МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Башкиры « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

 

Башкиры (башк. Башҡорттар) — тюркский народ, проживающий на территории России в Республике Башкортостан, Челябинской области и других регионах. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала, Предуралья и Зауралья.
Наиболее распространенная этимология самоназвания «башкорт» — от «баш» — «голова» и «курт» — «волк». По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башкорта, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современную территорию расселения. Другое название башкир — «иштяк», «истяк» — предположительно также было антропонимом.

Семья в праздничных одеждах. Башкиры. Начало XX в. Фонды РЭМ.

 В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX веке фиксируют письменные источники. С конца IX — начала X вв. жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.
Ещё в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-маньчжуров и монголов. Расселяясь на Южном Урале, башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь они, по-видимому, вступили в контакт с некоторыми древнемадьярскими племенами.
В X — начале XIII вв. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV веке приняли ислам. В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена. После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство (1552—1557). Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии. Царская администрация подвергала башкир различным формам эксплуатации. В XVII и особенно XVIII веках башкиры многократно поднимали восстания. В 1773—1775 сопротивление башкир было сломлено, однако были сохранены вотчинные права башкир на земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России.

Религия, веровани,обычаи, традиции, обряды

По религиозной принадлежности башкиры — мусульмане суннитского направления.
В доисламский период главной религией башкир были тенгрианство.
Ислам начинает проникать на земли башкир в X веке. Одними из первых проповедников ислама среди башкир считаются башкирский хан Турахан и мусульманский проповедник Хусаинбек. К XVI веку ислам стал основной религией башкир.

Наверх

Ремесла и промыслы

Традиционный тип хозяйства башкир — полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия — деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).
С XVII века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В северо-западных районах уже в XVIII веке земледелие становится основным занятием населения, но на юге и Востоке кочевание сохранилось местами до начала XX века. Однако и здесь к этому времени переход к комплексному земледельческому хозяйству был завершён. Переложная и подсечная системы постепенно уступают место залежно-паровой и трёхпольной, увеличиваются, особенно в северных районах, посевы озимой ржи, а из технических культур — льна. Появляется огородничество. В конце XIX — начале XX вв. входят в обиход заводские плуги и первые сельскохозяйственные машины.
Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.

Наверх

Традиционное жилище

Традиционный тип поселения — аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников. Первоначально было распространено кучевое расположение жилищ; близкие родственники селились компактно, нередко за общей оградой. В XVIII—XIX вв. стала преобладать уличная планировка, каждая родственная группа образовывала отдельные «концы» или улицы и кварталы.
Традиционное жилище башкир — войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом, тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (с коническим верхом) типа. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне — срубные избы с сенями, дома со связью (изба — сени — изба) и пятистенки, изредка встречались (у зажиточных) крестовые и двухэтажные дома. Для срубов использовали хвойные породы, осину, липу, дуб. Временными жилищами и летними кухнями служили дощатые балаганы, плетневые избы, шалаши. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья. Современные сельские жилища башкиры строят из брёвен, применяя срубную технику, из кирпича, шлакобетона, бетонных блоков. В интерьере сохраняют традиционные черты: деление на хозяйственно-будничную и гостевую половины, устройство нар.

Наверх

Традиционная одежда

Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён.
Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами.
Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет.
Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий — шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. 
Верхняя халатообразная косоклинная одежда с приталенной спинкой, без воротника и застежки, со слегка зауженным рукавом (елен). По горловине, полам, подолу и низу рукавов елен украшен полосами серебряного позумента, нашивками жетонов из белого металла, бусами и подвесками из пасты, имитирующими кораллы и сердолик. Элементы декора расположены симметрично по вертикальной оси.
( на фото: Елен. Начало XX в. Уфимская губ., Стерлитамакский у., д. Аючево. Башкиры. Фонды РЭМ)
Праздничную весенне-летнюю одежду носили башкирки разного возраста. У зауральских башкир елен входил в состав подарков жениха невесте. В зависимости от способа декорирования различали несколько разновидностей такой одежды. Большое количество декоративных нашивок указывали на молодость владелицы. Состоятельные башкирки шили праздничную распашную одежду из бархата или сукна, обильно украшая ее серебряными монетами. Если елен не имел застежки, то его полы свободно спускались вниз, оставляя видным платье и нагрудник Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки — изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Мужская одежда — рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы — тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье — и лапти. (на фото: Костюм праздничный молодого джигита. Башкиры. Уфимская губерния. Конец XIX века. Фонды РЭМ)

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Башкиры издревле являлись полукочевым народом населяющим обширную территорию на  Южном Урале. Их образ жизни способствовал формированию самобытной культуры, традиций и кухни башкир: зимовка в деревнях и проживание на летнем йэйлеу вносило разнобразие в рацион и возможности приготовления пищи.
Башкирские блюда отличаются малым количеством приправ: в основном используются только черный и красный перец, и чеснок. Однако недостаток приправ с лихвой возмещается обилием свежей зелени: зеленого лука, укропа и петрушки. Немаловажной особенностью башкирских блюд является обилие мяса во всех горячих блюдах и закусках – количество блюд без мяса можно буквально пересчитать по пальцам одной руки. Гости других национальностей часто бывают удивлены количеством мяса в предложенных им угощениях и способностью башкир его поглощать в сочетании с луком и солью. Любовь башкир к конской колбасе «казы» и конскому салу заслуживает отдельного внимания: башкиры любят есть конину с толстыми кусками сала запивая его бульоном с кислым курутом (кисломолочный продукт) нейтрализующим последствия такого количества жира.
Кочевой образ жизни привел к формированию широкого ряда продуктов длительного хранения. Таким образом основную массу башкирских национальных блюд составляют отварная, сушеная и вяленая конина, баранина, молочные продукты, сушеные ягоды, сушеные злаки, мёд. Яркими примерами являются такие блюда как казы (конская колбаса), какланган ит (вяленое мясо), как (пастила), кумыс, сейәле hары май (вишня в топленом масле), корот (сухой курут) и айран – все эти блюда относительно долго сохраняются даже при летней жаре и их удобно брать с собой в дорогу. Говорят что кумыс готовился именно в дороге – сосуд с кобыльим молоком привязывался к седлу и болтался в течении дня.
Традиционное башкирское блюдо «бишбармак» готовится из отварного мяса и салмы, обильно посыпается зеленью с луком и сдабривается курутом. Это другая заметная особенность башкирской кухни: к блюдам часто подаются молочные продукты – редкое застолье обходится без курута или сметаны. Большинство башкирских блюд отличаются простотой приготовления и питательностью.
Такие блюда как айран, кумыс, буза, казы, бастурма, плов, манты, и многие другие считаются национальными блюдами многих народов от Уральских гор до Ближнего Востока.
Башкирское чаепитие
У башкир есть очень популярное выражение – «попить чаю». Пусть вас не обманывает кажущаяся простота и прямолинейность этого предложения: за этим обыденным словосочетанием кроется приглашение на башкирское чаепитие с пирогами, вареным мясом, колбасой, ватрушками, сметаной, вареньем, мёдом и всем чем располагает хозяйка дома. «Попить чаю» у башкир означает «слегка перекусить» – вполне очевидно что такой «чай» способен заменить завтрак или обед по своей сытности. И если кто-то в Башкортостане сетует что с утра пил только один чай не спешите сочуствовать: вряд ли этот человек голодал весь день!
Башкиры всегда пьют чай с молоком: это для них настолько привычно, что у гостей редко спрашивают добавлять ли им молоко в чай. Традиция добавления молока в чай настолько стара что в некоторых регионах является предметом для споров вопрос когда следует добавлять молоко в чашку: перед налитием чая или после.
Башкирский мёд
Башкирский мёд издавна славится своими вкусовыми качествами и является для башкир предметом гордости. Без настоящего башкирского мёда не обходится ни одно чаепитие, а бутерброд со свежей деревенской сметаной и мёдом своим вкусом затмевает все десерты сделанные рукой человека. Для башкир делом чести является обладание настоящим башкирским медом произведенным родственниками–пчеловодами. Такой мёд нельзя купить в магазине или на базаре.
Кумыс
Кумыс является национальным напитком башкир, традиция производства которого уходит корнями в далекое прошлое. Умение делать вкусный кумыс издавна ценилось и передавалось от поколения к поколению. Поговаривают что для вкусного кумыса предпочитаются специальные породы лошадей, но сами мастера эту теорию не подтверждают…
Кумыс следует употреблять в свежем виде иначе он быстро киснет и теряет свои вкусовые качества. В нем содержится небольшое количество алкоголя и если его много выпить можно захмелеть.
Праздничный стол
По праздникам башкиры готовят особенные блюда: бишбармак, чак чак, бэлеш и др. Чак чак является обязательным украшением любого праздничного стола. На праздничном застолье принято каждому гостю предложить улюш – долю праздничной дичи (барана, гуся, и др.)
У башкир есть множество праздничных блюд приготовляемых по особым случаям: кейеу билмэне – особые мелкие пельмени которые готовят к свадьбе в честь жениха, килен тукмасы – особая лапша которую готовит невеста чтобы показать свою способность: такая лапша должна быть особенно тонкой и рассыпчатой. Чак чак, собственноручно приготовленный невестой, является обязательной частью свадебного ритуала – невеста своими руками кладет кусочек чак чака в рот всем гостям после бракосочетания. Каз умахы – это особый повод для праздничного застолья, когда хозяйка приглашает соседок для помощи в ощипывании гусей по осени; вечером по окончании работы хозяйка угощает всех свежей гусятиной.

Ваҡ бәлeш (Вак балиш)
Рецепт приготовления вак беляша (балиша):
Мука 2 ст.,
молоко 120 мл.,
масло топленое 20 г.,
яйцо 1 шт.,
баранина или говядина 500 г. ,
лук репчатый 2 шт.,
картофель 500 г.,
специи,
соль.
Замешать сдобное пресное тесто из муки, молока, масла , яйца и соли и дать постоять 20-30 мин. Баранину нарезать мелкими кусочками (можно через мясорубку с крупными отверстиями)  и смешать с мелко нарезанными картофелем и репчатым луком,  солью, перцем, лавровым листом. Тесто раскатать  на лепешки диаметром  10 см. (приблизительно), на середину каждой кладут фарш. Края лепешки защипить, собирая их складочками и оставляя небольшое отверстие, куда при выпекании периодически вливать жирный бульон.

Туҡмас (Тукмас)
Рецепт приготовления супа с лапшой:
мясо птицы (курица, гусь, утка) – 500 г.,
масло сливочное – 0,5 ст. ложки,
лук репчатый – 1 шт.,
морковь – 1 шт.,
мука – 1 стакан,
яйцо – 1 шт.,
соль, специи по вкусу
Отварить мясо в 2 литрах воды и разрубить на кусочки . Для приготовления тукмаса замесить тесто из муки, яиц и воды, раскатать тонким слоем и нарезать полосками мельче, чем на лапшу. Затем оставить на 30-40 минут в прохладном месте. В кипящий подсоленный бульон положить пассерованные лук и морковь, подсушенный тукмас, специи. Когда тукмас всплывет, варить бульон на медленном огне 5-6 минут. Перед подачей на стол добавить в тарелки мясо
.

Наверх

Фольклор

Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», «Кусяк-би», «Урдас-би с тысячью колчанов», «Алпамыша», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу»). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.
Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.
Традиционные музыкальные инструменты — курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный — в виде продолговатой пластины и металлический — в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.
Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т. п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Синкретичны демонические персонажи бисура, албасты. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается также в обрядах, особенно родинных и похоронно-поминальных.
Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали каргатуй («грачиный праздник»). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй, hабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена — волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай», в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.

Легенда «Журавлиная песнь»

В древности среди зауральских башкир жил один могучий батыр. Был у него конь сивый тулпар, который мог стремглав перенести хозяина, куда тот пожелает. Не было равного тому батыру по силе, храбрости и уму. Если на его родной край нападали враги, он беспощадно уничтожал их, защищая сородичей. К тому же, батыр был прославленным кураистом и певцом. Когда он, взобравшись на Ирендык, играл на курае, звуки его хорошо были слышны в окрестных аулах.
Батыр женился, но только спустя много лет жена родила ему сына, такого крепкого, словно налитого свинцом. Дитя росло не по дням, а по часам. «Храбрее отца будет», – говорили о нем люди с восхищением. И в самом деле, став юношей, он во всем превзошел отца. Прославился егет, как и отец, игрой на курае.
Сосватал ему отец невесту. Отдал ему сивого жеребца и егет отправился в дом тестя. Приехав, оставил жеребца своего на лугу. Утром, когда пришел за ним, услышал прекрасную мелодию. Устремился он в ту сторону, откуда доносились звуки. Притаившись, стал наблюдать. На поляне кружилась в хороводе стая маленьких серых журавлей. В центре круга стояла журавушка. Стоило ей, взмахнув крыльями, начать мелодичное курлыканье, как маленькие журавли тут же присоединялись к ней. С упоением слушал егет звенящую мелодию журавлей. Боясь, как бы не забыть песню птиц, вскочил на коня и стрелой помчался в дом. Взял он свой курай и заиграл песнь.
– Откуда тебе ведома та удивительная мелодия? – спросил егета аксакал. Егет поведал о случившемся. Взволновался народ. Как бы беда не нагрянула. А старец промолвил:
– Это ведь песнь журавлей. Там, где они играют, суждено быть большому сражению, в котором много людей погибает, – говорили в старину наши деды.
Услышав это, батыр отправился к отцу. «Да, сынок, там, где играют журавли, будет побоище. Свое боевое снаряжение тебе вручаю», – сказал отец. «Будь храбрым, не запятнай честь рода. А сейчас собери войско». И егет собрал войско, готовое к битве. Прошло немного времени, и на землю напали чужеземцы. Егет поднял своих стрелков и пошли бить врагов. Когда же бой стих, несколько дней праздновали победу. А напев, услышанный им от журавлей, с тех пор стал называться Журавлиной песнью. Озеро, у которого было побоище, называют Яугуль. Оно находится в Баймакском районе, в 10–15 км к югу от Сибая.

http://bashskazki.ru/

Наверх

Язык и письменность

Башкирский язык (башҡорт теле (info) [bɑʃqɵrt tɨiɨ]), язык башкирского народа, относится к кыпчакской группе тюркских языков. Основные диалекты — северо-западный, южный (юрматинский) и восточный (куваканский).
Наиболее близок татарский язык, от которого отличается фонетическими, в меньшей степени грамматическими и лексическими особенностями.
Включен ЮНЕСКО в красную книгу языков Европы (число носителей сокращается).

Письменность
Башкирская письменность до 1928 года основывалась на арабском алфавите, с 1928 года — на латинском (см. Яналиф). В 1940 году введен современный алфавит на основе кириллицы.
Башкирский алфавит

А а Б б В в Г г Ғ ғ Д д Ҙ ҙ Е е
Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Ҡ ҡ Л л
М м Н н Ң ң О о Ө ө П п Р р С с
Ҫ ҫ Т т У у Ү ү Ф ф Х х Һ һ Ц ц
Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ы ы Ь ь Э э Ә ә
Ю ю Я я            

Современное башкирское письмо — фонетическое по своей сути. Алфавит основан на кириллице с 9 дополнительными символами, соответствующим специфичным звукам: увулярные взрывные Ғғ [ɢ], Ҡҡ [q], межзубные фрикативы Ҙҙ [ð], Ҫҫ [θ], велярный носовой Ңң [ŋ], фарингальный Һһ [h]; переднеязычные гласные: открытый Әә [æ], среднего подъема суперлабиализированный Өө[ø], верхнего подъема Үү [ʏ]. См. также раздел о фонетике языка.

Наверх