Северо - Кавказский Федеральный округ


Южный Федеральный округ


Центральный Федеральный округ


Северозападный Федеральный округ


Приволжский Федеральный округ


Уральский Федеральный округ


Сибирский Федеральный округ


Дальневосточный Федеральный округ

Для чего создавался этот портал?

В последние годы в Россию вернулось утерянное, казалось бы, отношение к образованию как к основе процветания и благополучия страны. Однако четкого понимания того, в чем сегодня состоит миссия образования, до сих пор нет.

Между тем, именно понимание миссии образования — это точка отсчета для обновления всей системы самовоспроизводства российского общества. От прежних традиций, связывающих образование, прежде всего, с обороноспособностью нации (советская парадигма) или с личным бизнес-успехом (постсоветский период), мы переходим сегодня к новому пониманию миссии образования. Это — формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности и государственной консолидации общества в процессе социокультурной модернизации России.

Такое новое понимание порождено глубокими вызовами времени. Во-первых, речь идет о кризисе гражданской идентичности после распада СССР.

Во-вторых, о новых, «постсоветских» рисках — рисках распада России на отдельные территории по этническим, конфессиональным или даже региональным параметрам.

Наконец, третий серьезный вызов — это нарастающая неопределенность ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Вот почему формирование современной, актуальной гражданской идентичности личности превращается в сложную системную задачу — главную задачу российского образования.

Вот почему выделяются тесно связанные с этой задачей ценностные ориентиры методологии образования, обеспечивающей (в контексте создаваемых сегодня образовательных стандартов нового поколения) гармонию общечеловеческой, гражданской и этнической идентичностей в процессе становления человека. Тем самым структурируется вся система образования.

Программы, направленные на формирование гражданской идентичности, призваны работать на созидание идентичности человека как гражданина своей страны, на воспитание гражданского патриотизма и любви к Родине. Среди этих программ изучение русского языка как государственного, история Отечества, обществознание, граждановедение и другие.

Программы, направленные на формирование этнической идентичности, призваны развивать в человеке солидарность с «малой родиной», приобщать его к национальной культуре, обучать истории родного края. Среди таких программ национальный язык как родной, краеведение, национальная литература и история.

Программы по формированию общечеловеческой идентичности направлены на приобщение к общечеловеческим ценностям, к продуктам мировой культуры, в том числе к достижениям науки и техники. Среди таких программ и математика как универсальный язык общения, и физика как наука об окружающем мире, и биология, и мировая история (а также мировая литература, мировая художественная культура), и другие.

При таком подходе к образованию естественно возникает единое понимание тех ценностных нормативных характеристик личности как представителя гражданского общества, которые должны быть обеспечены полным набором программ по формированию гражданской идентичности. Соответствие этим характеристикам определяет успех (неуспех) образования в целом как системы формирования гражданской идентичности.

Мы должны — через всю совокупность образовательных программ — выйти на следующие результаты.

Во-первых, человек должен осознать себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.

Во-вторых, образование призвано формировать гражданский патриотизм, принятие ведущих ценностей национальной культуры, культуры «малой родины».

В-третьих, образование должно формировать чувство солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур и религий.

В-четвертых, образованный человек должен в полной мере осознавать свою сопричастность к судьбам человечества. Наконец, прямым результатом полученного образования должна стать установка на владение универсальными способами познания мира.

Такое понимание задач системы образования — краеугольная основа самосохранения и процветания страны. Достижение задач формирования гражданской идентичности — это главная гарантия гражданского, социокультурного и морально-психологического единства России, залог ее позитивного будущего.

Благодаря материалам, которые будут постоянно размещаться на страницах нашего портала, у посетителей появиться возможность не только задуматься на поставленными ниже вопросами, но и найти на них верные для себя ответы:

«Кто я как сын человеческий (дочь человеческая)? - общечеловеческая идентичность.

«Кто я как гражданин, как субъект того или иного Государства – Отечества – Родины («Отчизны славные сыны») – гражданская идентичность.

« Кто я как представитель той или иной этнической группы и национальной культуры – русский, башкир, украинец, грузин, армянин, бурят …»? Как через образование обретается этническая идентичность?

Основная цель портала – показать как российская школа реализует проект строительства «гражданского общества», практикующего «гармонию» разнообразия идентичностей в ситуации глобализации, роста наднациональных корпораций, расширения экономики, основанной на знаниях, вхождения России в европейское и мировое пространство; эпохи Интернета и роста планетных и «социальных связей».

На наш взгляд, портал должен:

  • рассказывать о том, что такое гражданская идентичность;
  • рассказывать о многообразии народов, населяющих Россию, об их традициях, обычаях, праздниках, фольклоре, особенностях;
  • предоставлять возможность получать информацию с других сайтов с аналогичной тематикой;
  • знакомить посетителей с результатами изучения особенностей формирования и воспитания гражданской позиции детей и молодежи в системе образования;
  • привлечь и заинтересовать людей, занимающихся профессионально научными аспектами формирования гражданской идентичности в системе образования.

Мы ожидаем, что посетителями сайта будут:

  • граждане, интересующиеся проблемами поиска взаимодействия, консолидации, доверия людей в обществе;
  • журналисты, сотрудники информационных агентств;
  • ученые, занимающиеся проблемами жизнедеятельности общества;
  • учителя и специалисты учреждений системы общего образования;
  • воспитатели детских садов, интернатов;
  • социальные работники;
  • организации гражданского сектора (некоммерческие, негосударственные, общественные и пр.);
  • деятели культуры и искусства, представители творческой, научно-технической интеллигенции и др.

Мы приглашаем всех, кто заинтересован в развития проблематики нашего портала к сотрудничеству и рассчитываем на открытый диалог и на расширение круга людей, активно содействующих воспитанию гражданской позиции подрастающего поколения нашей Родины, всех людей на Земле, мечтающих о культуре понимания, уважения и достоинства.

Аналитическая группа портала