изготавливать в кузницах серпы, топоры, косы-горбуши, ножи, предметы для охоты и рыболовства, а также женские украшения.

Изготовление гребешка из рога
Необходимо отпилить широкий край рога, топориком или ножом очистить грубый поверхностный слой. Полученную трубочку подержать над горячими углями, после чего быстро раскрыть её ножом (для безопасности надеть рукавицы). Горячее изделие-пластину зажать в станке, оттачивать до нужной толщины острым ножом, намечая размеры для зубьев. Затем прорезать зубья и обработать напильником между ними. Очистить изделие осколком стекла, чтобы придать блеск.

Традиционное жилище

Бесермяне выбирали место для строительства жилья около водоёмов: рек, ручьёв и родников. Дома старались строить по склонам холмов, чтобы ветер не продувал жилище и грунтовые воды не попадали в подполье.
Основным строительным материалом служило дерево. В основном использовали хвойную древесину. Избы повсеместно строились одноэтажные: четырёхстенные или пятистенные. Стены в доме были тёсаные, ничем не обшитые.
Священным местом в доме была печь, изначально глинобитная, а в ХХ веке — кирпичная. На треть площади избы, в задней её части, сооружались полати, на которые взбирались по лестнице у дверей. Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, а над ними по периметру подвешивались полки. В XIX — начале ХХ века в переднем углу стоял стол с массивным подстольем на толстых точёных ножках, а рядом с ним — единственный стул с резной спинкой, предназначенный для хозяина дома или почётного гостя. У боковой стены помещалась широкая деревянная кровать или нары.

 

 Традиционная одежда

Бесермяне любят яркое и красочное в одежде. Преобладает в основном красный цвет. Зимняя одежда в клеточку, а летняя — в полоску.
Летняя праздничная одежда состоит из рубашки, очень нарядной, с разукрашенным поясом, рукавами и особо украшенным нагрудником. На эту рубашку надевают зыбын, напоминающий фартук песочного цвета с украшением на подоле и на груди. Затем фартук белого цвета, ярко нарядно вышитый. Кроме него на голове у женщины был нарядный платок, надеваемый по-татарски на шапку кашпу.
Основа традиционного женского костюма — рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной вышивкой, аппликацией, тесьмой, широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета, с вкраплением зелёного, жёлтого. Контур выделяли чёрным цветом.

       

Бесермянки носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток, передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Верхняя распашная одежда имела вид халата.
Для женского костюма характерны нагрудные украшения: шейные, чересплечные из раковин каори, коралла, бисера и монет. Женщины носили браслеты и кольца. Девичий головной убор представляла небольшая остроконечная шапочка, украшенная раковинами каори, монетами и бисером. Женский головной убор составляли головное полотенце из тонкого белого холста, шлемообразная шапочка, украшенная монетами и бисером. Сверху надевался платок.

В мужском костюме прослеживаются схожие черты с костюмами удмуртов и русских. Одежда шилась из сукна и домотканой пестряди.
Характерной особенностью бесермянского народа является возможность по отдельным элементам одежды определить возраст, социальный статус и материальное положение.

Национальная кухня. Рецепты
Традиционная пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб, пироги и шаньги с различной начинкой, каши, супы. Бесермяне любили вкусно готовить. На сочнях пекли пироги из колеги с жиром. На каждом праздничном ужине такой пирог был обязателен.
Пуштыен шид — суп со взбитым яйцом — известное блюдо в бесермянских семьях. Другое блюдо — плошка — напоминало омлет, запекаемый в глиняной чашке в печи.
Обязательным традиционным блюдом являлась ячневая каша, приготовленная на молоке.

Фольклор

Широкое развитие у бесермян получило песенное и танцевальное искусства. Пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – гуслях, свирели, волынке и др.
Бесермяне очень любят петь. У них на все случаи есть песни. Свадебные, трудовые, будничные, связанные с проводами в армию и другие. Мелодии разные. По ним можно определить, по какому поводу собрался народ. Напевы бесермян — крезь — не нужно переводить. Бесермяне поют о том, что видят и чувствуют.
Своему стилю пения женщины-бесермянки учились всю жизнь. В хоре каждая поёт о своём, о чём думает, что видит перед собой. Мелодия крези не меняется уже сотни лет, а содержание – всегда новое. Бесермяне считают: прежде, чем петь о жизни, надо её прожить.

 Язык и письменность