МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Коми-пермяки « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Коми-пермяки (Самоназвание: коми, коми морт, коми отир) — народ финно-угорской группы, проживающий в России. Их численность в 2002 году — 125 тысяч человек. Проживают на северо-западе Пермского края: на территории административно-территориального образования в составе края — Коми-пермяцкого округа, в Красновишерском районе, по реке Язьве — язьвинские коми, в Кировской области (в Афанасьевском районе) — зюздинские коми.

 На фото: Коми-пермяки. Начало XX в. Фонды РЭМ.

 После присоединения к Московскому государству большинство иньвенских коми-пермяков Соликамского уезда стали крепостными графов Строгановых. Коми-пермяки Чердынского уезда были причислены к сословию государственных крестьян.
С конца XIX в. у коми-пермяков преобладает индивидуальная малая семья. Кустовой характер расселения родовые прозвища и топонимы свидетельствует о бытовавшей в более ранний период большой семье и патронимии (увтыр, котыр).
Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX в. сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы — распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа — Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды
Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV—XVI вв. Велика была роль крестных родителей. 
Праздники Коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. Число верующих среди Коми-пермяков невелико, хотя увеличивается в последнее время. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до 1-й четверти 20 века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований.
Особое место занимают обряды культа предков. Жители северных районов ходят на могилы «древних» с  корзинами и пестерями, нагруженными различной снедью и подарками в виде платков, полотенец, кусков ткани, поясков, денег.Существовали пережитки культа предков, духов — хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” — мелких и темных существах, вредящих людям.
Выделяется обычай гайнских старух справлять «пиканный день» в Дубраве (место, считаемое чудским).
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” — Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.  
В настоящее время среди Коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество «Югэр».

 Приметы и поверья
В Васильев вечер облачно — к урожаю черники, брусники.
Грач прилетает за четыре недели до вскрытия рек.
Девушки считают журавлей: если число чётное — быть замужем, нечётное — ещё в девках посидеть

Ремесла и промыслы
Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX — начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Традиционные пахотные орудия — деревянная соха с двумя ральниками (гoр) и бесколесный плуг с отвалом (сабан). Расчищенные из-под древесной растительности участки земли обрабатывали с помощью бороны-суковатки (увья пиня), постоянные поля — вязаной деревянной бороной (пу пиня) или рамной бороной с железными зубьями (кoрт пиня). Сеяли вручную из лубяного лукошка (кoдзан куд), жали серпами (чарла). Снопы сушили в срубных овинах (oвин), обмолачивали цепами (вартан) на току (гуна). Мололи зерно на водяных мельницах-мутовках или на ручных мельницах (киа изын). С конца XIX в. стали использовать конные молотилки и колесные мельницы.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ в. появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено. Траву косили косой-горбушей; в XX в. появились косы-литовки. Сено сгребали в копны ручными граблями (куран), а затем с помощью деревянных и металлических вил складывали в стога. Из-за ограниченной площади сенокосных угодий и недостатка кормов в пищу скоту добавляли солому и ветки деревьев.
В южных районах значение земледелия было выше чем на севере.
В конце XIX — начале XX в. часть зажиточных крестьян занялась торговлей сельскохозяйственными продуктами (зерно, льняное семя, говядина), продавая их купцам из Соликамска и Чердыни.
В советский период земледелие сохранило своё ведущее значение. На территории Коми-Пермяцкого автономного округа к концу 1930-х гг. было создано более 500 колхозов.
Основные сельскохозяйственные культуры в настоящее время — озимая рожь, овес, ячмень, лен, картофель. В районе Кудымкара развито овощеводство. На юге Коми-Пермяцкого автономного округа появилось пчеловодство и садоводство.
Продолжается развитие животноводства (преобладает крупный рогатый скот).
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Применяли также пассивные орудия лова: капканы или ловушки. На зайцев ставили проволочные петли, на дичь — силки. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова — различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа. Крупную рыбу ночью били острогами с лодок, освещая воду берестяными факелами, а также ловили на крючки и в волосяные силки. Вся добытая рыба шла в пищу.
В настоящее время охота и рыболовство сохраняются, но не играют заметной роли в хозяйстве.
В начале ХХ в. значительное развитие получили кустарные промыслы: кузнечное, скорняжное, бондарное, столярное, смолокурение и т. п. Домашние промыслы были представлены обработкой волокнистых культур (льна, конопли, шерсти), прядением и ткачеством, производством изделий из дерева и бересты. Часть промыслов в настоящее время продолжает сохраняться.

Традиционное жилище
Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты – села.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище — срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба — сени — клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная — более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В конце XIX — начале XX в. в крупных селах у зажиточных крестьян, ремесленников, купцов появляются одно- и двухэтажные обшитые тесом дома с шатровой крышей, мезонинами. Культовыми общественными постройками в селах были церкви, в деревнях — часовни.
Жилище (керку пытшкoс) среднерусского типа с глинобитной печью (гор) у входа, с устьем, направленным к фасадной стене. По диагонали от печи — красный угол (енпельoс), с расположенным там столом. Над входом в избу устраивались полати (пoлать), у самой двери — лохань с умывальником. Вдоль стен располагались лавки (лабич) и полки (джадж). Печной угол — кухня (ком) отгораживался одним или двумя брусьями и завешивался пестрядинной занавесью.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба — сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

 Традиционная одежда
У северных коми-пермяков распространён женский костюм с красным сарафаном и кокошником. Одежда на юге преимущественно из тканей тёмных расцветок. Праздничный сарафан шили из набойного холста. Обязательной принадлежностью женского костюма является фартук (будничный из пестряди, праздничный из белого холста с вышивкой по подолу).
Головной убор девушки — лента, или девичья повязка (8-12 см шириной и 30 см длиной). Женский головной убор — самшура — представлял собой чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой или позументом.
Пояс — обязательный предмет как женского, так и мужского костюма.
Мужчины надевали рубахи-косоворотки с разрезом на левой стороне груди. Их носили навыпуск с поясом. Штаны, порты, с широким шагом  завершали костюм. Мужчины повсеместно носили шапки из овчины и колпаки из овечьей шерсти.
Обувь охотников и рыболовов представляли уледи и порубни, лапти с косым носком и на определённую ногу, бродни, бахилы, коты, ботинки (чарки).
Верхняя одежда — зипуны и понитки, зимой — шубы, тулупы, но в основном — гуньки (крытые тканью зипуны).
Необходимой частью гардероба являлись вязаные изделия — рукавицы и чулки.

Национальная кухня. Рецепты
В традиционной пище коми-пермяков основное место занимали блюда из картофеля и зерновых продуктов (хлеб из ржаной и ячневой муки, пироги, блины, шаньги, супы с ячневой крупой, различные каши).
Пельмени (по-коми-пермяцки «пельняни»: «пель»- ухо, «нянь»- хлеб) с начинкой из мяса, грибов, редьки.
Осенью заготавливали солёные и сушёные грибы, а также ягоды.
Из традиционных напитков особенно распространены квас, гороховый или ягодный кисели, овсяная брага и пиво.

Крем-суп из сныти (пикана)
Сныть – 480 г, шпинат – 240 г, лук репчатый – 80 г, масло сливочное – 40 г, сливки – 300 г, бульон мясной– 300 г, соль, перец
Молодые побеги сныти и листья шпината припустить в небольшом количестве воды. Лук репчатый мелко нарезать и пассеровать на сливочном масле.
Сныть, шпинат и обжаренный лук измельчить на блендере. Добавить сливки и мясной бульон. Всё проварить. Заправить солью и перцем по вкусу.

Лосятина по-охотничьи
Лосятина – 1000 г, уксус – 30 г, соль, перец горошком , гвоздика, душица, лавровый лист, морковь – 80 г, мука – 30 г, брюква – 600 г, лук репчатый – 100 г, масло сливочное – 100 г, белое вино – 100 г, красная смородина – 160 г, вода – 500 г.
Приготовить маринад: воду вскипятить с уксусом, перцем, лавровым листом, гвоздикой, душицей, луком и морковью. Получившийся маринад остудить, залить им мясо. Оставить на двое суток, периодически переворачивая мясо.
Затем мясо вынуть и обжарить со всех сторон. Маринад процедить, овощи из маринада него обжарить вместе с брюквой. Жареное мясо вместе с овощами поставить в духовой шкаф на 1,5 часа при температуре 180° С. Жарить, поливая маринадом.
Выложить готовое мясо. Из мясного сока приготовить соус. В мясной сок добавить муку, вино, помешивая прожарить, пока соус не загустеет.
Заранее из красной смородины приготовить сок. Для этого протереть через сито ягоды смородины. Сок слегка уварить. К готовому мясному соусу добавить смородиновый сок. Слегка проварить и полить готовым соусом мясо.
Подавать на стол с брюквой, морковью и луком.

Мишкины ушки с брусничным соусом
Фарш: филе медвежатины – 800 г, лук репчатый – 100 г, масло растительное – 55 г, свинина – 100 г, соль, перец.
Медвежатину и свинину порубить в корытце или пропустить через мясорубку. Репчатый лук мелко нарезать и обжарить на растительном масле. Соединить с рубленым мясом, заправить солью и перцем.
Из теста и фарша формовать ушки. Подавать пельмени с брусничным соусом.

Пистиковая каша
Молоко – 180 г, яйцо – 1/2 шт., пистики – 30 г, соль по вкусу
Молоко, яйцо и измельченные пистики (молодой полевой хвощ) посолить, перемешать и поставить в керамической чашке в печь. Посуду оставить открытой до образования сверху румяной корочки.
Подавать в горячем или холодном виде.

 

Рыбный пирог (Черинянь)
Для теста: мука – 650 г, дрожжи – 30 г, соль – 20 г, яйцо – 1 шт., вода – 300 г
Приготовить тесто опарным способом. Тесто раскатать в пласт, выложить подготовленную начинку, защепить края.
Разложить на противене, смазать яйцом и выпекать.
Для приготовления начинки рыбу бланшировать и посолить. Лук нарезать кольцами. По желанию слегка пассеровать на сливочном масле.
Раньше пирог готовили из рыбы, рубленого яйца и перловой каши.

Пирожки из пистиков, пикана
Для фарша из пистиков: пистики – 700 г, яйцо – 5 шт., сметана – 100 г, соль – 30 г
Для фарша из пикана: пикан – 1000 г, сыр деревенский –360 г, сметана – 200 г, соль – 20 г
Для теста:  мука – 600 г, сахар – 20 г, масло растительное – 50 г, яйцо – 1 шт., соль – 20 г, вода или молоко – 350 г
Молодые побеги хвоща промыть в проточной воде, очистить и прорубить. Соединить с отварным рубленым яйцом, сметаной и солью.
Молодые побеги сныти промыть под проточной водой и бланшировать. Остудить и нарубить. Сыр натереть на терке. Соединить со снытью, сметаной и солью.
Тесто приготовить опарным способом. Готовое тесто разделить на куски, сформовать  шарики.
Раскатать в лепешки, начинить фаршем и защепить края. Выложить на противень, дать расстояться, смазать яйцом и выпекать

Фольклор
Наиболее интересными и древними следует считать сохранившиеся у коми-пермяков мифологические рассказы, повествующие о сотворении мира, происхождении зверей и птиц. В настоящее время они почти не фиксируются, но в прошлом исследователи сделали немало их записей.
Эпические традиции имеют коми-пермяцкие предания о богатыре Кудым-Оше и Пере-богатыре. Значительное количество текстов этих преданий записано и опубликовано. Предания о богатырях продолжают бытовать и в настоящее время, например в деревне Мысы на реке Лупье Гайнского района – легендарной родине Пери-богатыря.
Интересны и разнообразны предания о древнем населении края – чуди.
Почти в каждой деревне сохраняются предания об основателях деревни, происхождении их названий.
Один из наиболее популярных жанров устных мифологических рассказов – былички о лешем, колдунах, водяном, суседке, баннике, полевом духе. Этот жанр фольклора активно продолжает бытовать и в настоящее время и отличается большим разнообразием сюжетов. Особенностью сказочной прозы является ее близость к мифологическим рассказам: действующими лицами там часто выступают мифологические персонажи – леший, водяной, колдуны. Наиболее распространены волшебные, социально-бытовые сказки и сказки о животных. Богаты и малые жанры коми-пермяцкого фольклора – пословицы и поговорки, скороговорки, афоризмы, загадки.
Особенности песенного фольклора народа так охарактеризовал исследователь этнографии и фольклора коми-пермяков Н. Рогов: «У пермяков мало песен на своем языке; да и те, которые существуют, по своему содержанию и складу скорее должны быть названы прибаутками, побасенками. Песни же в собственном смысле они переняли от русских…». В коми-пермяцкой среде активно исполнялись тексты духовных стихов, свадебных, рекрутских, плясовых, хороводных, плясовых песен на русском языке. Однако заимствованные тексты обрели свое место и свою специфику в контексте коми-пермяцкой культуры. При этом, как и во многих других явлениях традиционной культуры, коми-пермяками был сохранен в том числе и архаичный пласт русского фольклора. В то же время коми-пермяцкий фольклор сохранил и поэтические тексты на родном языке, лирические песни и баллады, свадебные корильные песни, похоронные и свадебные причитания, плясовые и шуточные песни, хотя в настоящее время их записано фольклористами не так много. В то же время поэтическое творчество на родном языке представлено в жанрах детского фольклора и фольклора пестования, в считалках, дразнилках, закличках, а также в колыбельных, потешках и пестушках.
Еще один жанр традиционного фольклора активно развивался на родном языке – частушка, и хотя она вошла в быт только на рубеже XIX – XX вв., но постепенно стала необычайно популярной.
Устно-поэтическое творчество коми-пермяков показывает пример развития фольклора в условиях билингвизма, когда одни и те же тексты бытовали и исполнялись как на русском, так и на родном языке. Часто при исполнении произведений можно наблюдать переход с родного языка на русский и наоборот, русские песенные тексты также иногда содержат строчки, слова, куплеты на родном языке… Происходило как постоянное обогащение коми-пермяцкого фольклора заимствованными текстами, так и переосмысление и приспособление русских текстов к специфике коми-пермяцкого мировосприятия.
Инструментальное исполнительство у коми-пермяков представлено и достаточно древними инструментами, и проникшими в коми-пермяцкую деревню намного позднее.
К наиболее ранним народным инструментам коми-пермяков можно отнести деревянный барабан пу барабан, использовавшийся пастухами для оповещения о выгоне и пригоне коров. Он также иногда включался в круг инструментов на праздничном веселье. Пу барабан изготовлялся из трапециевидной деревянной дощечки, подвешиваемой ремнем на шею. Играли на нем двумя палочками, нанося ими ритмизированные удары. Известны были коми-пермякам и простые детские свистки чипсан, и флейты-дудочки с несколькими игровыми отверстиями oтiкa полян. Однако подлинной жемчужиной традиционной музыкально-инструментальной культуры коми-пермяков исследователи называют женские многоствольные дудочки пэляны поляннэз. Пэляны – это несколько полых стволов растений разной длины, выстроенных в ряд, отличающихся по голосам. Пэляны выполнялись обычно из зонтичных растений, а иногда и из стеблей ржаной соломы, перьев лебедя и гуся. На пэлянах чаще всего играли инструментальные мелодии, в том числе и ансамблем, иногда мелодия могла сопровождать пение, гармонный или балалаечный наигрыш. В настоящее время живая традиция игры на пэлянах почти забыта, лишь фольклорные ансамбли пытаются реконструировать традицию игры на этом древнем инструменте. В качестве музыкальных инструментов использовались и бытовые предметы, при пляске ритм могли выбивать, играя веретенами по опрокинутому ведру, ножиком по заслонке и т. д. Со второй половины XIX в. среди коми-пермяков распространяется гармонь в разных ее вариантах: тальянка, хромка, минорка и др. На гармонях исполнялись не только плясовые мелодии, гармонные наигрыши часто сопровождали исполнение частушек. Наряду с гармонью популярностью пользовались и балалайки, часто самодельные, в репертуаре балалаечников наиболее популярными были плясовые наигрыши, а также мелодии, сопровождавшие исполнение частушек.

Как заяц Епу-охотника проучил
Сказка
Жил-был охотник Епа: среди людей толкался да всё старался разбогатеть. Так бедно с женой жили, что раз в неделю обедали, а об ужине и не вспоминали. Всей одежды — одна на двоих: если Епа оденется, то Епиха на печке сидит; если Епиха в люди выйдет, Епа дома сидит.
Всю жизнь Епа лес мерил, чащу кроил, лапти и одежду переводил. Удастся — куницу возьмёт или рябчика подстрелит, не удастся — зря ноги помнёт.
Взял однажды Епа ружьишко своё да и подался в осинник на зайцев. Весь день бродил, ногам покоя не давал. Но зря: и мышь не встретил. Не повезло, значит. А не повезёт, так и с харчами с голоду пропадёшь.
Только повернул лыжи обратно — на охотника заяц налетел, чуть лбами не стукнулись.
Вскинул Епа ружьишко, курок взвёл и уже на прицел зайца взял, а тот вдруг заговорил:
-Не спеши, Епа! Убить всегда успеешь, а доброго совета не всегда услышишь.
У Епы глаза на лоб: до старости дожил, а чтобы косые людей учили — сроду не слыхивал.
Длинноухий тем временем сел на пенёк, нога на ногу, и опять говорит:
— Когда убьёшь меня, делай так. Сними осторожненько шкуру, высуши её и купцу продай. На вырученные деньги козлёнка купи. Вырастет — двух козлят принесёт.
Слушает Епа, рот раскрыл и уши развесил, а ружьишко дулом в снег воткнул. «Вот где, — думает, — счастье-то привалило: и молочко будет, и деньжат заработаю».
А косой, будто у тёщи в гостях, сидит спокойно и продолжает:
— Купишь поросёнка, свинью вырастишь, свинья опоросится, продай поросят купцу — купи тёлку. Вырастет тёлочка, коровой станет, бычка тебе принесёт. Откормишь бычка и на лошадку променяешь.
Вскружилась Епина голова от такого богатства, не до зайца стало. Совсем наяву видит Епа, как он на сивом в яблоках рысаке гарцует! На пригорке собственный двухэтажный дом стоит. Заходит Епа в горницу, жена тёплую хмельную брагу подаёт, на стол тарелку с мясным супом ставит, режет большую пшеничную ковригу.
Привёз Епа дорогие подарки своей хозяйке — кумачовую кофту и сарафан из синего кашемира:
— Ладно, — сказал Епа, — ужо пристрелю зайчишку:
Глядь, а перед ним только пенёк торчит, на котором длинноухий сидел.
Ускакал заяц и всё Епино богатство с собой унёс.

Язык и письменность
Коми-пермяцкий язык относится к пермской группе финно-угорской ветви уральской семьи. Почти все коми-пермяки двуязычны, пользуются русским языком, особенно за пределами округа, в северной его части и в столице округа — Кудымкаре
Имеет 3 диалекта:

  • южный — включает кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский говоры,
  • северный — кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский говоры,
  • верхнекамский — верховья Камы на северо-востоке Кировской области.

Коми-язьвинский — традиционно рассматриваемый в качестве четвёртого диалекта — является отдельным, третьим наречием языка коми. С 2003 года на нём развивается собственная письменность
До 1917 на разных диалектах было издано несколько учебных и церковных книг (в русской графике). Становление литературного языка начинается с 1918 года. С конца 1930-х гг. в его основе лежит кудымкарско-иньвенский говор, в который введены звуки [л] и [в] для сближения двух основных диалектов — северного и южного.
Ныне для письма используется единый алфавит коми, состоящий из 35 букв:

Аа Бб Вв Гг Дд дж дз Ее Ёё Жж Зз Ии Іі Йй Кк Лл Мм Нн Оо Ӧӧ Пп Рр Сс Тт (тш) Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя.

Краткий разговорник:
Бур лун! — Добрый день!
Адззисьлытöдз! — До свидания!
Быдöс бур! — Всё хорошо!
Аттьö! — Спасибо!
Пожалуйста! — Пожалуйста!
Извинитö! — Извините! 
Бур сёйöм! — Приятного аппетита!
Выль годöн! — С Новым годом!  
Да — Да. 
Не — Нет.