Программы, направленные на формирование этнической идентичности, призваны развивать в человеке солидарность с «малой родиной», приобщать его к национальной культуре, обучать истории родного края. Среди таких программ национальный язык как родной, краеведение, национальная литература и история.
Программы по формированию общечеловеческой идентичности направлены на приобщение к общечеловеческим ценностям, к продуктам мировой культуры, в том числе к достижениям науки и техники. Среди таких программ и математика как универсальный язык общения, и физика как наука об окружающем мире, и биология, и мировая история (а также мировая литература, мировая художественная культура), и другие.
При таком подходе к образованию естественно возникает единое понимание тех ценностных нормативных характеристик личности как представителя гражданского общества, которые должны быть обеспечены полным набором программ по формированию гражданской идентичности. Соответствие этим характеристикам определяет успех (неуспех) образования в целом как системы формирования гражданской идентичности.
Мы должны — через всю совокупность образовательных программ — выйти на следующие результаты.
Во-первых, человек должен осознать себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.
Во-вторых, образование призвано формировать гражданский патриотизм, принятие ведущих ценностей национальной культуры, культуры «малой родины».
В-третьих, образование должно формировать чувство солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур и религий.
В-четвертых, образованный человек должен в полной мере осознавать свою сопричастность к судьбам человечества. Наконец, прямым результатом полученного образования должна стать установка на владение универсальными способами познания мира.
Такое понимание задач системы образования — краеугольная основа самосохранения и процветания страны. Достижение задач формирования гражданской идентичности — это главная гарантия гражданского, социокультурного и морально-психологического единства России, залог ее позитивного будущего. |