МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
Карелы « ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
'); require('./region-map.php'); require('./prizyv.php'); } ?>

Черновик

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Ремесла и промыслы
Традиционное жилище
Традиционная одежда
Национальная кухня. Рецепты
Фольклор
Язык и письменность

Карелы (общее самоназвание — карельск. karjalaiset) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Тверской области; и в восточной Финляндии. Язык — карельский прибалтийско-финской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Верующие в России — в большинстве своем православные, в Финляндии — лютеране.
Также в составе карельского этноса существует субэтнос лаппи или сегозерских карел, проживающих в окрестностях Сегозера, который происходит от потомков лопарей, ассимилированных карелами, но сохранивших свое самоназвание. По языку и культуре лаппи мало отличаются от собственно карел. Вторая группа карел с самоназванием лаппи или лаппалайзет проживает на южном побережье Сайменского озера в Финляндии, в уезде Лаппее, в районе города Лаппеенранта.
Западные карелы, или как их ещё иногда неграмотно называют «карело-финны», были почти полностью ассимилированы и по мнению финских этнографов вошли в состав финского этноса. Сами западные («финские») карелы по прежнему называют себя карелами, но, действительно, считают себя частью финского этноса.
Жизнь в семье карелов-ливвиков текла по давно установившимся правилам, обычаям и строгому порядку: дети приучались к труду с раннего возраста, старшие члены семьи пользовались почетом и уважением, важные дела решались на семейном совете. Сохранялись большие семьи, состоящие из трех-четырех поколений родственников: деда или отца с сыновьями, женами и детьми. Важнейшие особенности большой семьи — совместное владение имуществом и коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. Кроме собственно карел в карельском этносе выделяются субэтносы ливвиков (карельск. liügilaizet) и людиков (карельск. lüüdilaizet), существенно отличающихся по культуре и языку (вплоть до различий в алфавитах). Ливвики в большинстве своем проживают в Олонецкой Карелии, людики — в Прионежской Карелии. Тверские карелы (карельск. tiverin karielaizet) также существенно отличаются по языку, этнической традиции и большинством исследователей-этнологов признаются отдельным субэтносом.
Как правило, главой большой семьи был мужчина — дед, отец, старший брат, который ведал всем хозяйством, считался распорядителем семейного хозяйства, считался распорядителем семейного состояния. Но особыми привилегиями он не пользовался — все важные дела решал совместно со старшими мужчинами, работал наравне со всеми.
Домашним хозяйством, наряду с хозяином, руководила хозяйка, обычно жена главы семьи. Она распределяла работу между членами семьи по уходу за скотом, заботилась о хранении, заготовке продуктов, приготовлении пищи, изготовлении одежды и белья.
Со временем на смену большой семьи пришла малая, обычно состоящая из двух поколений. Но семьи продолжали поддерживать тесные родственные и хозяйственные связи, повсеместно и карел-ливвиков сохранился обычай длительной гостьбы (обычно зимой) девушек у дальних родственников.
Эта традиция гостьбы поддерживала тесные связи между деревнями, служила поводом для проведения молодежных игр (kiza) и бесед (besseda).
Молодые вступали в брак обычно по взаимному согласию и даже вопреки воле родителей. Традиция осуждала безбрачие.
Современная карельская семья преимущественно малая, но сохранившая нравственные правила жизни, передававшиеся из поколения в поколение: труд, уважительное отношение к родителям, старшим, к людям другой национальности, любовь к родному дому, родной земле.

 Религия, верования, обычаи, традиции, обряды
Верующие карелы — православные христиане. Из летописных сведений известно, что в 1227 году князь Ярослав Всеволодович «крести множество карел».  В начале XIV века на острове Валаам на Ладоге монахами Сергием и Германом был основан Спасо-Преображенский монастырь.
У карел сохранялись элементы язычества: поклонение стихийным силам природы (ветру, дождю, граду, молнии), вера в очистительную силу огня, подчинение жизненного цикла фазам луны. После церковного раскола середины XVII века значительные группы карел стали приверженцами старообрядчества.
На сегодняшний день богослужение осуществляется на русском языке. Одни из крупнейших  памятников православия: Кижи, Соловки, Валаам – охраняются государством.
Старшее поколение сохраняет представления о духах-хозяевах воды, леса, дома, хозяйственных построек. В прошлом к ним обращались с помощью колдуна-заклинателя tietaja.
Функции языческих божеств были замещены христианскими святыми. Так верховный бог Укко в заклинаниях и поверьях заменялся святым Ильёй.
Семейные и календарные обряды карел конца XIX — начала XX века были близки севернорусским.
Среди семейных обрядов относительно несложной была родильная обрядность, в которой преобладали санитарно-гигиенические и религиозно-магические ритуальные действия. Для карел характерна развитая традиция обрядовой причети.
На похороны и свадьбы приглашались специальные плачеи, исполнявшие импровизированные плачи.  Для обрядовых плачей карел характерны иносказание, развитая метафора, ритмический рисунок текста, созвучие начальных звуков слова, импровизация.
До сих пор сохраняются элементы традиционной родильной, свадебной и особенно похоронно-поминальной обрядности.
Сохраняются многие элементы языческих верований.
Карелы очень берегли свой скот. Повсеместно соблюдали традицию первого выгона скота в день Егория (23 апреля) — покровителя скота. По древнему обычаю хозяйка дома с колокольчиком на шее трижды обходила дом по солнцу и затем надевала колокольчик на шею коровы, что якобы оберегало скот от всего дурного. Затем в шерстяных рукавицах скот выводила так, чтобы животные переступали через кочергу, давала им кусочек пресной лепёшки, испечённой в Великий Четверг, и произносила специальный заговор.
Характерными являлись летние общественные праздники с жертвоприношениями животных (баранов, бычков, тёлок или овец). Они, по верованиям карел, обеспечивали прирост скота, обильный урожай, отводили от общины угрозу засухи и эпидемий животных. Особое место занимал праздник Kegrin paiva, завершавший уборку урожая.
Карелы руководствовались приметами  в прежние времена во многих случаях жизни, в сельском хозяйстве и т.д.
                                                      Приметы

Если на Пасху видно, как восходит солнце, то будет хорошая, тёплая весна, рыба играть будет. А если пасмурно – весна будет худая.

Каков первый день Пасхи, такова будет и весна. Каков второй день – таким будет лето.

Если на Великий Четверг приморозит, то будет ещё сорок морозных утренников.

Когда на Егория (6 мая) поймают щуку, её потрошат и рассматривают печень. Если печень хорошая, ровная, старики радуются – рыба будет ловиться. И ячмень вырастет хороший. А если один край печени тоньше или посередине тоньше, то середина лета будет холодной, посевы попортит. А осенью уже будет теплей.

Кошка на печку – жди холодов.

В какой год лёд толстый, он быстрее растает. А в какой год лёд тонкий, он тает медленно.

Если гром гремит, пока не растаял лёд, год будет трудным.

Чтобы хорошо доилась корова, надо угостить первым (новым) молоком после отёла тех, у кого нет коровы.

Чтобы хорошо доилась корова, молоко можно отдавать утром и вечером до захода солнца.

Если старый Новый год (14 января) тёплый и со снегопадом, лето будет тёплым и дождливым, будет много грибов.

Если в Крещение (19 января)  холодно и звёзды на небе, то лето будет сухим; а если снег идёт и небо затянуто тучами, то будут ягоды и грибы.

Варварин день делит Рождественский пост надвое. В этот день нельзя прясть, нельзя смотреть на веретено, иначе летом укусит змея.

Между Ивановым и Петровым днями нельзя траву косой косить и ветви с берёзы ножом срезать. Срывать листья и рвать траву только руками. Иначе будут заморозки.

Если убьёшь лебедя, то обязательно случится несчастье в хозяйстве, в семье, с детьми. Лебедь – это дочь Святой Богородицы.

Если корова наступит на лягушку, то у коровы вымя вздуется, соски покраснеют, ещё и кровью будет доиться.

Где будет стойло для коровы, в тот угол пятикопеечную монету клади, во второй угол – трёхкопеечную, и к порогу. В четвёртый не надо.

Когда продаёшь скотину, смотри, чтобы покупатель не брал землю со двора. В твоём хлеву скотина не уживётся.

Когда кладут печь, замешивают в глину ящерицу, чтобы в доме не водились тараканы и клопы.

Нельзя подметать полы, когда гости уезжают. Следы выметешь — не вернутся.

Чтобы ребёнок хорошо спал, надо в подушку либо под неё, либо под матрац положить камушек, золы или уголёк.

 Ремесла и промыслы
Традиционные занятия — трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, на севере — оленеводство.
Распространение пашенного земледелия (начало II тысячелетия новой эры) положило начало возникновению у карел комплексного хозяйства. Карелия — классический регион подсечного земледелия. Наиболее древней злаковой культурой в Карелии был ячмень. Основные сельскохозяйственные культуры — рожь, овес, горох, репа, редька, с начала XX века  — брюква, лук, морковь, свекла, с 40-х годов XIX века — картофель.
Первые опыты по выращиванию картофеля в Карелии пришлись на 1765 год. В 1841 году картофель сеяли только в 20 % Олонецкой губернии. Но уже в 1842 году губернатор приказал иметь по одной десятине картофеля при каждом волостном правлении. Капусту в начале ХХ века умели возделывать только в южной Карелии и Заонежье, в других районах Карелии капусту и другие огородные культуры (морковь, свеклу и т.д.) стали сеять колхозы по разнарядке сверху. В северной и восточной Карелии большинство крестьян не знали даже выращивания лука. 
Из технических культур выращивали лён-долгунец и коноплю. Основные сельскохозяйственные орудия — бесподошвенная соха колового типа, серпы с зубчатым рабочим краем, коса-горбуша, борона-суковатка, с начала XX века железные плуги и бороны, с 1930-х — косы-литовки. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, на Юге Карелии – свиней.
Важную роль играло рыболовство.
Основные рыболовные снасти — удочки, переметы, дорожки, остроги, сачки,  морды, невода. Глиняные и каменные грузила для сетей, крючки, берестяные поплавки — довольно частые находки. Самое распространённое орудие лова — сеть. Неводами ловили на артельных началах. Каждая семья имела свое место лова. 
Охотились на медведя, лисицу, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося. Для охоты использовали самодельные ружья-малопульки, различные приспособления и ловушки (ружья-самострелы, специальные ямы, капканы, кляпцы, силки, петли из конского волоса).  Мясо употребляли в сыром виде, шкуры шли на изготовление одежды, обуви, их обменивали на различные товары.
Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дёгтя.
Территория карел отличалась развитым железоделательным производством, базирующемся на местных запасах сырья. Производство отличалось высокой степенью сложности и не уступало в этом древнерусским городам, прежде всего Новгороду, под влиянием которого оно развивалось.  Железо вырабатывали в горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд.
Традиционные ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, бересты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Основной доход давали лесные промыслы — рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах, смолокурение, производство дёгтя. Лес рубили выборочно, обычно неподалёку от селений, по берегам рек и озёр. Вплоть до начала XX века лес рубили топором, пил почти не было.
С XVIII века значительные масштабы приобретает отходничество. Карельские крестьяне, владеющие каким-либо ремеслом, уходили на заработки далеко за пределы Карелии.  В северной Карелии с 1830-х годов налаживается торговля вразнос (коробейничество) с пограничными районами Финляндии. Повсеместно был развит бондарный промысел — производство бочек, лоханей, ушатов, подойников, кадушек. Практически каждый карел умел плести берестяные кошели, корзины, солонки.
В настоящее время значительная часть карел занята в различных отраслях промышленности (деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, машиностроении,  судостроение) и лесном хозяйстве. На селе основой жизнеобеспечения остаётся сельскохозяйственное производство, в основном животноводство молочного направления. Создана новая отрасль — пушное звероводство.

Традиционное жилище  
Для карельских поселений характерно прибрежное (озёрное или речное) расположение деревень (у тверских карел встречаются также и селения на водоразделах) с двумя основными типами расселения: гнездовым (для южной части Карелии) и разбросанно-хуторским (для северной).
Из множества разновидностей селений наиболее распространёнными были деревня и погост,  выполнявший роль административного, торгового и религиозного центра. Формы поселений (их планировка, ориентация фасадов домов), в основном трёх вариантов: беспорядочная, характерная для прибалтийско-финских народов, прибрежно-рядовая, когда расположение домов определял ландшафт местности, и уличная, возникшая в XIX  веке и связанная с появлением сухопутных дорог.
В прошлом   постоянное жилище карела состояло из избы и холодных сеней. С пристройкой к сеням еще одного помещения – клети – возникли трехкамерные постройки. Во второй половине XIX века появились дома-пятистенки, где к жилой части, состоящей из избы и горницы, прилегали сени с клетью и хозяйственные помещения. Такие дома чаще всего строили людики.
Традиционное жилище в XIX—XX веках —  срубная изба pirtti, pertti на высоком подклете с двухэтажным крытым двором, близко к северо-русскому. Характерными особенности —  значительная высота сруба дома (от 14 до 21 венца) и «монолитность», то есть соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота.
По традиции карелы ставили срубы на землю без фундамента, укладывая под венец валуны или подсыпая мелкие камни, фасадом на юг. В южной Карелии сруб дома устраивали на врытых в землю толстых брёвнах-сваях, выступающих на 50 см.
Внешнее оформление дома различных групп карелов заметно отличается. Так, карелы украшали дома скромно, изредка окрашивая их в красно-коричневый цвет, в северо-западных районах под финским влиянием дома обтесывали. Ливвики и людики украшали дома резными причелинами и наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками на фронтонах, расписывали ставни и наличники.
Специфика жилища карел  в интерьере избы: устье печи к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, внутренний, крытый вход в подполье, горница с более низким, чем в избе, потолком. Печь занимала важнейшее место в доме, являясь его центром. Русская печь в карельской семье появилась довольно поздно, раньше, видимо, пользовались открытым очагом. Свидетельством тому является наличие у северных карелов русской печи с камельком. Камелек pisi представлял собой очаг в виде ниши рядом с устьем печи с отдельным дымоходом, и служил для приготовления пищи и освещения избы. У карелов распространено два типа внутренней планировки дома. В первом случае у стоящей в углу при входе печи устье было обращено к двери, при втором – устье печи было направлено на торцовую стену.
Основные  хозяйственные постройки — сараи-повети, хлев, конюшня, рига однокамерная (повсеместно) или двухкамерная (на юге  Карелии), амбар на столбах.
Амбары ставились недалеко от дома, в них хранили промысловую добычу, рыболовные снасти и продукты земледелия. В зависимости от этого амбары имели разную конструкцию и внутренний вид. Для сушки и молотьбы хлеба карелы строили риги – одноярусные постройки с печью. Риги обычно строили двухкамерные, состоящие из самой риги, где сушили снопы, и крытого гумна для молотьбы.
Среди прочих хозяйственных построек следует отметить сараи для сена, которые ставились на пожнях, а также специальные легкие жердевые навесы для сушки неводов, сетей. Для хранения в зимнее время репы, позже картофеля на сухом возвышенном месте выкапывались ямы-хранилища.
Особое место в жизни карела занимала баня. В ней не только парились и мылись, но также совершали многие обряды жизненного цикла и магические ритуалы. Строили баню обычно на берегу озера или реки, часто у самой воды. Топилась баня «по-черному» с помощью печи-каменки, которую складывали в углу при входе. Карелы – большие любители бани. Летом баню топили почти ежедневно, зимой – обычно раз в неделю. Баня была табуированным местом, поэтому в ней следовало разговаривать в полголоса, соблюдать чистоту. В отличие от соседних народов в карельской бане нельзя было стирать.
В местах охотничьего и рыболовного промысла, при лесозаготовках строились временные жилые постройки. До начала XX века сохранялись курные избы.
С распадом в 1930-е годы большой неразделенной семьи карелы стали строить дома-четырехстенки средних размеров на низком подклете. Дом стали разбивать на несколько комнат, отделять кухню. В лесных поселках строились каркасно-щитовые дома на фундаменте, крыши крыли досками, позже – шифером. В деревнях предпочтение отдают небольшим рубленым домам.
Наиболее важным средством передвижения в летнее время являлись лодки: долбленки, шитики, карбасы, плоты. Основным средством передвижения карела в зимнее время были лыжи и сани. Лыжи – необходимая принадлежность охотника, рыболова, коробейника, лесоруба. У карелов были распространены зимние (снеговые) и летние лыжи (болотные). В качестве тяглового упряжного животного служила лошадь. Простейшее из упряжных средств передвижения – волокуша. Особым видом транспорта являлась так называемая олонецкая люлька – конные носилки. Широко распространены были сани, летние и зимние. Из колесного транспорта некоторое распространение получили телеги со сплошными деревянными колесами.

Традиционная одежда
Традиционный костюм отвечал укладу жизни карельского народа: одежда была свободной, удобной, шилась из доступных тканей (лён, пестрядь, посконь, шерсть и других).
Традиционный карельский костюм рубежа XIX-XX веков близок к севернорусскому. Специфические детали одежды собственно карел — это рубаха с разрезом на спине и обувь с загнутым носом.
Особенность традиционного женского костюма была продиктована представлениями народа о красоте. Красивой считалась та женщина, которая была крепкого телосложения, которая была трудолюбива и могла свои способности к рукотворчеству продемонстрировать в рукоделии (шитьё, тканьё, вышивка, вязание).
Существовало 2 женских комплекса: с сарафаном и с юбкой. Первый состоял из холщовой рубахи ratcina и сарафана kosto, sferezi, saraffana. Старинный косоклинный сарафан с широкими проймами был вытеснен “прямым” или “круглым” сарафаном на лямках kosto из шерстяных и хлопчатобумажных покупных тканей.
В Южной Карелии, преимущественно у ливвиков, вместо сарафана носили пару puaru: юбку dupku, сшитую из пяти-шести полотнищ, и кофту в талию kazacku. Здесь же бытовала несшитая юбка hurstut из домотканого холста или полусукна, она могла быть поперечно или продольно полосатой.
Наиболее архаичной одеждой была туникообразная рубаха. Её сменила одежда из двух частей: нижней — станушки emust из домотканого холста, верхней — рукавов hiemat — из более тонкой покупной ткани, чаще всего ситца. Особенностью севернокарельских женских рубах pialishiemat являлся разрез на спине.
Поверх сарафана или юбки повязывали передник perednikka, украшенный по подолу спиральными нитями. На севере Карелии в состав женского костюма входил большой наплечный платок.
Головной убор девушек — повязка и платок paikka, замужних женщин — повойники sorokka, povoinikkа, сверху — платки. Женские головные уборы богато украшались. Старинные кокошники ливвиков делались с поднизями из жемчуга zemcugat.Костюм каждого уезда имел свои локальные особенности. В Заонежье, например, девушки носили сетку-поднизь, сплетённую из белого конского волоса и унизанную мелким жемчугом, дополнением к заонежскому костюму были серьги бабочки. Девушки Поморья любили носить повязку перо, которая была выполнена из жемчужных нитей и крепилась на сложенную косынку. В комплекс девичьего поморского костюма входила рубаха с «польскими» рукавами и лентами, которые завязывались поверх рубахи на уровне локтя, а также кружевной воротник – борок, шаль с брошками. Поморки очень любили носить жемчужные бусы, кольца, браслеты и цепочки.
Широкое распространение имели различные украшения — подвески, медальоны, фибулы.
Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек.
Традиционный женский костюм бытовал до 1930-х годов, а у пожилых его элементы сохранялись до 1970-х годов.
Мужской традиционный костюм не был столь разнообразен как женский. В комплекс мужской одежды входила рубаха-косоворотка paida туникообразного покроя, порты, головной убор, обувь, обязательно пояс vyo. Рубаха носилась навыпуск поверх узких холщовых и суконных штанов kyadat, puksut, stanit. Рубахи у карел были двух типов: длинная до колен из домотканого холста туникообразного кроя и рубаха, более короткая, сшитая из красного коленкора или льняного полотна с узким стоячим воротником. Характерной особенностью являлось ношение шейных платков.
В качестве головных уборов летом карелы носили шляпы, фуражки, а в зимнее время суконные и меховые шапки. Широкое распространение имели зимние шапки с четырёхугольным плисовым (длинноворсовый бархат) верхом и меховым околышем.
Для работы в лесу карелы имели балахоны и головной убор – кукель – накомарник. Кукель иногда дополнялся сеткою из конского волоса. Промысловый костюм был дополнен подвешенным к поясу ножом и огнивом. В зимнее время большое распространение у карел имели вязаные шерстяные фуфайки.
Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна. Её шили из холста или сукна домашней выделки, из фабричных покупных тканей и меха. Чаще всего носили распашные кафтаны kauhtanat, чаще серого цвета, с застежкой на левую сторону и длинными рукавами, без воротника, обшитый по бортам тонкой кожей. Повсеместно носили балахоны balafonat туникообразного покроя из грубого холста. Носили также шубы и тулупы из овчины. В конце XIX века распространились пальто palto.
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными и вязаными. Рукавицы шили матерчатые, кожаные, меховые; у северных карел шили из собачьего меха. Варежки вязали из овечьей шерсти.
Обувь — сапоги kengat делали из сыромятной кожи с мягкой цельной подошвой без каблука. Отличительной обувью северных карел были меховые сапоги с загнутыми кверху носами. Использовалась валяная обувь. Носили также берестяные лапти virzut. Лапти имели широкое распространение у южных карел, в средней Карелии плели берестяные сапоги. В качестве рабочей обуви у карел бытовали кожаные сапоги с широкими голенищами – бахилы. Их называли «выворотными», т.к. их шили на одну ногу с изнанки, а затем выворачивали.
В настоящее время повсеместно распространена фабричная обувь.
Материал для одежды карелы делали сами, поскольку сеяли лен, коноплю, держали овец. Полушерстяную на льняной основе ткань для верхней одежды ткали на домашних станах. Ткань для рабочей одежды (юбки, балахоны) ткали из конопляной нити. Фабричные ткани (ситец, кумач и др.) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, в лавках и у коробейников. Из дорогих тканей (парчи, шелка) состоятельные карелы шили сарафаны, кофты-«казачки», повойники, сороки. Шкуры животных шли на шитье обуви, шуб, шапок, поясов, рукавиц.



Национальная кухня. Рецепты
 Народная кухня карел сходна с пищей русских, вепсов и финнов.
С древнейших времён в питании карелов одно из первых мест занимала рыба, которую употребляли в самых разнообразных видах: свежую, солёную, сушёную. О важности рыбы в питании свидетельствовала пословица: «Лучше безхлебье, чем безрыбье». Любимая пища — свежая уха, на севере Карелии — с мучной подболткой, на юге — с картофелем, перловой крупой. В уху kalarokka, uuhа мелкую рыбу клали в чешуе. На севере Карелии в уху добавляли сырое яйцо и муку. Употребляли в пищу рыбу, вареную в молоке kalamaiossa, запечённую в сметане zuarencu kala.
Повсеместно заготовляли впрок сушёную солёную рыбу — сущик http://www.vottovaara.ru/files/karelia/kitchen/29f.jpgkabakala и питались ею весь год.  Крепкая уха из сущика являлась прекрасным лекарством при желудочных заболеваниях. У средних и северных карел и обруселых карел и вепсов (Заонежье, Пудожье) часто готовилась «меженая» рыба с резким специфичным запахом. Употребляли в пищу и в лечебных целях вытопленный из внутренностей окуня, щуки рыбий жир. Из рыбьих костей делали муку, которую в зимнее время добавляли в пойло скоту, считая, что коровы будут лучше доиться, а в голодные годы подмешивали в уху. Из чешуи крупных рыб варили заливное — холодец. Икру крупных ценных пород рыб продавали скупщикам, а прочую запекали в печи и ели в холодном или горячем виде.
Рыбу, как правило, не жарили, её запекали в молоке и сметане. В карельском языке нет слова «жарить». Даже пироги, которые жарили в масле, назывались keitinpiiroa буквально «варёные» в масле пироги. Жарить и коптить рыбу стали только  в ХХ веке.
Употреблять в пищу мясо каждый день в Карелии было не принято. Его ели в основном в зимнее время и сенокосную пору. Попадая мастеровыми или слугами в Петрозаводск и другие города Карелии, крестьяне долго не могли привыкнуть к переходу с рыбных блюд на мясные.
Молоко maido, топлёное молоко havvottu maido и молочные продукты  занимали в питании карелов значительное место. Сырое молоко давали пить детям, взрослые его ели пареным. Из молока после отёла готовили запечённое в горшке молозиво. Мороженое молоко обычно служило дорожной пищей или сладостью (как и вяленая репа) для детей и молодёжи. Простоквашу hapanmaido летом употребляли с лесными ягодами. Творог rahka ели свежим, готовили его впрок, подсолив и высушив в печи на противне.  Зимой творог ели с топлёным или свежим молоком. Из сметаны kannates сбивали масло, которое, как правило, с хлебом не ели, а клали в стряпню, каши, употребляли с картофелем. Несоленое коровье масло в пищу не употребляли, его всегда перетапливали с солью.
Основным пищевым продуктом у карелов был хлеб, который выпекался из ячменной, ржаной и овсяной муки. Большую часть хлеба до реформы 1861 года крестьяне Карелии выращивали на пожогах в лесу.  Хлеба своего урожая не хватало, поэтому издавна карелы примешивали к муке различные суррогаты — сосновую заболонь, мох, ячменную солому; примешивали добавку из сушёной истолчённой рыбы (до 85-90 %).
О важности полноценного хлеба в Карелии говорила пословица: «Был бы хлеба край, так и под ёлкой рай». У большинства карел был распространён кислый хлеб, но на северо-западе пекли сухой пресный хлеб loukkuleipa, reikaleipa, в виде лепёшки 10—12 см толщиной с круглым отверстием в центре.  Пряженые пироги с толокном варили в толстом слое масла в сковороде. Пироги piiruat могли быть открытыми (с начинкой из репы, брюквы, гороха, грибов или ягод), а также закрытыми (с начинкой из капусты, рыбы или мяса, из варёных яиц и отварной крупы, из покупного риса и изюма и т.д.).
И сегодня любимым является пирог-рыбник kalakurniekka, kurnikk, в который целиком или большими кусками запекается рыба. В старину рыбник из налимьей печени приравнивался к скоромной выпечке. Всегда закрытыми делались небольшие пирожки, а картофельные растягаи — открытыми. 
Из кислого теста пекут колобки nalivk,  из пресного — калитки kalitat, sipainikkat sipainiekku с различной крупяной и картофельной начинкой.  Хозяйки говорили: «Kalitoa — kyzyy kaheksa» — «Калитка требует восьми», т.е. для изготовления их требовалось 8 компонентов: вода, соль, мука, молоко, простокваша, масло, сметана и начинка.  Карельские калитки имели удлиненную форму, русские их делали обычно круглыми. А ещё  сочни sulcinat с начинкой из пшённой или ячменной каши, картофельного пюре, толокна, оладьи kakarat и блины. 
Древнее блюдо — блины овсяные. Овсяные блины могли делать тонкими, как лист ватмана, либо толщиною до 1 см. Из овсяной муки также пекли оладьи. Блины могли быть с припёком (основной блин заливали мучной заливкой другого сорта и еще раз прожаривали) или многослойными (стопку блинов запекали в картофельной корке или прослаивали солёным творогом, заливали новой заливкой и ещё раз пропекали на сковороде в печи). 
Разнообразными были ватрушки (с ягодами, кашей, с картофельным пюре и т.д.). Булочки, крендельки, домашнее печенье были праздничной сдобной выпечкой. Калачи могли быть как праздничными, так и дорожными.  Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги — традиционные блюда воскресных и праздничных столов. В постные дни пекли репные, гороховые, грибные, реже мясные пироги.
Широко распространены были различные похлёбки и супы, причём суп подавался не только на обед, но и на ужин, на завтрак. Варили супы из разваренной до полужидкого состояния репы, брюквы, гороха, картофеля. Готовили также «грибовницы» из свежих или солёных грибов, щи из молодой крапивы, щавеля, капусты (южная Карелия). Щи с добавлением ячменной крупы называли «толстыми». В постные дни жидкие блюда (кроме ухи) заправляли ложкой конопляного или подсолнечного масла, в скоромные – с молоком или коровьим маслом. На праздники варили мясной суп с крупой и картофелем. Жидкими холодными блюдами были похлёбки из кваса с крошеным луком или редькой («дедковы», то есть старинные, щи) и тюря – похлёбка на воде или квасе с крошеным хлебом. 
Много ели в прошлом каш; из муки варили загусту; из проросшего зерна после просушки и помола варили солодовую кашу imely. Варят каши и из круп. В прошлом они являлись ритуальными блюдами. Так, жидкая ячменная каша на молоке ставилась в горшке на свадебный стол. Когда её съедали, горшок разбивали. В старину, в голодные годы питались  кашей из сосновой заболони, сваренной на молоке. Люди болели и умирали, если им доводилось прожить месяц и более на сосновой каше.
Основным овощным продуктом была репа, в начале ХХ века её место заняли картофель и капуста. Дополняли рацион лук, морковь, редька.
На зиму засаливали грибы-волнушки. Трубчатые грибы сушили и использовали для приготовления супов. В больших количествах заготавливали ягоды: бруснику buola, клюкву guarbalo. Морошку muuröi, чернику mustöi, малину vagoi и другие ягоды собирали для варки варенья и киселя. Овсяный и ягодный кисели — обязательное блюдо на свадьбе и на поминках.
Повседневными напитками были хлебный и репный квас, чаи из дикорастущей малины, смородины, а также суррогат кофе из пережаренных зёрен и цикория, иногда подсоленный. Натуральный чай и кофе пили по праздникам. Из спиртных напитков карелам были известны вино и водка, а также ритуальный напиток — пиво, рецепт приготовления которого давно утрачен. Употреблялись спиртные напитки весьма умеренно.  До женитьбы водки не наливали даже мужчинам.  На свадебный стол бутылку не ставили. На свадьбе одной — двумя рюмками водки угощали только самых уважаемых гостей в отдельной от других гостей комнате.
Нельзя забывать, что питание карелов регламентировалось православной церковью, в течение года насчитывалось от 170 до 190 постных дней, кроме того, по средам и пятницам запрещалось есть мясное, молочное и рыбное. Исключение делалось для детей в возрасте до 3-х лет. Мать или бабушка, наливая молоко в чашку, говорили: «Kiiselii syvväh kanhazella, a maiduo orazell»  (Кисель едят ковшечком, а молоко шильцем). На протяжении веков карелы накопили опыт приготовления большого количества постных блюд из репы, толокна, сушёной рыбы, гороха и ягод. Но значительная часть этих блюд сейчас забыта.  Почти у всех групп карел существовали запреты на употребление того или иного вида мяса. Одни никогда не ели конину, другие — медвежатину, считая медведя оборотнем человека, третьи отвергали зайчатину, потому что лапы зайца схожи по виду с собачьими. За грех считали есть мясо молодого телёнка.
У карелов было много специальных обрядовых блюд, которые готовили по случаю того или иного события в жизни человека. Например, рыбник — обязательное блюдо на всех торжествах и на поминальном обеде.
К обрядовым блюдам относили каши, кисель, из злаковых — ячмень. Карельское название ячменя — ozra- что созвучно слову oza — счастье. Всегда праздничными блюдами (исключая семьи охотников) были тушёная под крышкой в чугунке дичь или мясо домашних животных, жаркое из мяса в сковороде и холодец. Яичница тоже использовалась как обрядовая пища (в быту яйца отваривали в сковороде или запекали на поду печи). Поминальными были и «кабуши», приготовляемые из подсоленного сыра без выпекания в печи. Обрядовые хлеба также пекли на Пасху (кулич, «пасха»), на Великий четверг (хлебец на выпуск скота) и другие.

  Каллимтико (рыба с жареным картофелем)
Картофель 150 г, 1/4 яйца, сельдь свежая 40 г, лук репчатый 20 г, масло подсолнечное 10 г, молоко 25 г, мука пшеничная 3 г, соль.
Сырой картофель, нарезанный ломтиками, кладут ровным слоем на сковороду, окружают бордюром из тонких ломтиков сельди, посыпают рубленым луком, мукой, солью, поливают маслом и запекают до готовности картофеля. Затем рыбу поливают яично-молочной смесью, и блюдо запекают вторично.

Калитки картофельные
Мука 230 г, картофель 750 г, молоко 250 г, маргарин сливочный 50 г, сметана 75 г, соль.
Из пресного теста формуют круглые лепешки, на середину каждой кладут начинку из картофельного пюре, разведенного горячим молоком и смешанного с маслом или маргарином. Края лепешек защипывают, изделия смазывают сметаной и выпекают в жарочном шкафу.

Калаладика со свининой (запеканка)
Картофель 150 г, сельдь соленая или свежая 20 г, свинина 20 г, лук репчатый 20 г, 1/5 яйца, мука 3 г, молоко 25 г, жир 5 г, соль.
Филе свежей или соленой сельди нарезают кусочками. Ломтики сырого картофеля кладут слоем на противень, посыпают кусочками сельди и нарезанным репчатым луком; сверху укладывают еще один слой картофеля и слой жирной свинины. Посыпают репчатым луком, накрывают слоем картофеля, поливают жиром и запекают. Готовое блюдо заливают яйцами, смешанными с мукой, солью и молоком, и вторично запекают. Подают горячим, разрезав на порции.

Фольклор
Основной формой духовной культуры карел являлось устно-поэтическое творчество.
Эпос карел считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он формировался в основном в I тысячелетии новой эры, древнейшие пласты возникли в более раннее время.
Прозаические фольклорные произведения представлены историческими, топонимическими преданиями, легендами о кладах. Многочисленны различные сказки, малые формы фольклора (пословицы, поговорки, загадки). В настоящее время карельский фольклор оказывает заметное влияние на развитие профессиональной культуры Карелии. Писатели карелы создают свои произведения в основе на русского и финского языка.
Фольклор представлен древнейшими эпическими песнями (рунами), сопровождавшимися игрой на щипковом инструменте кантеле.  Эпические песни (руны), собранные финским исследователем Э. Лённротом, составили основу “Калевалы”. Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22 795 стихов. Начиная с 1935 года  мировая общественность ежегодно 28 февраля отмечает «День Калевалы», день, когда Э.Лённрот подписал предисловие и передал «Калевалу» для публикации. Она вышла в свет в 1836 году двумя книгами тиражом в 500 экземпляров.
По утверждению исследователей, этому произведению не менее 4000 лет и оно существовало задолго до образования карельского и финского народов. Именно земле Карелии мы благодарны за сохранение этого величайшего наследия предков. И это далеко не последняя нематериальная ценность, которую жители страны священных озёр сохранили для нас.
Перечислим основные эпические сюжеты:
1) мироздание из яйца морского ястреба или утки;
2) кузнец Ильмаринен выковывает небосвод;
3) состязание Вяйнямейнена и Ёукахайнена в пении и силе магических заклинаний;
4) рождение огня;
5) рождение железа;
6) руна об изготовлении Сампо;
7) руна о Большом дубе;
8 ) освобождение солнца и месяца;
9) рождение медведя;
10) погоня за лосем и т.д.
Калевала — один из немногих величайших памятников человеческого Знания, дошедших до наших дней. Калевала стоит в одном ряду с такими текстами, как Дао — Дэ цзин, Библия, Веды, Авеста, Коран. Это сконцентрированная мудрость северных народов, воплощённая в эпосе. Читать её и понимать — значит познавать код бытия наших предков.
Пословицы (Sananpolvet)

Olis oksan ottajua, ku olis kuuzen kuadajua Если бы кто дерево свалил, было бы кому сучья взять.
Vierii kivi ei sammaldu. Катящийся камень мхом не зарастет.
Kedã enãmbãl suvaijah, sidã enãmbãl I paištah Кого больше любят, о том больше и говорят.
Kuolemah varustai, a ruistu kũlvã. К смерти готовься, а рожь посей.
Iče vie ukses , a kieli jo Anukses. Сам еще в дверях, а язык уже в Олонце.
ũhtel suul itket da i nagrat. Одним ртом плачешь и смеешься
Konzu mieldũ juattih, hũő sũviã undu muattih. Когда ум раздавали, они очень крепко спали.
Eliã rauhas tahtou rahvas. Жить в мире хочет народ
Midã kuokit, sidã n’uokit. Что посеешь, то и пожнешь.
Vaikkani olii vallan ottau. Молчание — золото
Sanottu sada rubl’ua maksau, a sanomatoi on hinnatoi. Сказанное сто рублей стоит, а не сказанное — бесценно
Ălã varua kőũhũttũ, varua vahnuttu. Не бойся бедности, а бойся старости
Ălã varua, ãlãgo torua. Не бойся, но и не дерись

В Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, «жестокие» любовные романсы.
Важной приметой созданных в Карелии музыкальных произведений является их глубокая связь с песенным и поэтическим фольклором.
Особое место в фольклоре карел занимают эпические песни (руны). Большая часть рун была записана на северо-западе Карелии. Обычно руны исполнялись двумя певцами под сопровождение щипкового музыкального инструмента kandeleh, похожего на русские гусли. Рунопевческие традиции стали символом Карелии.
Из эпических песен бытовали героические и исторические. Другие жанры поэтического творчества представлены лирическими, свадебными, шуточными, плясовыми песнями. На севере Карелии получили распространение короткие поэтические произведения joigu — раздольные мелодии, посвящённые любовным похождениям молодых парней. Исполнялись они тоже юношами. В  XIX веке под воздействием русских частушек появились рифмованные четверостишья piirileiki laulut.
Эпические и лирические песни, обрядовые песни исполнялись в строгом соответствии с жизненными обстоятельствами.
Оригинальны карельские танцы. Наибольшее распространение получили различные кадрили.
На карельские танцы оказали влияние танцы соседних народностей. Под калевальские, лирические и эпические песни танцевали в кругу, шеренгой и парами. Под песни на рифмованные стихи водили хороводы. Для карельских народных танцев характерна свободная импровизация в ритме музыки. Почти все карельские танцы основаны на шаге, пробежке, или на «парадном» шаге.
Характерен лаконизм: в танцах нет ничего лишнего. Повторяется хорошо знакомый шаг, нет сложных фигур. Карельские народные танцы часто начинаются и заканчиваются кругом.
Крууга – форма коллективных танцев-шествий цепочной или подобием колонны. Распространена преимущественно в Беломорской Карелии, хотя известна почти во всех регионах компактного проживания карелов. Выявлено несколько местных версий крууг. Крууги сложились под влиянием шведских и финских цепочных полосок, а также так называемых «утушных» хороводов русских.
Структура праздничной рухи п. Калевала свидетельствует о приуроченности её к периоду летнего солнцеворота: построение танцоров полукругом, многократные прохождения танцоров в «воротца», наличие ложных ходов – «выворачиваний» цепочки. Танец исполняется и на свадьбах. Его распорядителем является свадебный чин – колдун патьвашка. Крууги принято исполнять в сопровождении песен разнообразных по жанру и этнической принадлежности, позднее — и в сопровождении музыкальных инструментов.
Координация хореографических и музыкально-поэтических ритмических структур характеризуется достаточной свободой. Это касается практически всех локальных версий крууг. Ритмические структуры хореографии и музыки становятся более координированными в сравнении с ритмикой крууг, исполняемых под песни. Некоторые современные крууги в начале XIX века были играми.
Народные танцы — танху — можно разделить на три группы: бытовавшие в Южной Карелии, Приладожской Карелии и Беломорской Карелии.
В прошлом в Карелии бытовало несколько сот игр-танцев (ристукондра, кадриль более 20 вариантов, хумахус, пиирилейки, шинка, крууга, кясикиса и др.). Одна из важнейших особенностей хореографии карел обязательная импровизационная часть танца.
Пиирилейкки или пийрилейкки  (piirileikki – игры в кругу — финское, собственно карел.) — музыкально-хореографическая форма традиционной молодёжной культуры финнов, ингерманландцев, беломорских карелов.
Сформировались на основе старых танцев в кругу – rinkitanssi (финское), ringatans (шведское), rinkihyppyt (прыжки в кругу, финское), полсок и обособились к середине ХIХ века. Исполнялись под песни между танцами, сопровождаемыми музыкантами-инструменталистами. Приглашали на пиирилейкки и парни, и девушки. Основа движений – шаг во всем жанровом разнообразии; для финнов и ингерманландцев характерны прыжки в кругу, взявшись за руки или за концы носового платка.
Осенью и зимой карелы вечеряли — собирались вечером в каком-либо доме, где девушки занимались рукоделием, а парни пели и аккомпанировали. В перерывах все вместе играли в игры. Обычно, когда вечеряли, не танцевали.

Язык и письменность
Карельский язык принадлежит финно-угорской группе уральской языковой семьи. Наиболее близки карельскому языки таких народов как вепсы, ижора, водь, эстонцы, финны, ливы. По мнению языковедов, из языка-основы (древнекарельского языка) возникли ижорский язык, восточно-финские диалекты финского языка.
В карельском языке, прошедшем длительный путь исторического развития, имеются летто-литовские, или балтийские, германские, славянские заимствования.  Отечественные языковеды выделяют 3 диалекта (наречия): собственно карельский, ливвиковский, людиковский, имеющие заметные отличия и ряд говоров.
Финские исследователи считают эти диалекты самостоятельными языками, при этом в карельском языке выделяют северный и южный диалекты. Распространён также финский язык.

В 1931 году был составлен и внедрён латинизированный карельский алфавит:

Aa Ää Bb Cc Çç Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Öö Pp Rr Ss Şş Tt Yy Uu Vv Zz Ƶƶ з ь ȷ

В 1937 карельский алфавит был переведён на кириллицу. Первоначально было предложено два проекта кириллического карельского алфавита. В первом проекте предлагалось использовать русский алфавит (без буквы ы) с дополнительными буквами ӓ ӧ ӱ ю̈ я̈ дж. Во втором варианте предлагалось отказаться от русских букв ё й ъ э и добавить буквы і ē ā ō ӯ ӡ. Однако в итоге был принят алфавит с дополнительными буквами ä ö ÿ. В 1940 году издание литературы на карельском языке прекратилось.
C 1940-х годов до конца XX века — язык бытового общения, поскольку в 1940 году директивно был лишен статуса официального языка во всех национально-территориальных образованиях на территории СССР и принудительно вытеснен из всех сфер применения, кроме бытовой. Государственным языком Карело-Финской ССР был объявлен финский.
В последнее время карельская письменность активно возрождается. Современная письменность функционирует на основе латиницы. Первоначально, в конце 1980-х — начале 1990-х годов для каждого из основных диалектов карельского языка были созданы свои алфавиты.

Алфавит ливвиковского диалекта (редакция утверждена в 1989 году)

A a B b Č č D d Ǯ ǯ E e F f G g
H h I i J j K k L l M m N n O o
P p R r S s Š š Z z Ž ž T t U u
V v Ü ü Ä ä Ö ö      

Алфавит тверского наречия карельского языка

Aa Bb Cc Čč Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll L’l’ Mm Nn N’n’ Oo Pp Rr R’r’ Šš Ss S’s’ Zz Z’z’ Žž Tt T’t’ Uu Vv Üü Ää Öö

В 2007 году был утверждён новый алфавит карельского языка, единый для всех диалектов.
Единый алфавит карельского языка (редакция утверждена постановлением Правительства Республики Карелия № 37-П от 16.03.2007)

A a B b Č č D d E e F f G g
H h I i J j K k L l M m N n
O o P p R r S s Š š Z z Ž ž
T t U u V v Y y Ä ä Ö ö

 Краткий разговорник:

Jiägiä tervehekse! — До свидания!
Passibo! Kiitos! — Спасибо!
Hüviä päiviä! — Добрый день!
Prostikkua! Andakkua andiekse! — Извините!
Pagizettogo omua kiedü? — Вы говорите по-карельски?
Leibü suolu süöjile ! — Приятного аппетита! 
Hivia uuttu vuottu! — С Новым годом!
Da, Niin — да.
Еi — нет.