МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Чулымцы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

ЧУЛЫМЦЫ, чулымские тюрки, июс кижилер (самоназвание, буквально чулымские люди), пестын кижилер (самоназвание, буквально наши люди). В Российской Федерации (Томская область, Красноярский край) живут в бассейне реки Чулым и его притоков Яи и Кии. Численность 688 тыс. человек (1996). Этнические группы — среднечулымские, или мелесские, и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-каргачинской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюковской и курчиковой групп).

Говорят на чулымско-тюркском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: нижнечулымский (говоры: кецик, кюэрик, ячинский, чибинский и ежинский) и среднечулымский (говоры: тутальский и мелетский). Верующие чулымцы — православные.

Краниологические данные указывают на связи с тюркоязычным населением Южной Сибири (особенно с кызыльцами), а также с нарымскими селькупами и томскими татарами. Выявляются самодийский (в основном селькупский) и кетский субстраты, а также монгольские элементы. Тюрки проникают на Чулым начиная со второй половины 2-го тысячелетия нашей эры преимущественно из Южной Сибири. Выявляются теле-уйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и другие компоненты.

После вхождения Сибири в состав России в XVI—XVIII веках небольшая часть чулымцев была ассимилирована русскими, а также кызыльцами, обскими и томскими татарами. Численность чулымцев в XVII веке сократилась с 1040 до 830 человек, в начале XVIII века составляла 1520 человек, в начале XIX века (1816) — 3900 человек и в конце XIX века — 4825 человек. В советский период чулымцы были отнесены к хакасам. Наблюдается укрепление культурных связей с хакасами, ускорение ассимиляции чулымцев русскими. Сокращается численность чулымцев, уменьшается число говорящих на родном языке.

Родовая община (суок) в XVII—XVIII веках сменилась территориально-соседской общиной (йон). Патриархальная семья в XIX веке была вытеснена малой моногамной. До конца XIX — начала XX вв. сохранялась патронимия, в некоторых селениях патриархальные семьи. В семейной и нередко в общественной жизни женщина была равноправна с мужчиной. Современная семья состоит из двух-трёх поколений.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

В православие чулымцы обращены в XVII — XVIII вв. До первой трети XX в. сохранялись традиционные верования, шаманизм. Шаманскими атрибутами были белый головной платок, ожерелье из белых бус, сапоги, погремушка, ложка для кормления духов и др. Было распространено поклонение изображениям духов — родовых, семейных и личных покровителей (у женщин чаще всего — в виде птицы, у мужчин — в виде заячьей шкурки), хозяев природы, жилищ и т. д.; культ предков; тотемов; священных деревьев и др. Изображения духов хранили в амбарах. Наряду с именами, данными при крещении, детям давали свои имена. Дохристианские элементы сохранялись и в погребальном обряде — с покойником укладывали в могилу (или на могилу) его вещи (трубку, огниво, охотничьи принадлежности, кисет и др.), устраивали тризну около могилы, разводили огонь и прыгали через него.

Наверх

Ремесла и промыслы

Поселения чулымцев располагаются около рек, стариц и озёр, что связано с одним из основных занятий — рыболовством. Зимой переселялись на охотничьи стойбища. Охота к началу XX века приобрела в основном товарное пушное направление. Подсобную роль играли собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черёмуховой сарги, бересты, крапивы и конопли (для получения волокна для пряжи), ягод.

Имеются сведения о примитивном ручном земледелии до прихода русских. Позднее здесь распространилось плужное земледелие. До появления русских выращивали в основном ячмень и просо, позднее под влиянием русских распространились рожь, овёс и пшеница. Скотоводство было развито слабо. Домашние ремёсла — ткачество, изготовление верёвок, сетей, посуды (берестяной, деревянной и плетённой из прутьев или коры), лодок, лыж, нарт, кожевенное дело, плотницкие работы и т. д. Большая часть современных чулымцев занята наряду с русскими сельским хозяйством, в лесной промышленности.

Передвигались верхом на лошадях, на запряжённых лошадьми телегах и санях, волокушах (салатца), ручных прямокопыльных нартах (шанак, чанак), иногда с подпряжением одной или двух собак, долблёных, дощатых и берестяных лодках (кеме, каюк), плотах, лыжах — подшитых мехом (шана, сана, мэгнэ), и голицах (кана, каначак, тыгаргэ). Традиционные средства передвижения частично сохраняются в настоящее время.

Сохранились традиционный фольклор, орнаментальное искусство на изделиях из дерева, бересты, тканей и кожи, близкое к искусству северных алтайцев, хакасов, шорцев. У русских заимствовали способы украшения наличников окон и карнизов домов и многие орнаментальные мотивы.

Наверх

Традиционное жилище

Традиционные поселения — улусы, были зимними и летними. В летних поселениях занимались земледелием, выпасом скота, рыболовством, в зимних — охотой. К XIX — началу XX вв. они были вытеснены постоянными поселениями, подобными русским деревням и сёлам; часто селились вместе с русскими. В отдельных местах поселения назывались юртами.

Традиционные жилища — землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты, временные жилища — чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII века основным типом жилища становится русская изба, в XIX веке — пятистенные и крестовые срубные дома. В интерьере жилищ в каждой группе чулымцев были свои особенности, характерны чувалы (чуал) с открытыми очагами, глиняные низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами и домашней утварью. Основные хозяйственные постройки — амбары (клат), хлевы (оран), сараи, бани, крытая часть двора или загороди для скота.

Наверх

Традиционная одежда

Одежда состояла из рубахи и штанов. Женские рубахи шились из холста, праздничные платья туникообразного покроя — из ситца или шёлка, часто были оторочены мехом. Штаны первоначально были из налимьих шкурок, позднее — холщовые. И женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), покрытые шёлком. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала (тастар), полусферические шапки из красного бархата, опушённые лисьим мехом, с длинными красными шёлковыми кистями, пришитыми к верху, зимние меховые шапки.

В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овальнозагнутая спереди и сзади обувь), чирки (невысокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кожаные башмаки. Женщины заплетали несколько кос, носили подвески, в том числе из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни.

Мужчины носили рубахи, шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани, обычно синего цвета) кафтаны (тар, шобур) со стоячим воротником, опушённым мехом росомахи или выдры, халаты из русских и среднеазиатских хлопчатобумажных тканей и китайской дабы, суконные штаны, зимой — тулупы, шубы, дохи из козьих и оленьих (лосиных) шкур, опушённые мехом шапки, шапки типа ушанок, поршни, обувь из тальниковых прутьев, мягкие унты из козлиной кожи, сапоги с косо срезанным верхом голенища, охотничьи сапоги-бродни, сапоги русского покроя. В XVIII—XIX веках национальная одежда вытесняется русской.

Наверх

Национальная кухня. Рецепты

Основу традиционной пищи составляли рыба, дичь и дикие растения, с XIX века распространяются хлеб и другие мучные и молочные продукты, мясо домашних животных (особенно конина), потребляли грибы и свинину. Рыбу вялили, сушили и коптили. До конца XIX века заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану и другие растения. Многие молочные блюда (творог, сыр и др.), супы (щи, борщи и др.), напитки (квас, брага, пиво, вино) были заимствованы у русских. Из национальных блюд сохранились уха, бурак-порса (толчёная вяленая или сушёная рыба), каша из курмача (очищенного и сушёного ячменя), талкан (болтушка из молотых зёрен или муки).

Наверх

Фольклор

Наверх

Язык и письменность

Самостоятельный тюркский язык смешанного типа с преобладающими уйгурскими и кыпчакскими чертами.

В настоящее время выделяются два диалекта: нижнечулмыский и среднечулымский, различия между которыми подробно описаны и проанализированы в работах Р.М. Бирюкович. Т.н. «кюэрикское наречие», описанное в середине XIX в. В.В. Радловым, сейчас не существует. Значительная часть тюркских этнических групп, чей язык мог бы быть включен на правах говоров или диалектов в чулымский язык, в частности, ячинцы, кумыши, шуйцы и камлары Кузнецкого уезда Томской губернии, в большинстве своем обрусели уже в XIX веке: лингвистические исследования у людей, говоривших на своем языке вплоть до начала 1980-х гг. лингвистами не проводились

Лингвистическая характеристика языка

Система вокализма представлена восемью краткими и семью (шестью – в ср.-чул.) долгими гласными фонемами. Гармония гласных представлена в двух типах: небного сингармонизма и губной гармонии. 14 согласных фонем.

Выделяются следующие части речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, послелоги, частицы. В именах отсутствует категория рода и класса. Категория числа представлена формой без показателя и с показателем –лар.

Семь падежей: основной, родительный, винительный, дательно-направительный, орудно-совместный, исходный и местный. Одна из доминант имени – категория принадлежности – может выражаться морфологически, морфолого-синтаксически и синтаксически.

Как и во всех тюркских языках, известны пять залогов: основной, взаимно-совместный, возвратный, страдательный, понудительный. Временные значения выражаются несколькими формами в настоящем, прошедшем и в будущем времени.

Язык относится к номинативному типу языков. В отличие от других тюркских языков, характерно отсутствие фиксированной модели расположения не только второстепенных, но и главных членов предложения. Средств связи между предложениями (для выражения как сочинительных, так и подчинительных синтаксических отношений) не существует, что является одним из свидетельств сохранения чулымско-тюркским языком реликтового состояния синтаксической структуры сложного предложения:

ма:мы:зы са:тысхан кыста:рынан äптä тäтä:зы тäрза жанда ескäн сатты:рын ол аннал таннанган нöнä олар сатыстыр

мать разговаривала со своими дочерьми в доме, (а) отец слушал у окна (и) пытался понять, о чем они говорили

Письменность и орфография

Язык бесписьменный, нормативной письменности и орфографии нет.

Наверх